конспект мероприятия
план-конспект занятия (5 класс)

Савицкая Анастасия Владимировна

конспект мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ

Форма: занятие в рамках курса дополнительного образования «Казачок» (Занятие проводится в школьном музее)

Тема: «Быт и культура казаков». 

Цель: формировать интерес к истории и культуре казаков и показать взаимосвязь между современной жизнью  и историческими корнями.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой казаков;

воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре, интерес к прошлому, традициям казачества;

развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами.

Формирование УУД  

Личностные УУД:

 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

 2) формирование  мотивации к обучению и познанию

 3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир и уважения к казачьим традициям  

 4) формирование уважительного отношения к иному мнению и умения работать в группе

Регулятивные УУД:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

2)формирование умения  реализовывать задуманное  средствами художественного выражения

3) освоение   форм  личностной рефлексии

Познавательные УУД:

1) расширение знаний о культуре и быте казаков

Коммуникативные УУД:

 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  

 2) формирование умения распределять и выполнять роли в группе

формирование умения слушать и вступать в диалог.

Планируемые результаты:

•иметь представление о культуре и быте казаков;

•развивать навыки индивидуальной, групповой работы;

• учиться творчески воспринимать задания, развивать воображение.

Участники: воспитанники казачьего кадетского отряда «Сокол» (10-12 лет)          

 Техническое оборудование: музыкальный центр, диск с записью музыки песен; фотографии, выставка книг по теме; костюмы казака и казачки, платок и колокольчик для игры; предметы быта казаков: прялка, чугунок, баклага, бальзанка, веретено, ваганы, глэчик, дижа, каганец, рогач, коромысло, ступа, мультимедийное оборудование.           

            Ход урока:

1.    Оргмомент.

1.Вступительное слово.

Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам «Радости,

Удач, успехов и везения!»,

Чтоб пожелать вам в этой студии

Прекраснейшего настроения!

Какие только теплые слова, объяснения в любви родной земле не пишут поэты! В них и нежность, и забота, и гордость за родную сторонушку, за людей, которые здесь живут. Не зря говорил поэт: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

Мы сегодня с вами не случайно выбрали для нашего занятия школьный музей. он нам поможет вернуть в прошлое, ощутить прелесть того времени. (слайд 1).

Сейчас мы вместе с вами попробуем отгадать тему нашего занятия. Внимание на экран. Здесь зашифрована тема, чтобы её узнать прочитайте буквы в каждом слове наоборот. (слайд 1). (ТЫБ И АРУТЬЛУК ВОКАЗАК). (слайд 2).

Работа над новой темой.

 Давайте вместе с вами подумаем над фразой «Мой дом – моя крепость»? Как вы думаете, когда так говорят? Да, ребята вы абсолютно правы. А вот казаки под этим изречением с полным основанием могли подписаться: казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонительное сооружение.

- Назовите слова – синонимы к слову «дом».

Жилье – изба – хата – курень (Вы правильно назвали слова. А вот дом казака называется курень. Слово «курень» монгольское. От «куриться», т.е. пускать легкий дым. Монголы куренем называли кочевье, окруженное телегами, и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. Также например куренем у запорожцев назывался полк. Традиционно жилой дом на Дону на Кубани и у запорожских казаков тоже называли куренем. Слово «курень» обозначает круглый, ещё шире – гармоничный. Получается, что это слово многозначное). (слайд 3).

2. Из чего строились хаты?

Жилища (хаты-курени) казаки строили из местных природных материалов (соломы, камыша, хвороста, глины, турлука). Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки. Под одну крышу - сарай, за ним подкат для арбы. В жилой комнате большое место занимала печь, в которой готовили еду и на которой спали. В углу стоял рукомойник с вышитыми утирками и рушниками.

Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в хозяйстве. При закладке дома, например, на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «что бы всё водилось». Сволок — деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, — поднимали не голыми руками, a на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». Обязательно звали в новое жилище домового, или, как говорили, «хозяинa».

- А вот как в своем стихотворении поэт П.С.Карпенко рассказал о постройке кубанской хаты.

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Все поля да луг.

В дело шли солома и глина

И сухой камыш

Для шатровых крыш

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

Мы сейчас находимся в школьном музее. Здесь есть предметы быта, которые можно найти и в хате казаков. Давайте их найдем. Вы видите на здесь подлинные вещи.. Прошу назвать эти предметы, объяснить зачем они были нужны.

 (слайд 4).

Прялка

Чугунок

Баклага

Бальзанка

Веретено

Ваганы

Глэчик

Дижа

Каганец

Рогач

Коромысло

Ступа

устройство для скручивания пряжи в нить

посуда для приготовление еды в печи

плоский сосуд с крышкой или пробкой

посуда для масла или керосина

устройства для скручивания пряжи в нить

корыто для стирки белья

глиняный кувшин

квашня

самодельная лампа

ухват для постановки чугунков и горшков в печь

предмет для носки воды из колодца

предмет для измельчения

 

Закрепление материала.

Давайте выполним вместе следующее задание. Прочитайте описание старинного жилища. Объясните значение выделенных слов (слайд 5).

В переднем углу, под образами стоял стол, накрытый белой полотняной скатертью. На столе – паляница. Перед образами три цветных лампадки. Из переднего угла до стола и почти до двери тянется широкая лава. Налево от двери – большая печь, возле неё стол с каганцом. Возле лавы – ступа.

Образа – иконы святых

паляница – булка белого хлеба

лампадки – небольшой сосуд с маслом, зажигаемым перед иконами

лава – скамья

каганец – самодельная лампа

ступа – толчея. (слайд 6).

Знакомство с традиционной одеждой казака и казачки.

Мы с вами уже знаем много о нашей русской национальной одежде. Давайте же мы сейчас вместе вспомним и традиционную одежду казака и казачки с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Но мы сегодня не просто будем о ней говорить, мы её примерим.(выходи один желающий и помощник)

 Казаки одевают  черкески с напатронниками и погонами цвета их войска. На наших вы видите васильковый цвет, это цвет Оренбургского казачьего войска.  Под ней носили рубаху, голова покрыта круглой кубанкой или папахой. Казаки носили шаровары с лампасам. Кроме этого они носили башлык (капюшон с длинными концами. «По тому, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы были заброшены за спину — казак на отдыхе»). Носили казачий ремень с набором. В праздничное время казаки надевают атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны опоясаны ременным поясом с серебряным набором и кинжалом. (слайд 6).

Ну и чтобы вам немного отдохнуть предлагаю вам поиграть в традиционную казачью игру «Аленушка».

Пришло время подводить итоги нашего занятия.

Давайте с вами составим синквейн по теме нашего занятия. Правила составления синквейна вы видите на экране. (слайд 7).

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь.
  • Вторая строка  - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Заключительное слово.

Итак, подводя итоги,   давайте вспомним, какова была цель нашего занятия?

Хотелось бы Вам напомнить, что мы  являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение  этого огромного материала. Поэтому мы должны бережно хранить знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия "Я выбираю жизнь" для учащихся 10 класса

Данное мероприятие имеет следующие цели: • Акцентировать внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни, как приоритетного направления развития современного общества. • Формирование ответст...

Вечер ко Дню Космонавтики. Конспект мероприятия с презентацией.

Разработка праздничного мероприятия "Долетим мы до самого Солнца" с конкурсами, иллюстированного презентацией. В содержании вечера подготовка и полет к разным планетам Солнечной сисемы....

Конспект мероприятия на английском языке по теме «Food» (Еда)

Цель мероприятия: систематизировать знания учащихся по теме «Еда».Задачи мероприятия:повторить пройденный материалв игровой форме;развивать логическое мышление, память, внимание, творческое вооб...

презентация к конспекту мероприятия на английском языке по теме «Food» (Еда)

Цель мероприятия: систематизировать знания учащихся по теме «Еда».Задачи мероприятия:повторить пройденный материалв игровой форме;развивать логическое мышление, память, внимание, творческое вооб...

План-конспект мероприятия на английском языке

План-конспект мероприятия на английском языке по теме «Животные» (Animals) для учащихся 2 класса...

Конспект мероприятия "12 записок"

Цель: воспитание любви к занятиям физической культуройЗадачи: формирование самостоятельности, умение действовать в группе сверстников;воспитание положительных морально- волевых качеств;развитие ...

Конспект мероприятия "Осенний марафон"

Цель: учить преодолевать трудности, быстро принимать решение.Задачи: 1. упражнять в ходьбе и беге с одновременным выполнением различных заданий;2. развитие воображения, сообразительности, внимания, па...