Формирование и развитие личности по средствам патриотического воспитания школьников
статья (5, 6, 7, 8 класс)

Леонова Анна Николаевна

Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В настоящее время тема  воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна.   Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие личности

по средствам патриотического воспитания

        У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель. Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития  обучающихся.  

     Я  работаю в школе 26 лет. Мой стаж работы в должности классного руководителя - 22 года. В настоящее время являюсь классным руководителем 6 класса. В моем классе 9 обучающихся: 5 мальчиков и 4 девочки. Все они очень разные: нерасторопные и подвижные, «хорошисты» и «не очень», любящие внеклассные мероприятия и старающиеся иногда не принимать участия в них.       В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

        · Не запрещать, а направлять;

        · Не управлять, а соуправлять;

        · Не принуждать, а убеждать;

        · Не командовать, а организовывать;

        · Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

       Воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:

        - гражданско-патриотическое,

        - духовно-нравственное,

        - спортивно-оздоровительное,

        - культурно-эстетическое,

        - учебно-познавательное,

        - общественно-полезная деятельность,

       - индивидуальная работа с учащимися,

       - проектная деятельность.

       Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В настоящее время тема  воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна.   Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

      Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины,  способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

          В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании»,  Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, программой воспитательной работы в классе.

Цели работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданин  - патриот  России»;
  • развитие  познавательных интересов, используя культурно - исторические ценности Смоленской области и, в частности, деревни Рыбки Сафоновского района Смоленской области (региональный компонент).

Задачи работы по патриотическому воспитанию

  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Основные принципы:

  • Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование

        При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся  реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. 
  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
  • Любовь к родной природе  (охрана окружающей среды).
  • Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
  • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Заповеди  по патриотическому воспитанию обучающихся:

  • цени и оберегай свое Отечество;
  • овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
  • знай и дорожи историей своего народа;
  • свято относись к символике своей страны;
  • береги красоту своего края.

 Ожидаемые результаты.

        В процессе реализации  программы патриотического воспитания обучающихся  у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • способность к саморазвитию.

        Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста обучающихся, учитывая степень подготовленности к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

          Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех членов  классного коллектива. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.

         В 2021-2022 учебном году (6 класс) я так определила одну из важнейших задач воспитания классного коллектива: способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции.

         Огромное воспитательное значение имеет  деятельность школьного историко-краеведческого музея, руководителем которого я являюсь.  В музее проводятся такие мероприятия как  «Дни воинской славы России», «День народного единства», «Блокадный Ленинград», «Государственные символы Российской Федерации», экскурсии   и тематические выставки.

         

         У подростков 5-8 классов  зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым у подростков в этот период является участие в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и вне школы.

       Традиционно  9 мая в День Победы  и 25 сентября в День освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков   проходят митинги,  в которых  все обучающиеся школы принимают участие: приносят фотографии погибших в войне родственников (9 мая), возлагают  цветы к памятнику, чтят память павших воинов. А накануне этих праздников принимают участие в уборке территории возле памятника.  

                  На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, приглашаю на классные и школьные мероприятия, прошу помощи в подготовке мероприятий.  

          Вот в таких делах и формируется коллектив,   воспитываются патриоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание)   Патриотизм, патриотические чувства у дете...

Выступление на Всероссийском слете учителей-2015."Музей как средство патриотического воспитания школьников".

История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и граждани...

Знакомство с особенностями крестьянского зодчества как средство патриотического воспитания школьников

Данная работа освещает историю развития плотницкого ремесла на территории села Вязовое....

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников

С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...

Изучение топонимов родного края как средство патриотического воспитания школьников

Местные топонимы - важные объекты для изучения родного края. Топонимика Краснинского городского поселения и всего района возникла в конкретных исторических условиях, тесно связана с народами, проживав...