Программа внеурочной деятельности "Мы-славяне"
рабочая программа (5 класс)

Юдакова Наталья Борисовна

Программа  «Мы - славяне» - это очень интересный, красивый и высоконравственный курс. Программа курса составлена на основе  факультативного курса М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение».

 Программа имеет интегрированный характер, включающий в себя: знакомство с народным календарём, древнеславянской мифологией , народными промыслами и народными праздниками.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для учащихся 5 классов.

Актуальность курса «Мы-славяне»» определяется тем, что он способен возродить прерванные связи и вернуть людей на круг национального традиционного бытия, национального традиционного самосознания и тем самым возродить и нравственность, и высокую культуру русского народа.

Цель курса: формирование представлений о народной художественной культуре, как части духовной культуры, приобщение слушателей к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса, повышения их художественного развития и формирования нравственно - эстетических потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа  «Мы - славяне» - это очень интересный, красивый и высоконравственный курс. Программа курса составлена на основе  факультативного курса М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение».

 Программа имеет интегрированный характер, включающий в себя: знакомство с народным календарём, древнеславянской мифологией , народными промыслами и народными праздниками.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для учащихся 5 классов.

Актуальность курса «Народная художественная культура» определяется тем, что он способен возродить прерванные связи и вернуть людей на круг национального традиционного бытия, национального традиционного самосознания и тем самым возродить и нравственность, и высокую культуру русского народа.

Цель курса: формирование представлений о народной художественной культуре, как части духовной культуры, приобщение слушателей к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса, повышения их художественного развития и формирования нравственно - эстетических потребностей.

Задачи  курса:

1.Сохранение и возрождение национальной культуры.

2.Показать русскую народную художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание  и отразившую русский национальный менталитет.

3. Приобщить учащихся к национальной духовной культуре, как части мировой культуры, познакомить с её многообразием и возвышенным нравственным миром.

Новизна программы. Одна из ведущих идей данного курса, его принципиальное отличие от других заключается в том, что через народную художественную культуру можно сформировать у учащихся  представление о культуре и цивилизации во всём их многообразии, понять межкультурные связи, объединяющие, а не разъединяющие человечество, научить их ориентироваться в сложном и многообразном мире современной художественной и духовной культуры.

Принцип построения курса

С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времён года русским народом-землепашцем представляет главную идею курса.

В ходе работы над освоением народного календаря происходит знакомство с важнейшими годовыми народными и христианскими праздниками, с их глубоким духовным смыслом и с тем, как менялись под их влиянием устойчивые дохристианские представления и складывался своеобразный народный месяцеслов.

Структура и содержание курса

Сюжет занятий построен на освоении мировоззренческой проблеме «Единство годового круга природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут. Учащиеся узнают, как космогонитические представления народа выявляют себя через стройную систему загадок, через сюжеты и образы народных сказок; какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после неё; как эти возрения отражаются в календарных обрядах, в символике народного костюма и жилища.

Курс «Народная художественная культура» имеет интегрированный характер, включающий в себя: знакомство с народным календарём, древнеславянской мифологией , народными промыслами и народными праздниками.

Введение. Мы – славяне. (1час).

1. Народный календарь (11 часов).

2. Древнеславянская мифология (8 часов)

3. Народные праздники и обряды (Зимние и Зелёные Святки, Масленица, Рождество, Крещение, Егорьев день, Благовещение, Вербное воскресенье – 9 часов).

4. Изобразительное прикладное искусство (4 часа).

5. Обобщающий урок-праздник. (2 часа)

Введение включает в себя ознакомление учащихся с целями и задачами  курса «Мы-славяне», кругом вопросов и тем, с которыми им предстоит работать в процессе обучения.

Первый раздел знакомит учащихся с народным календарём, основой жизни наших предков.

Второй раздел рассказывает о происхождении славян, истоках культуры и характере древнеславянской мифологии; знакомит слушателей с устным народным творчеством: былинами, сказками, преданиями и т.п.; прослеживая в них отражение представлений человека об окружающем мире, о взаимоотношениях человека и природы, человека и Бога, человека и человека.

Третий раздел посвящён народным праздникам и обрядам. Материал данного раздела основан на местных народных традициях.

Четвёртый  раздел рассматривает формы и виды декоративно - прикладного искусство, как части народной художественной культуры. Учащиеся  знакомятся с декоративной композицией в прикладном искусстве, с её особым художественным миром, условным порядком и ритмической организацией; с орнаментом, как определённой разновидностью изобразительного искусства; с историей искусства первобытнообщинного строя.

Пятый раздел – итог,  урок – праздник. Ученики представляют свои проекты, музыкальные  и театральные номера.

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

- понимать особенности народной  художественной  культуры;

- осознавать свою этническую принадлежность;

-проявлять интерес к истории и культуре своего народа и других национальностей;

- различным техникам изобразительного прикладного искусства;

Ученик научится:

  •  приёмам художественной деятельности на основе понимания содержательного смысла художественного образа, языка декоративно –прикладного искусства;
  • умению связывать язык декоративно-прикладного искусства с теми или иными явлениями жизни общества, которые породили данный вид искусства;
  • создавать художественные образы вещей по типу мастеров разных художественных ремёсел на основе понимания мотива и сюжетов народного искусства, его основных принципов – повтора, вариации, импровизации;
  • выражать своё собственное отношение к искусству и деятельности
  • использовать свои знания в нестандартных ситуациях, проявлять самостоятельность и инициативность в выборе средств при выполнении творческих заданий;  
  • самостоятельно пользоваться литературными источниками, анализировать и компоновать материал.


Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1

Введение. Мы-славяне.

1

2

Народный календарь. Семён-летопроводец

1

3

Древнеславянская мифология

1

4

Перун-бог грома и молнии

1

5

Велес-«скотий бог»

1

6

Даждьбог–бог Солнца

1

7

Народный календарь. Покров.

1

8

Световид–«Бог богов»

1

9

Народный календарь. Харитины – первые холстины.

1

10

Макошь– Мать сыра Земля

1

11

Лада-богиня юности, любви и красоты.

1

12

Народный календарь. Кузьминки.

1

13

Купало, Ярило,Кострома.

1

14

Народный календарь. Михайлов день.

1

15-16

Зимние Святки.

2

17

Крещение

1

18

Масленица

1

19

Народный календарь. Сретенье.

1

20-23

Декоративно-  прикладное искусство – часть народной культуры.

4

24

Народный календарь. Сороки.

1

25

Егорьев день.

1

26

Благовещение.

1

27

Вербное воскресенье

1

28

Светлое воскресенье.

1

29

Народный календарь. Красная горка.

1

30

Зелёные Святки

1

31

Народный календарь. Иван Купало.

1

32

Народный календарь. Ильин день.

1

33

Народный календарь. Первый, второй и третий Спас.

1

34-35

Обобщающий урок – праздник.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...