Литературно-музыкальная композиция по А.С.Пушкину "Повести И.П. Белкина "Метель"
методическая разработка (7 класс)

Пастущина Галина Ивановна

“Повести Белкина” А.С. Пушкина вызывают живой интерес у школьников. Педагогу нужно так организовать работу над произведением, чтобы интерес у ребят не пропал, чтобы у них возникала потребность вновь и вновь перечитывать эти произведения.

Повесть “Метель” входит в цикл “Повестей Белкина”, написанный А.С. Пушкиным в 1830 году в Болдино. 

Ныне никто не оспаривает заслуги Пушкина в развитии русской прозы, и потому понятен интерес к его первым повестям, и не только читательский, но и с точки зрения теории прозы — разобраться в сюжетных ходах, композиционном строении повестей, в конце концов, только так и можно проникнуть в тайны литературного мастерства.

Очень поучительно, в этом смысле, попытаться рассмотреть сюжет и композицию одной из «Повестей Белкина» — «Метели», может быть, самой поэтичной повести цикла. Не случайно именно к ней написаны, спустя более ста лет, прекрасные музыкальные иллюстрации Г. Свиридова, тотчас же выделившие эту повесть из ряда других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturno-muzykalnoy_kompozitsii.docx27.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции «А.С.Пушкин"Повести Ивана Петровича Белкина»

Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов.

Цель: обобщить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина через участие в литературной гостиной.

Задачи:

  • пробудить интерес к произведениям А.С. Пушкина через  использование   инсценировок, театрализованного чтения  и информационно-визуального материала о литературных героях поэта;
  • создать эмоциональную атмосферу для формирования любви к чтению, к книге, для привития интереса к театральному искусству, музыке;
  • формировать культуру речи, коммуникативные навыки учащихся, расширить их словарный запас;
  • закрепить навыки выразительного чтения стихотворных и прозаических текстов.

Программа литературной гостиной:

  • Театрализованная литературно-музыкальная  композиция «В салонах пушкинской поры» с использованием презентации «И с каждой осенью я расцветаю вновь…».
  • Инсценировки произведений: «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Моцарт и Сальери», «Пиковая дама».
  • Виртуальная экскурсия «Музеи литературных героев А.С.Пушкина» с использованием презентации «Музеи пушкинских героев».
  • Игры и конкурсы: «Живые картины», «Сочиняем мадригал», «Альбомы барышень», «Буриме», конкурс «портретистов», «Литературные фанты».
  • Исполнение романсов, бальных танцев.
  • Награждение победителей конкурсов, активных участников.

 Оформление, наглядность:

Портреты, стенгазеты, иллюстрации, выставка книг, картины; предметы мебели, пианино.

Техническое и программное обеспечение: 

  • компьютер с программой PowerPoint 2007/10,  программой Windows Media Center, Windows Media Player (WMP) для прослушивания звуковых файлов (mp3);
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • звуковые колонки.                                                                                                                                                        

Помещение. Необходимо определить, в каком именно помещении будет происходить мероприятие, продумать, как его украсить для создания необходимой атмосферы пушкинской поры. Можно использовать в качестве примера   интерьеры музея литературных героев «Повестей Белкина»  (http://www.liveinternet.ru/users/dinka-irinka/post286036687/)

Формирование праздничной общности. Необходимо заранее написать объявление, провести беседы-приглашения с участниками литературной гостиной.

                               

Костюмы. Важно продумать  все элементы костюмов участников представления, провести со школьниками  беседы об истории костюма пушкинских времен.

http://www.happyplus.ru/2010-12-26-14-55-55/2010-12-26-19-24-00/336-2011-06-23-06-57-33.html,

http://www.liveinternet.ru/users/4408052/post361879771/

Реквизит. Подготовьте инвентарь для сценического действия, игр, предметы бутафории.

http://project.1september.ru/works/594621

Звуковое и музыкальное оформление. Ни одно мероприятие не может быть полноценным без звукового и музыкального оформления. Поэтому необходимо заранее определить  порядок очередности звучания музыкальных фрагментов.

При проведении литературной гостиной «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» рекомендуется использование следующих музыкальных произведений:

  • «Метель» Г. В. Свиридов
  • Каменный гость» А. С. Даргомыжский (завершали Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков)
  • «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н. А. Римский-Корсаков
  • Борис Годунов» М. П. Мусоргский
  • «Русалка» А. С. Даргомыжский
  • «Алеко», «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинов
  • «Дубровский» Э. Ф. Направник (Рахманинов и Направник написали музыку после смерти А. С. Пушкина.)
  • «Времена года» П.И.Чайковский

В онегинскую эпоху на балах, на музыкальных вечерах звучала музыка В. А. Моцарта, Д. Чимароза, А. Сальери, А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева, Дж. Россини «Сивильский цирюльник».

Содержание:

От автора:

В конце 1811 года, в эпоху достопамятную, жил в своем поместье Ненорадове добрый Гаврила Гаврилович. Он славился своим гостеприимством.

        К нему ездили соседи, больше всего они хотели посмотреть на его дочку Марью Гавриловну – бледную 17-летнюю девицу. Она была воспитана на французских романах, разумеется, была влюблена. Предмет, избранный ею был бедный армейский прапорщик.

        Наши любовники были в переписке и встречались наедине в сосновой роще. Наступила зима, и свидания прекратились. Владимир Николаевич уговаривал Марью Гавриловну бежать и тайно обвенчаться. Марья Гавриловна долго колебалась и согласилась.

        Венчаться решили в соседней деревне Шадрино, где молодые должны были встретиться, но началась метель!

(Сцена в церкви. Церковные песнопения. «Венчание»)

        Марья Гавриловна сидит на скамейке в очень плохом состоянии, ее поддерживает служанка. Входит Бурмин (быстрым шагом). Его все приняли за жениха.

Один из друзей говорит:

-  Помилуй, где ты замешкался. Невеста в обмороке. Мы готовы были ехать назад.

Бурмин:

- Начинайте.

Звучит духовная музыка, начинается венчание.

Батюшка:

 - Поцелуйтесь.

Невеста вскрикивает:

 - Это не он!

Бурмин убегает.

От автора.

Настоящее венчание не состоялось. Но вернемся к добрым ненарадовским помещикам.

К вечеру Маша занемогла, бедная больная две недели находилась у «края гроба».

Но между тем барышня начала выздоравливать.

        Владимир прислал родителям невесты полусумашедшее письмо. Он объявил им, что ноги его больше не будет в их доме, просил забыть о нем, для которого смерть остается единою надеждою.

        Через несколько дней узнали, Владимир уехал в армию. Это было в 1812 году.

        Долго в их доме не упоминалось его имя. Война была кончена. Полки возвращались домой.

        В их дом явился раненый гусарский полковник Бурмин. С «Георгием» в петлице и с интересной бледностью, как говорили «тамошние» барышни.

        Соседи говорили о свадьбе. Добрая Прасковья Петровна радовалась, что ее дочь нашла себе достойного жениха.

Играет «Марш» Свиридова. Бурмин надевает «гусарку» и идет в сад, где на скамейке сидит Маша с томиком в руке. Звучит «Романс» Свиридова.

Бурмин:

 - Как Ваше самочувствие. Я давно искал случая открыть Вам своё сердце. Я прошу Вас минуты внимания:

«Я Вас люблю, я Вас люблю страстно. Я поступил неострожно, предаваясь привычке видеть Вас ежедневно. Теперь уже поздно противиться судьбе моей, воспоминания о Вас, Ваш милый образ будет мучением отрадою моей жизни. Мне еще остается открыть Вам ужасную тайну и положить между нами преграду».

Марья Гавриловна:

 - Я никогда не могла быть вашей женою.

Бурмин:

 - Знаю, знаю что некогда Вы любили другого. Милая, добрая Марья Гавриловна, не терзайте меня. Я несчастнейшее создание, я – женат. Я женат уже четвертый год.

Маша:

 - Что вы говорите? Как это странно.

Звучит «Романс».

Бурмин:

 - В начале 1812 года я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехал на станцию вечером, заложили лошадей, но вдруг началась метель. Я никого не послушал и велел ехать. Буря не утихала. Мы приехали в деревню, в церкви горел огонь. Я вошел. Встал подле невесты. Непростительная ветреность… Нас обвенчали. Жена моя обратила на меня бледное лицо. Она вскрикнула и упала без памяти. Я повернулся и вышел из церкви.

Маша:

 - Боже мой! Вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою?

Бурмин:

 - Не знаю, не знаю как зовут деревню. Слуга умер, так что я не имею надежды отыскать ту, над которой так жестоко подшутил.

Маша:

 - Боже мой, Боже мой! (схватив его за руку) Так это были вы?! И вы не узнаете меня?

Бурмин падает на колени и звучит финальный «Марш» Свиридова.

Информационные источники:

Литература

  • А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 3 томах. – М.:Художественная литература,1985
  • Аудиобиблиотека школьника. А.С. Пушкин. Стихотворения и поэмы.mp3, аудиокнига, Гостелерадиофонд. ООО «Бизнессофт», Россия, 2007
  • Елесеева И. Как соткать полотно зрелища: методика работы при подготовке мас. мероприятий] /Елесеева И. //Библиотека.-2009.-№11.-С.75
  • «Первое сентября». Литература. №106, 19 октября 1995

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...