ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
рабочая программа

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

 Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_raboty_s_odarennymi_detmi.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»



ПРОГРАММА     РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ПО РУССКОМУ   ЯЗЫКУ   И   ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

НА 2021-2022       УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Борщева Н.А..,

 учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

с. Елизарово

2021

Пояснительная записка.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

 Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

     Необходимо учитывать  то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

     Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

     

Задачи:

  1. оказание помощи одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях);
  2. организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  3. выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
  4. - интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  5. организация проектной деятельности;
  6. забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  7.  использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.
  8. обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.

 

Основные направления программы

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4) кружковая деятельность.

Ожидаемые результаты:

  1. положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
  2.  рост численности обучающихся, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.

Формы работы с одаренными учащимися.

           групповые занятия  с сильными учащимися;

           факультатив;

           кружковая работа;

           конкурсы и конференции;

           интеллектуальный марафон;

           участие в олимпиадах;

           индивидуальные консультации.

      Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

           с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

           в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

           какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь;  результативность деятельности с одаренными детьми.

      Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

 

При реализации направлений программы применяются следующие формы и методики образовательной деятельности:

  1. использование современных информационных технологий;
  2. дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников;
  3. использование различных форм проектной и исследовательской деятельности;
  4. сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.

Содержание работы

 

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе


Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы используются сборники олимпиадных задач, среди которых:

Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2015

Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 2015.

Сборники «Русский медвежонок», «Пегас».

Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005

Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.

Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Выполнение заданий олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

 

  1. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

- развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;

- координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

- подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого планируется работа по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

Этапы выполнения научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
  2. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы
  3. Изучение научной литературы по теме исследования.
  4. Выполнение практической части исследовательской работы.

5.  Анализ результатов. Выводы.

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

 

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  1. игра-конкурс «Русский медвежонок»;
  2. литературные чтения «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»;
  3. конкурс чтецов «Живая классика»;
  4. конкурс «Волшебная шкатулка»;
  5. конкурс «Берега Дружбы»
  6. конкурсы сочинений.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.

 

План работы

с одаренными детьми  

на 2021-2022 гг.

 

Содержание работы

Направление

и формы

Сроки

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Внеурочная деятельность; организация познавательных мероприятий

Сентябрь

2

Составление списка одаренных обучающихся по русскому языку и литературе

Диагностические работы, анкетирование

Сентябрь

3

Планирование работы с одаренными детьми

Сентябрь

4

Участие в школьном и муниципальном турах олимпиад по русскому языку и литературе

Консультации, выполнение олимпиадных заданий

Октябрь-Ноябрь

5

Участие в конкурсах творческих работ

Внеурочная деятельность; организация познавательных мероприятий

В течение года

6

Участие в школьных, муниципальных, общероссийских НПК

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

В течение года

7

Участие во Всероссийских конкурсах «Живая классика», «Русский медвежонок»

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

Январь-Март

8

Совместная работа со школьной библиотекой

Акции. Библиотечные уроки.

В течение года

9

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Диагностические работы, анкетирование

В течение года

10

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность.

Индивидуальная работа, консультации

В течение года

11

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе

Индивидуальная работа, консультации

В течение года

12

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, электронных энциклопедий.

Индивидуальная работа, консультации

В течение года

13

Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих

Индивидуальная работа, консультации

В течение года

14

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

Индивидуальная работа, консультации

В течение года

15

Подведение итогов. Поощрение одаренных детей.

Грамоты, дипломы.

май



 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

 

  1. www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
  2.  www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
  3.  www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
  4. www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»
  5. http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
  6. www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
  7. http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал.Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе 
  8. http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе. Урочная и внеурочная.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию спосо...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают  мероприятия по государственной поддержке способн...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2020 годы.

Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных детей....

Программа "Школа талантов" по работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Программа «Школа талантов» по работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе  способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовате...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе направлена на поддержку и развитие одаренных детей....

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2020-2025 годы

Программаработы с одаренными детьмипо русскому языку и литературена 2020-2025 годы...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Программа работы с одаренными детьми  5-9 класса...