Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2020-2025 годы
материал

Сергеева Светлана Николаевна

Программа

работы с одаренными детьми

по русскому языку и литературе

на 2020-2025 годы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx49.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Будницкая основная школа»

Велижского района Смоленской области

                                                                 

Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

протокол №____ от

«     »  августа 2020 г.

Утверждаю

директор МБОУ «Будницкая ОШ»

__________(Д.Ф. Иванькова)

Приказ №____от

«    »  августа 2020 г.

Программа

работы с одаренными детьми

по русскому языку и литературе

на 2020-2025 годы

Подготовила: Сергеева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Будница,

2020

Паспорт программы

Наименование программы

«Одаренные дети»

Основания        для        разработки программы

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2020 - 2025 годы.

-Федеральный государственный образовательный стандарт..

  • Методические рекомендации по организации учебно- воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МОБУ «Будницкая ОШ».

Срок реализации программы

2020 - 2025 годы

Составители программы

Администрация школы

Исполнители        основных мероприятий программы

Педагогический коллектив школы

Соисполнители

обучающиеся, родители обучающихся

Ожидаемые        конечные результаты программы

  • Увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
  • создание индивидуальных образовательных программ;

  • повышение        квалификации        педагогов,        работающих        с одаренными детьми;
  • совершенствование системы работы с одаренными детьми.

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях педагогических советах, родительских собраниях.

Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

 

Цели работы с одаренными детьми:

  • выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;
  • самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
  • проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;
  • формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
  • творческая самореализация выпускника начальной школы;
  • обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;
  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
  • осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
  • грамотное построение устной и письменной речи;
  • выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
  • извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
  • самостоятельно создавать алгоритм действий;
  • обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;

устанавливать аналогии;

  • владеть общим рядом приемом решения задач;

выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;

  • понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
  • использовать разные географические средства;
  • замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;

Личностные УУД:

  • основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
  • чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего

ответственность за судьбу России;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;

Умения: 

  • проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,

выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в

цели;

  • работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,

оратор и др.

  • стремление к самосовершенствованию;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД:

  • замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
  • оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
  • адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
  • составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
  • прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
  • самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
  • понимать значение работы над устранением ошибок;
  • находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
  • подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
  • различать способ и результат действия;

Коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
  • с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
  • брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
  • анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
  • выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
  • составлять внутренний план действий;

Этапы реализации

Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2020 по 2025 годы.

Первый этап диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2020-2021 учебном году. Он включает в себя:

  • создание нормативно-правовой базы;
  • обеспечение материально-технической базы;
  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  • изучение контингента обучающихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
  • разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этап организационно-практический, этап реализации (2021-2023 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
  • методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
  • психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2024 году (рефлексивно- обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  • мониторинг личных достижений обучающихся;
  • анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и основной школы;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Участие во всероссийской олимпиаде школьников;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы,        интеллектуальные        игры,        фестивали,        спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих курсов внеурочной деятельности по способностям;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио.
  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип        создания        комфортных        условий        для        совместной        работы обучающихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно- воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора обучающимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

Ожидаемые результаты

  • создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  • разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями обучающихся.
  • использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  • разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно- эстетической и исследовательской деятельности.
  • обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2020-2025 годы

№ п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Подготовительная работа

1

Формирование банка данных «Одаренные дети»:

  • Организация раннего выявления и поддержки детей с задатками творческой одаренности;
  • Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных обучающихся;
  • Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении;
  • Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности,

достижений обучающихся.

2020-2021

Завуч, старшая вожатая

2

Развитие        взаимодействия        с        семьей одаренного ребенка.

2020-2021

Завуч, старшая вожатая, классные руководители

3

Разработка                индивидуальных образовательных        программ        в соответствии с особенностями одаренного ребенка.

2020-2021

Творческие        группы учителей-предметников

Научно-методическое и образовательное направление

1

Создание        системы        дополнительного

Ежегодно

Администрация

образования        как        условия        для саморазвития и самореализации.

2

Апробация        и        внедрение        программ развития и поддержки одаренности.

С        2020

года

Завуч, учителя-предметники

3

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса.

2020-2025

Администрация

4

Повышение        квалификации        кадров, работающих с одаренными детьми.

2020-2025

Администрация

5

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития.

2020-2025

классные руководители

6

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей.

2020-2025

Педагоги школы

План деятельности на 2021-2022 учебный год

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организационная работа

1

Утверждение и согласование плана работы на текущий год.

Август

Завуч

2.

Формирование        банка        данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

В течение года

Завуч, классные руководители

3

Обеспечение        индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки обучающихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

В течение года

учителя- предметники

4

Формирование пакета олимпиадных заданий по предметам для проведения школьного этапа предметных олимпиад.

Октябрь

Завуч,        учителя- предметники

5

Формирование групп обучающихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных обучающихся силами учителей школы.

Сентябрь

Завуч,        учителя- предметники

6

Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через внеурочную деятельность.

В течение года

Классные руководители

7

Организация        школьного        этапа Всероссийской олимпиады школьников среди 5-9-х классов, олимпиады младших школьников.

Октябрь, ноябрь

Завуч

8

Организация проектной деятельности (разработка защита, реализация школьных проектов, участие в  конкурсах проектов).

В течение года

Зам. директора по УВР,        учителя- предметники

9

Организация подготовки школьников к участию в муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников.

Октябрь-январь

Завуч,        учителя- предметники

10

Анализ работы с одарёнными детьми, перспективы в работе на 2021-2022 учебный год.

Май

Завуч

Классные руководители

Методическая работа

11

Оказание методической помощи в разработке        программ,        пособий, проведении мероприятий, классных часов профилактической направленности.

В течение года

Завуч

12

Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках.

В течение года

Завуч

13

Обновление        нормативно-правовой документации по организации работы с одарёнными обучающимися.

В течение года

Завуч

14

Взаимопосещение уроков с целью наблюдения        за        деятельностью обучающихся с повышенными учебными способностями.

В течение года

Завуч,        учителя- предметники

Организация деятельности с обучающимися

15

Проведение предметных недель.

В течение года

Завуч,        учителя- предметники

16

Участие школьников в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах различного уровня.

В течение года

Завуч, учителя - предметники

17

Участие обучающихся в интернет- олимпиадах, вузовских олимпиадах.

В течение года

Завуч, учителя - предметники

18

Пополнение «Портфолио достижений» обучающихся школы.

В течение года

Классные руководители

Используемая литература


1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 2016
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 2015.
3.  Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2012.
4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают  мероприятия по государственной поддержке способн...

Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2019 учебные года

Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает ряд  мероприятий по государственной поддержке способных и талантливых учащихся. Это делает актуальной проблему методичес...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2020 годы.

Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных детей....

Программа "Школа талантов" по работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Программа «Школа талантов» по работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе  способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовате...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе направлена на поддержку и развитие одаренных детей....

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренност...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Программа работы с одаренными детьми  5-9 класса...