Классный час "Социальные сети в моей жизни"
классный час (10 класс)

Чистякова Татьяна Юрьевна

 Весь материал можно посмотреть здесь:  https://fond21veka.ru/publication/11/26/373989/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_10_a_klasse.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 10 А классе: «Соц.сети в моей жизни» 

 Цель: Актуализация знаний о положительных и отрицательных сторонах социальных сетей, предупреждение формирования зависимости от социальных сетей, интернет-зависимости у подростков.

Задачи:

1. Уточнить представления и пользе и вреде, опасностях социальных сетей.

2. Оказать помощь в снятии психоэмоционального напряжения.

3. Воспитывать умение аргументировать своё мнение.

4. Развивать у подростков чувства ответственности за свое здоровье.

5. Способствовать осознанию подростками своих ценностей.

Материалы: листы, цветные карандаши (фломастеры), классная доска (маркерная доска), презентация «Безопасный Интернет», проектор,  стул, яркая ткань, опорные слова для рефлексии, возможно символы правил поведения на занятии (или листы для изготовления символов по ходу занятия).

Ход занятия

  1. Приветствие, психологический настрой

Упражнение «Статус» (5 минут)

Каждому участнику предлагается озвучить свой «сетевой статус» - предложение, обозначающее его эмоциональное состояние на данный момент. Это может быть цитата из книги, стихотворение или просто описание того, что подросток чувствует в данный момент.

«Самая большая замочная скважина в истории человечества — Интернет» (С.Кинг)

Как вы думаете, что подразумевал писатель под этой фразой?

О нем и поговорим.

   2. Правила поведения на занятии  (5 минут)

- Для нашей работы необходимо выработать правила, которым бы подчинялись все: и  участники группы и сам ведущий. Предлагайте для обсуждения правила, я их дополню, нарисуем символы к каждому правилу (распределить, кто что рисует (схематично)). Вы можете что-то вычеркнуть или  добавить свое.

(Для примера):

  1. Доверительный стиль общения. Для того, чтобы участники максимально доверяли друг другу, следует принять единую форму обращения друг к другу по имени либо условному имени конкретно для данных занятий
  2. Общение по принципу «здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  3. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать.
  4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом(это правило добавляется обязательно!).
  5. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».
  6. Активное участие в происходящем. Во время занятия мы включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом.
  7. Правило внимательного слушания. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним».

    Правила обсуждаются группой, принимаются или отвергаются.

  

3. Разминка  

Упражнение  Стул "Мечтателя" (5-7 минут)

В центре круга стоит Стул "Мечтателя" (покрыт яркой тканью). Участники делятся на три группы. Нужно предложить самые фантастические идеи о том, что для человека Интернет стал безопасным.  Представители от групп выходят, садятся на стул и высказывают идеи группы. Главное правило – запрет критики любого ответа.

Время на представление идей 10 минут (от 3 групп)

Примечание: помощник записывает идеи на ватман или доску.

   4. Информационный блок.  (15 минут)

Групповая дискуссия

- Сейчас, вероятно, нет такого человека, который пользовался интернетом и не был бы зарегистрирован на каком-либо сайте. У каждого есть своя почта и аккаунт в социальной сети. Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. На данный момент многие считают, что в ближайшем будущем сети станут важным спутником большинства людей; возможно, в них перекочуют многие СМИ, однако количество сетей может сократиться и укрупниться.

Обсуждение: какими социальными сетями я пользуюсь? Что они позволяют мне делать? Какими преимуществами обладают для меня определенные сети? (например: в контакте, фейсбук, твиттер, инстаграм, одноклассники – найти сходство и различия)

Что относится к положительным сторонам соц.сетей?

(Подсказка) К положительным сторонам социальных сетей относятся:

- быстрый поиск необходимой информации, единомышленников, общение с ними, с друзьями, родственниками, другими людьми, находящимися в разных точках страны и мира; возможность самовыражения, реализация творческого потенциала; это прекрасный способ общения не только между отдельными людьми, но и между группами;

- чтение постов интересных, известных личностей, их комментирование; освещение вопросов и тем, которые не затрагивают или замалчивают традиционные СМИ;

- помощь в организации своей профессиональной деятельности, продвижения и рекламирования ее в Интернете; «Твиттер» нередко используют как информатора, для литературного самосовершенствования под девизом «Ни дня без строчки!». В «LiveJournal» записывают мысли, темы, которые волнуют. «ВКонтакте» выкладывают и получают нужную информацию о расписании занятий, учебе, заданиях и т.д., что-то продают и покупают, ищут работу, партнеров по бизнесу, спутников жизни;

- соцсети - отличная платформа для рекламы чего бы то ни было, т.к. это огромный охват аудитории и к тому же практически за бесценок;

- прежде чем что-то купить, люди заходят на форумы и читают отзывы о качестве продукта, это помогает избегать многих неприятностей;

- с помощью соцсетей можно быстро собрать необходимые средства на лечебную помощь больным людям;

- бурное обсуждение в сети острых социальным проблем или чрезвычайных происшествий вынуждают средства массовой информации прислушиваться к ним, передавать эту информацию по своим каналам.

Мозговой штурм: мешают ли социальные сети моей повседневной жизни? (если да, то каким образом).

(Подсказка) К отрицательным сторонам соц.сетей относятся:

- к сетям сильно привыкаешь и начинаешь зависеть от них, в своем роде это некий наркотик; в твоей голове сидит «червячок», который постоянно напоминает, что нужно зайти, проверить, ответить, выложить, написать и т.д.; есть люди, которые уже просто живут в этих сетях, путая виртуальность с реальностью, что ведет к деградации личности;

- вместо работы и отдыха люди «убивают» много времени на сидение в Интернете без какой-либо пользы для себя, это влияет на здоровье – на зрение, нервную систему, сон, и т.д.; снижает работоспособность и качество работы;

- социальная сеть, возможно, является источником личной информации для различных спецслужб. Мы, не задумываясь, выкладываем в сетях информацию о себе, а также о родных и друзьях, что может обернуться для них неприятностями. На некоторых ресурсах уже невозможно удалить собственную страницу (можно только закрыть от других), она остается в базе данных сети;

- сети не заменят живого человеческого общения: смайлики не могут выражать настоящих эмоций, ощущений и настроений;

- бывает, что за «никами» и фото прячутся совершенно иные люди и не всегда с хорошими намерениями. Сети дают возможность манипулировать людьми, внедрять в их умы далеко небезобидные идеи; на платформе социальных сетей очень легко формировать различные группы в чьих-то интересах;

- социальные сети сегодня превращаются в средство маркетинга, они в большей степени удовлетворяют потребности рекламодателей и пиарщиков, чем непосредственно пользователей; очень мало используются социальные сети по их прямому назначению; нередко они превращаются в огромную свалку словесного мусора;

- социальные сети не могут заменить или быть СМИ, т.к. в них нет достоверности, объективного отражения действительности.

Подавляющая часть контактов в сети – это обмен всякой малозначительной информацией на уровне межличностного общения. При этом обсуждение важных проблем характеризует низкое качество многих любительских материалов, отсутствие ответственности пользователя за дезинформацию (которая может вызвать даже панические атаки у других), большой объем информационного шума, спама, нередкий выход дискуссии из надлежащего русла, использование в комментариях ненормативной лексики.

Мозговой штурм

Какие опасности я знаю в интернете? С чем я лично сталкивался (или боюсь столкнуться)?

- оскорбления,

- вирусы,

- мошенники,

- постоянное пребывание в сети,

- неадекватные люди,

- угрозы, преследования

- деструктивные группы и игры

- игромания и т.д.

Ознакомление с презентацией «Безопасный Интернет» (9-11 класс)  (5-7 минут)

   5Релаксация

(под музыку)

Визуализация «Я – в реальности, я – в интернете» (10 минут)

   - Упражнение необходимо начать с дыхательной подготовки. Предложите подросткам занять удобное положение, выпрямиться; объясните им, что с выпрямленными спинками легкие больше вдыхают кислорода, следовательно, мозг их лучше дышит. – Закройте глаза, сделайте  три медленных глубоких вдоха так тихо, чтобы никто их не слышал, и медленно выдохнуть (возможно музыкальное сопровождение для фона (тихо). Начните говорить тихим голосом:

«Сегодня мы совершим небольшое путешествие. Мы будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Мы с вами отправимся в одно место. Представьте, что вы оказались в зале из которого ведут две двери – на одной надпись «Реальность», на другой «Виртуальность (Интернет)». Реальность – это обычный мир с обычными улицами, домами, людьми, предметами, а Виртуальность – это нереальный (цифровой) мир Интернет-пространства, который отличается о реального. Заходите по очереди в каждую из двух дверей, запоминайте всё, что там видите и сравнивайте, чем отличаются эти два мира.

     (Упражнение позволяет участникам посмотреть на их взаимоотношения с виртуальностью, отметить проблемы в распределении энергии)

    - Возвращаемся в наш класс, чувствуем ноги, руки, спинку стула, открываем глаза, смотрим на всех, осматриваемся вокруг. Мы в реальности. Сейчас посмотрим, что вы видели за теми двумя дверями.

Инструкция: разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – в реальности», «Я – в интернете». Как вариант можно предложить составить списки определений «В реальности я никогда», «В виртуальности я никогда».

Обсуждение:

- есть ли похожие и противоположные черты, одинаковые качества, проявляющиеся в разных сферах,

- наблюдается ли полное отсутствие общих черт,

- какой список было составлять легче, а какой получился объемнее,

- каково отношение участников к тому, что есть заметные различия.

6. Упражнения, направленные на развитие умений, необходимых для противостояния опасностям сети Интернет

Упражнение «10 заповедей» (работа в группах) (15 минут)

Участников просят придумать 10 заповедей – неких законов поведения, предотвращающих возникновение Интернет-зависимости, обязательных для соблюдения каждым человеком. Педагог на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны, дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди фиксируются на доске или ватмане.

     Ребята, вы хотите быть независимыми от сети Интернет? Что вам для этого нужно? Вы можете сказать, какими качествами должен обладать человек, который не подвластен зависимости? (уверенность в себе, умение выражать чувства, умение говорить «нет», коммуникативность, стрессоустойчивость и др.). 

 7. Рефлексия занятия (5 минут)

Нужно разработать правила поведения в сети Интернет, используя опорные слова.

  • Помни о
  • Позаботься о
  • Никогда не
  • Всегда
  • Думай о
  • Обрати внимание на
  • Постарайся
  • Посоветуйся с
  • Узнай о
  • Не забудь
  • Ни в коем случае не
  • Сделай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья в моей жизни"

Классный час в 8 классе: "Семья в моей жизни" "Семья вся вместе-душа на месте"...

Классный час "Семья в моей жизни"

Классный час в 8 классе: "Семья в моей жизни" "Семья вся вместе-душа на месте"...

Классный час Этикет в моей жизни

Классный час, посвящённый принципам этикета....

Классный час "Семья в моей жизни"

Тема: Семья в моей жизни.Эпиграф: « Семья все вместе – душа на месте»(Классный час 11 класс)...

Классный час "Семья в моей жизни"

Презентация к классному часу на тему: "Семья в моей жизни"...

Классный час "Семья в моей жизни"

Классный час "Семья в моей жизни"...

Классный час «Компьютер в моей жизни»

Классный час «Компьютер в моей жизни»...