Рабочая программа внеурочной деятельности по трудовому направлению «Экология у нас в доме»
рабочая программа (6 класс)

Курчавая Галина Владимировна

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)

6

на 2022 – 2023 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_6v.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «31» августа 2022 г.

и. о. директора Центра:

________________

Т.В. Гагарина

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

 Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

руководитель МО:

__________ Л.В. Рыбакова

Рабочая программа внеурочной деятельности по

трудовому направлению

                                                  «Экология у нас в доме»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)

6«В»

на 2022 – 2023 учебный год

Программу составила:

Курчавая Галина Владимировна

учитель биологии

высшей квалификационной категории

                                                    Смоленск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС).
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС).
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080.

Программа внеурочной деятельности трудового направления «Экология глазами детей» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (I вариант) и направлена на достижение ими планируемых результатов освоения АООП.

Цель программы: создание условий для трудового развития личности обучающихся, гармоничного восприятия ими окружающей среды.

Задачи программы:

  • формирование знаний о комнатных растениях;
  • формирование умений выращивания комнатных цветов различных экологических групп;
  • раскрытие сфер использования комнатных растений;
  • развитие у учащихся навыков продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
  • развитие навыков межличностного общения.

Программа адресована обучающимся 7Б класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Занятия проводятся 1 раз в неделю: 34 часов в год.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

В основе программы лежит системно-деятельностный подход организации воспитания. Воспитание, направленное на трудовое развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

Рабочая программа курса «Экология у нас в доме» составлена на основе Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы». – М.: Просвещение, 1983; «Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией Воронковой В.В.

Работа по названной программе очень важна для обучения школьников, имеющих нарушения интеллектуального развития, так как усвоение систематических знаний о природе, привитие трудовых навыков, способствует общему развитию обучающихся, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает интерес к экологии и бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире;
  • способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
  • владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, в окружающем мире;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса внеурочной деятельности «Экология глазами детей»;
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Предметные результаты:

К концу обучения обучающиеся должны знать:

  • элементы питания растений, их роль;
  • механический состав почвы;
  • способы улучшения кислотности и механического состава почвы;
  • такие термины как «экологический фитодизайн помещения», «флористика»;
  • агротехнику хвойных, травянистых, луковичных, двулетних и однолетних растений;
  • совместимость растений по экологическим требованиям;
  • роль газона в проектировании сада;
  • технологию создания альпинария.

Обучающиеся должны уметь:

  • Зарисовывать и раскрашивать цветковые растения.
  • собирать семена и плоды;
  • работать лопатой, граблями, метлой, секатором, садовыми ножницами;
  • ухаживать за садовыми дорожками и площадками;
  • расфасовывать семена по пакетам;
  • поливать комнатные растения;
  • заполнять цветочный горшок земляной смесью;
  • сеять семена;
  • пользоваться мерными инструментами;
  • выращивать цветковые растения;
  • выращивать рассаду;
  • ухаживать за рассадой и комнатными растениями;
  • организовывать рабочее место.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Экология у нас в доме»:

Личностные БУД:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей, и сопереживание им.

Регулятивные БУД:

  • умение определять и формулировать цель деятельности на занятии самостоятельно / с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • уметь высказывать свое предположение (версию) на основе просмотра;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Познавательные БУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, полученного опыта.

Коммуникативные БУД:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание программы

Программа внеурочной деятельности трудового направления «Экология у нас в доме» включает пять тем, содержание которых обеспечивает необходимый минимум знаний и умений для формирования общего представления о комнатном цветоводстве.

Учебно-тематический план

Темы

Кол-во часов

1

Предмет комнатного цветоводства как отрасль растениеводства

4

2

Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений

3

3

Общие вопросы культуры растений в интерьере  

8

4

Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения      

11

5

«Поможем им - они помогут нам!»

7

 

Тема 1. Предмет комнатного цветоводства как отрасль растениеводства

Предмет комнатного цветоводства как одна из отраслей растениеводства. Исторический путь цветоводства. Роль зеленых растений в жизни человека. Строение и значение цветочно-декоративных растений.

Классификация комнатных растений. Отличительные признаки растений, используемых в интерьере: по форме и окраске венчика, листьев, по лечебным и ароматическим свойствам.

Тема 2. Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений

Особенности содержания растений в комнатных условиях. Продолжительность жизни растений. Основные вредители и болезни комнатных растений. Отношение растений к влаге, освещенности, составу воздуха и питательным веществам. Методы внесения удобрений: корневая и внекорневая подкормка. Растения и почва. Типы почв. Обработка почвы в природе и для комнатного цветоводства.

Лабораторно - практические занятия:

  • Полив и опрыскивание комнатных растений.
  • Корневая и внекорневая подкормка цветов.  

Тема 3. Общие вопросы культуры растений в интерьере

Уход за комнатными растениями. Выбор посуды для комнатных растений. Подготовка субстрата для посадки и пересадки цветов. Пересадка и перевалка цветов. Подвязка, обмывание, прищипка, омолаживание растений: значение каждой операции для цветов.

Вегетативное размножение растений: биологический смысл и специфика. Методы и приемы вегетативного размножения: деление куста, черенкование побега и листа, отпрыски, детки, прививка; размножение корневищами, луковицами, клубнями. Биологический смысл полового размножения. Роль полового размножения в селекции и значение для выведения новых сортов растений. Приспособления растений к опылению. Образование семян и приспособления цветов к переносу семян. Способы хранения семян.

Лабораторно - практические занятия:

  • Пересадка и перевалка комнатных растений.
  • Размножение цветов методами деления куста и черенками.
  • Деление куста сенполии при пересадке. Отделение корней от земли.
  • Размножение растений корневищами, луковицами, клубнями.
  • Подготовка луковиц тюльпанов и нарциссов к выгонке.
  • Посадка луковиц тюльпанов и нарциссов в рассадные ящики.
  • Уход за комнатными растениями в зимнее время. Увеличение влажности воздуха и светового режима. Подкормка растений.
  • Подготовка субстрата к посеву семян
  • Посев семян комнатных растений в рассадные ящики.

Тема 4. Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения  

Общая характеристика основных групп растений, используемых для внутреннего озеленения. Растения тропиков, субтропиков, пальмы, суккуленты, лилейные, эпифиты, папоротники.

Уход за разными группами растений. Размножение наиболее ярких представителей данных экологических групп: сенполий, бегоний, традесканций, пеларгонии.

Красивоцветущие и декоративно-лиственные растения: особенности условий внешней среды и выращивания.

Лабораторно - практические занятия:

  • Уход за растениями тропиков: Выбор подходящего места, опрыскивание, полив. Составление композиций.
  • Размножение сенполий: посадка листьев на укоренение. Посадка и перевалка сенполий.
  • Размножение бегоний.
  • Размножение традесканций.
  • Подготовка почвенной смеси и размножение растений засушливых зон.
  • Размножение и укоренение черенков пеларгонии в почвенной смеси.

Тема 5. «Поможем им - они помогут нам!»

Заболевания и вредители комнатных растений. Проявления заболеваний и методы борьбы с вредителями. Вред, наносимый тлями, щитовками, трипсами и паутинными клещами. Заболевания, несвязанные с вредителями: мучнистая роса и серая плесень.

Комнатные растения как лекарственные растения. Влияние комнатных цветов на здоровье человека и микроклимат помещения. Способы составления настоев и мазей на основе комнатных растений.

Лабораторно - практические занятия:

  • Уход за комнатными растениями: профилактика и лечение болезней, обработка цветов от вредителей.
  • Итоговое занятие: «Перевалка растений в кашпо. Посадка цветов в клумбы».

                                         Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности трудового направления

«Экология у нас в доме»

на 2022/2023 учебный год  

6 «В» класс

Количество часов:

34  

на первое полугодие всего:                          16 ч., в неделю 1 ч

на второе полугодие всего:

18 ч., в неделю 1 ч.

Учебники: Е.А. Ковалева, «Сельскохозяйственный труд» 7 класс, 2012 г., Е.А. Ковалева, «Сельскохозяйственный труд» 6 класс, 2012 г., Е.А. Ковалева, «Сельскохозяйственный труд» 8 класс, 2012 г., Е.А. Ковалева, «Сельскохозяйственный труд» 9 класс, 2012 г., Е.А. Ковалева, «Сельскохозяйственный труд» 5-9 класс, 2012 г.

Темы

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть 9 часов

1

Вводное занятие «Техника безопасной работы»

1

Предмет комнатного цветоводства как отрасль растениеводства

2

Предмет комнатного цветоводства как одна из отраслей растениеводства. Исторический путь цветоводства.

1

3

Роль зеленых растений в жизни человек

1

4

Роль зеленых растений в жизни человек

1

5

Классификация комнатных растений. Отличительные признаки растений, используемых в интерьере: по форме и окраске венчика, листьев, по лечебным и ароматическим свойствам

1

Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений

6

Особенности содержания растений в комнатных условиях.

1

7

Продолжительность жизни растений. Основные вредители и болезни комнатных растений

1

8

Отношение растений к влаге, освещенности, составу воздуха и питательным веществам.

1

Общие вопросы культуры растений в интерьере

9

Уход за комнатными растениями. Выбор посуды для комнатных растений.

1

II четверть 7 часов

10

Вегетативное размножение растений: биологический смысл и специфика.

1

11

Методы и приемы вегетативного размножения: деление куста, черенкование побега и листа, отпрыски, детки, прививка; размножение корневищами, луковицами, клубнями.

1

12

 Роль вегетативного размножения в селекции и значение для выведения новых сортов растений.

1

13

Способы хранения семян.

1

14

Пересадка и перевалка комнатных растений

Практическая работа

1

15

Размножение цветов методами деления куста и черенками. Практическая работа

1

16

Уход за комнатными растениями в зимнее время. Увеличение влажности воздуха и светового режима. Подкормка растений. Практическая работа

1

III четверть 10 часов

Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения

17

Общая характеристика основных групп растений, используемых для внутреннего озеленения

1

18

Растения тропиков, субтропиков, пальмы, суккуленты, лилейные, эпифиты, папоротники.

1

19

Уход за разными группами растений. Размножение наиболее ярких представителей данных экологических групп: сенполий, бегоний, традесканций, пеларгонии.

1

20

Красивоцветущие и декоративно-лиственные растения: особенности условий внешней среды и выращивания.

1

21.

Уход за растениями тропиков: Выбор подходящего места, опрыскивание, полив. Составление композиций. Практическая работа.

1

22

Размножение сенполий: посадка листьев на укоренение. Посадка и перевалка сенполий. Практическая работа.

2

23

24

Размножение бегоний. Практическая работа.

1

25

Размножение традесканций. Практическая работа.

1

26

Подготовка почвенной смеси и размножение растений засушливых зон. Практическая работа.

1

IV четверть 8 часов

27

Размножение и укоренение черенков пеларгонии в почвенной смеси. Практическая работа.

1

«Поможем им - они помогут нам!»

28

Заболевания и вредители комнатных растений

1

29

Проявления заболеваний и методы борьбы с вредителями.

1

30

Вред, наносимый тлями, щитовками, трипсами и паутинными клещами.

1

31

Заболевания, несвязанные с вредителями: мучнистая роса и серая плесень.

1

32

Комнатные растения как лекарственные растения

1

33

Влияние комнатных цветов на здоровье человека и микроклимат помещения

1

34

Уход за комнатными растениями: профилактика и лечение болезней, обработка цветов от вредителей. Практическая работа

1

ИТОГО

34

Планирование составила ________________________Курчавая Г.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Едим дома" и "Школа безопасности" на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа и тематическое планирование программ внеурочной деятельности "ЕДИМ ДОМА" и "ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ"...

Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности кружок "Едим дома"

Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности кружок "Едим дома"...

Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности "Едим дома" на 2018-2019 учебный год

Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности "Едим дома"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Едим дома" на 2019-2020 учебный год

Рабочая проргамма внеурочной деятельности кулинарного кружка "Едим дома" разработана для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп...

Рабочая программа внеурочной деятельности по трудовому направлению «Зеленое хозяйство»

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)7 на 2022 – 2023 учебный год...