Рабочая программа кружка "Юный журналист"
рабочая программа (10 класс)

Чернюк Анастасия Геннадьевна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

  1. Пояснительная записка                                                                         стр.3
  2. Содержание программы                                                                       стр.6
  3. Учебно-методический план                                                                 стр.11
  4. Учебно-методическое обеспечение                                                     стр.27
  5. Список литературы                                                                             стр.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Обоснование необходимости разработки программы.

 

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

 

Описание новизны, актуальности программы.

 

Актуальность кружка «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

 Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружок «Юный журналист» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

 

 

 

 

 

 

Цели программы.

 

  • дать представление о сфере массовой коммуникации;
  • познакомить с основами журналистского мастерства;
  • создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования;
  •  расширить кругозор, развить владение словом.

 

Задачи программы.

 

  1. Обучающие:
  • знакомство с принципами журналистской деятельности;
  • изучение основ социологии и журналистики;
  • формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития;
  • формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта.
  1. Воспитывающие:
  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения;
  • привитие культуры общения с миром средств массовой информации;
  • пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности;
  • формирование потребности в постоянном повышении информированности;
  • воспитание любви и уважения к школе.
  1. Развивающая:
  • развитие творческих способностей, индивидуального мышления.

 

Тип и вид групп.

 

Программа кружка «Юный журналист» рассчитана на обучающихся 8-11-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история.

 

 

Сроки реализации программы.

 

Срок реализации – 1  год

Учащиеся  8-11  классов (14-18 лет)

Количество детей в группе14 человек

Планирование рассчитано на 72  часа в учебный год.

Занятия проходят 1  раз в неделю:

вторник – 2 часа;

 (всего в неделю –2 часа).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1

Вводное занятие

 

Знакомство с целями и задачами программы. Составление плана работы в кружке. Инструктаж по технике безопасности.

 

Тема 2

Журналистика в России.

 

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

 

Тема 3

Журналистское произведение.

 

Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

 

Тема 4

Журналистика как профессия.

 

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

 

Тема 5

Типы речи.

 

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.

 

 

Тема 6

Стили речи.

 

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

 

Тема 7

Публицистический стиль.

 

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

 

 

Тема 8

Методы сбора информации.

 

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

 

Тема 9

Интервью как метод сбора информации.

 

Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

 

Тема 10

Литературное редактирование текста.

 

Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

 

Тема 11

Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

 

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

 

 

Тема 12

Как делается газета.

 

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

 

 

Тема 13

Заголовок и лид в газете.

 

Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

 

Тема 14

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

 

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

 

Тема 15

Информационные жанры.

 

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

 

 

Тема 16

3аметка как жанр.

 

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

 

Тема 17

Интервью как жанр.

 

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

 

Тема 18

Репортаж.

 

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

 

 

Тема 19

Отчет.

 

Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

 

Тема 20

Аналитические жанры, их особенности.

 

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

 

Тема 21

Статья.

 

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

 

Тема 22

Рецензия.

 

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии.

 

Тема 23

Обзор и обозрение.

 

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

 

Тема 24.

Комментарий.

 

Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

 

Тема 25

Художественно-публицистические жанры.

 

Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

 

Тема 26

Зарисовка.

 

Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

 

Тема 27

Подведение итогов работы кружка.

 

Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности.

 

Формы, методы, способы и средства реализации программы.

 

 Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности  учатся ставить   перед собой цель, идти  к намеченной цели, видеть перспективу развития.

В процессе  работы по выпуску школьной газеты у ребят возрастает мотивация  к обучению.  Учащиеся  совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают  знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют  уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры.

Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно,  использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.

 В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.

Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия;  практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры; тренинги.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

  1. о профессии журналиста в целом,
  2. об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,
  3. о том, что такое газета и ее основных рубриках,
  4. о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).
  5.  понятия, определения, термины по журналистике,
  6. особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
  7. что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),
  8. особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
  9. основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять основные специальности журналистской деятельности
  2. определять основные качества журналиста
  3. написать газетную статью в основных жанрах:
    1. заметка о каком-либо культурном событии,
    2. статья на нравственно-моральную тему,
    3. репортаж о спортивном мероприятии,
    4. интервью с интересным человеком,
  4. посетить различные внутришкольные мероприятия, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,
  5. смоделировать и выпустить номер газеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
  6. умение работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями),
  7. - написания сочинений разных жанров,
    - грамотности (орфографии и пунктуации)
    - редактирования сочинения

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Учебные пособия и иллюстративный материал:

 

  1. подборка материалов из СМИ в разных жанрах;
  2. иллюстративный материал (газетные и журнальные издания);
  3. справочная литература.

Контролирующие материалы:

  1. – самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
  2. – семинары-практикумы по изученной теме;
  3. – творческие конкурсы;
  4. – публикации.

Методические рекомендации к проведению занятий:

 

Занятия в кружке «Юный журналист» могут строиться по алгоритму:

  1. Знакомство с теоретическим материалом по журналистике;
  2. Работа с иллюстративным материалом (тексты различных жанров из газет и журналов);
  3. Отработка практических умений и навыков;
  4. Сбор и обработка информации;
  5. Создание журналистского текста  в различных жанрах;
  6. Редактирование текста;
  7. Презентация и коллективное обсуждение.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Для педагога.

  1.  Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
  2.  Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.
  3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
  4.  Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
  5. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
  6. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
  7. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
  8.  Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  9. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
  10.  Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.

 

Для учащихся.

  1.  Энциклопедический словарь, в котором всегда можно найти популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а, кроме того, имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории.
  2. Большая и Малая Энциклопедии – многотомные издания, в которых публикуются более подробные статьи (это наиболее солидные источники информации);
  3. Детская энциклопедия (хороший помощник для журналистов, работающих в детской прессе);
  4. Толковые словари русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова;
  5. Словарь иностранных слов;
  6. Словарь синонимов;
  7. Словарь русских пословиц и поговорок;
  8. Издания периодической печати (журналы, газеты)

Календарно-тематическое планирование для дополнительного кружка «Юный журналист»

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли

чество

часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля.

Измерители

Дата

проведения

план

факт

1

 

Тема 1

Вводное занятие

Знакомство с целями и задачами программы. Инструктаж по технике безопасности

1

Урок-знакомство

Знакомство с обучающимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка.

Составление

плана работы

 

 

2

 

Тема 2

Журналистика в России.

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

1

Урок усвоения новых знаний,

урок-беседа

Основные вехи истории отечественной журналистики, современная журналистика в России

Беседа с обучающимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3

Журналистское произведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

1

Урок усвоения новых знаний, урок-беседа

Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема, накопление материала

 

Рассказ учителя

 

 

4

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Написание материала по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.

Написание материала по заданной теме.

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Тема 4

Журналистика как профессия.

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

1

Урок усвоения новых знаний

Профессия журналист

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

 

 

6

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Беседа по теме

Беседа с обучающимися об их представлениио профессии журналиста

 

 

7

 

 

 

Тема 5

Типы речи.

 

 

 

 

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи

1

Урок усвоения новых знаний, урок-беседа

Типы речи, повествование, описание, рассуждение

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

 

 

8

Практическое занятие по теме «Типы речи»

1

Практическое занятие

Написание материала: портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.

Написание материала по вариантам

 

 

9

 

Тема 6

Стили речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6

Стили речи.

(продолжение)

 

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

 

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

 

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

 

 

10

Практическое занятие по теме

«Стили речи»

1

Практическое занятие

Определение стиля произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

 

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

 

 

12

Практическое занятие по теме

«Публицистический стиль»

1

Практическое занятие

Умение выявлять характерные признаки публицистического стиля.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора

 

 

13

 

 

 

 

 

Тема 8

Методы сбора информации.

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками.

 

 

14

Практическое занятие по теме «Методы сбора информации»

 

1

Практическое занятие

Накопление материала, используя известные методы.

Написание материала для школьной газеты

 

 

 

15

 

 

Тема 9

Интервью как метод сбора информации.

Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом – газетами и журналами.

 

 

16

Практическое занятие по теме «Интервью как метод сбора информации»

1

Практическое занятие

Обучение составлению «правильному списку вопросов» при интервьюировании.

Написание плана-интервью для материалов школьной газеты.

 

 

17

 

 

 

Тема 10

Литературное редактирование текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

 

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление

Работа с иллюстративным материалом

 

 

18

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Найти и исправить в тексте речевые ошибки

Работа с текстами

 

 

19

Виды правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка).

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка

 

Работа с иллюстративным материалом

 

 

20

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Отредактировать текст, используя один вид правки

Работа с иллюстративным материалом

 

 

 

21

 

 

Тема 11Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Типология печати

Работа с иллюстративным материалом

 

 

22

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

Определение различия типологических параметров газеты и журнала.

Работа с иллюстративным материалом.

 

 

23

 

Тема 12

Как делается газета.

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

 

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

 

Работа с иллюстративным материалом

 

 

24

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

Характеристика любимой газету по всем изученным признакам, в том числе и типологическим.

Работа с иллюстративным материалом.

 

 

25-26

 

Тема 13

Заголовок и лид в газете.

Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Заголовок, лид.

Работа с иллюстративным материалом.

 

 

27-28

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Различные виды лидов и суметь их проанализировать.

Работа с иллюстративным материалом.

 

 

29-30

Тема 14

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

 

2

Урок-беседа, урок усвоения новых.знаний

Жанр, жанрообразующие факторы.

Работа с иллюстративным материалом.

 

 

31-32

 

Тема 15

Информационные жанры.

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

 

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

информационные жанры.

Работа с иллюстративным материалом.

 

 

33-34

 

 

 

 

 

Тема 16

3аметка как жанр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

заметка как информационный жанр.

 

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

35-36

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Работа с газетным материалом, написание заметки.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

 

 

37-38

 

 

 

 

 

 

Тема 17

Интервью как жанр.

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Интервью как информационный жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

39-40

Практическое занятие

2

Практическое занятие.

Разработать план вопросов и провести интервью.

Написание материала.

 

 

41-42

 

 

 

 

 

 

Тема 18

Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Репортаж как информационный жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

43-44

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

проанализировать расширенную заметку и репортаж;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Написание репортажа для газеты.

 

 

45-46

 

Тема 19

Отчет.

 

 

 

 

 

Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Отчет как жанр.

 

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

47-48

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

проанализировать отчет;

- на одном материале подготовить отчет.

Написание материала для газеты.

 

 

49-50

Тема 20

Аналитические жанры, их особенности.

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Аналитические жанры

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

 

51-52

 

 

 

 

 

 

Тема 21

Статья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Статья как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

53-54

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

подготовить проблемную статью;

- подготовить общеисследовательскую статью;

- подготовить полемическую статью;

- подготовить историческую статью.

Написание материала для газеты.

 

 

55-56

 

 

 

 

 

Тема 22

Рецензия.

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Рецензия как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

57-58

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

подготовить рецензию на книгу; на фильм; на спектакль; мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль.

Написание материала для газеты.

 

 

59

 

 

 

 

 

Тема 23

Обзор и обозрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Обзор и обозрение как жанры журналистки.

 

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

60

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;

общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;

общий обзор местных радиопередач за неделю;

общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Написание материала для газеты.

 

 

61-62

 

 

 

 

Тема 24.

Комментарий.

Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Комментарий как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

63-64

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Подготовить комментарий на заданную тему.

Написание материала для газеты.

 

 

65-66

 

 

 

 

Тема 25

Художественно-публицистические жанры.

 

 

 

 

 

 

Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Художественно-публицистические жанры, очерк как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

67-68

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Подготовить портретный очерк;

подготовить событийный очерк;

подготовить путевой очерк.

Написание материала для газеты.

 

 

69

 

 

 

Тема 26

Зарисовка.

Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Зарисовка как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

70

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

подготовить пейзажную зарисовку.

 

Написание материала для газеты.

 

 

71-72

Тема 27Подведение итогов работы кружка.

Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности.

 

2

Комбинированный урок-размышление.

Итоги работы кружка.

Написание размышления на тему: «Чему я научился в результате посещения кружка «Юный журналист».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_yunyy_zhurnalist_chernyuk.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Забайкальский край Борзинский район г. Борзя

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

кружка «Юный журналист»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________  Чернюк А.Г.

Протокол № _

от «31» августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы

по НМР МОУ № 43

________  Васильченко О.С.

«___» __________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ № 43

 ________  Бронникова Л.П.

Приказ № _______

 от «___» ________2022 г.

  Составитель: А.Г. Чернюк,

учитель русского языка и литературы

2022 - 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка        стр.3
  2. Содержание программы        стр.6
  3. Учебно-методический план        стр.11
  4. Учебно-методическое обеспечение        стр.27
  5. Список литературы        стр.28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости разработки программы.

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Описание новизны, актуальности программы.

Актуальность кружка «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

 Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружок «Юный журналист» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

Цели программы.

 

  • дать представление о сфере массовой коммуникации;
  • познакомить с основами журналистского мастерства;
  • создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования;
  •  расширить кругозор, развить владение словом.

Задачи программы.

  1. Обучающие:
  • знакомство с принципами журналистской деятельности;
  • изучение основ социологии и журналистики;
  • формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития;
  • формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта.
  1. Воспитывающие:
  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения;
  • привитие культуры общения с миром средств массовой информации;
  • пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности;
  • формирование потребности в постоянном повышении информированности;
  • воспитание любви и уважения к школе.
  1. Развивающая:
  • развитие творческих способностей, индивидуального мышления.

Тип и вид групп.

Программа кружка «Юный журналист» рассчитана на обучающихся 8-11-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история.

Сроки реализации программы.

Срок реализации – 1  год

Учащиеся  8-11  классов (14-18 лет)

Количество детей в группе – 14 человек

Планирование рассчитано на 72  часа в учебный год.

Занятия проходят 1  раз в неделю:

вторник – 2 часа;

 (всего в неделю –2 часа).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1

Вводное занятие

Знакомство с целями и задачами программы. Составление плана работы в кружке. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2

Журналистика в России.

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

Тема 3

Журналистское произведение.

Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

Тема 4

Журналистика как профессия.

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

Тема 5

Типы речи.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.

Тема 6

Стили речи.

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

Тема 7 

Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

Тема 8

Методы сбора информации.

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

Тема 9

Интервью как метод сбора информации.

Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

Тема 10

Литературное редактирование текста.

Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

Тема 11 

Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

Тема 12

Как делается газета.

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

Тема 13

Заголовок и лид в газете.

Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

Тема 14

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

Тема 15

Информационные жанры.

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

Тема 16

3аметка как жанр.

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

Тема 17

Интервью как жанр.

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Тема 18

Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Тема 19

Отчет.

Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

Тема 20

Аналитические жанры, их особенности.

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

Тема 21

Статья.

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

Тема 22

Рецензия.

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии.

Тема 23

Обзор и обозрение.

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

Тема 24.

Комментарий.

Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

Тема 25

Художественно-публицистические жанры.

Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

Тема 26

Зарисовка.

Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

Тема 27 

Подведение итогов работы кружка.

Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности.

Формы, методы, способы и средства реализации программы.

 Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности  учатся ставить   перед собой цель, идти  к намеченной цели, видеть перспективу развития.

В процессе  работы по выпуску школьной газеты у ребят возрастает мотивация  к обучению.  Учащиеся  совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают  знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют  уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры.

Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно,  использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.

 В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.

Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия;  практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры; тренинги.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

  1. о профессии журналиста в целом,
  2. об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,
  3. о том, что такое газета и ее основных рубриках,
  4. о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).
  5.  понятия, определения, термины по журналистике,
  6. особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
  7. что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),
  8. особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
  9. основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять основные специальности журналистской деятельности
  2. определять основные качества журналиста
  3. написать газетную статью в основных жанрах:
  1. заметка о каком-либо культурном событии,
  2. статья на нравственно-моральную тему,
  3. репортаж о спортивном мероприятии,
  4. интервью с интересным человеком,
  1. посетить различные внутришкольные мероприятия, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,
  2. смоделировать и выпустить номер газеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
  3. умение работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями),
  4. - написания сочинений разных жанров,
    - грамотности (орфографии и пунктуации)
    - редактирования сочинения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебные пособия и иллюстративный материал:

  1. подборка материалов из СМИ в разных жанрах;
  2. иллюстративный материал (газетные и журнальные издания);
  3. справочная литература.

Контролирующие материалы:

  1. – самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
  2. – семинары-практикумы по изученной теме;
  3. – творческие конкурсы;
  4. – публикации.

Методические рекомендации к проведению занятий:

Занятия в кружке «Юный журналист» могут строиться по алгоритму:

  1. Знакомство с теоретическим материалом по журналистике;
  2. Работа с иллюстративным материалом (тексты различных жанров из газет и журналов);
  3. Отработка практических умений и навыков;
  4. Сбор и обработка информации;
  5. Создание журналистского текста  в различных жанрах;
  6. Редактирование текста;
  7. Презентация и коллективное обсуждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога.

  1.  Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
  2.  Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.
  3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
  4.  Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
  5. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
  6. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
  7. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
  8.  Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  9. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
  10.  Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.

Для учащихся.

  1.  Энциклопедический словарь, в котором всегда можно найти популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а, кроме того, имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории.
  2. Большая и Малая Энциклопедии – многотомные издания, в которых публикуются более подробные статьи (это наиболее солидные источники информации);
  3. Детская энциклопедия (хороший помощник для журналистов, работающих в детской прессе);
  4. Толковые словари русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова;
  5. Словарь иностранных слов;
  6. Словарь синонимов;
  7. Словарь русских пословиц и поговорок;
  8. Издания периодической печати (журналы, газеты)

Календарно-тематическое планирование для дополнительного кружка «Юный журналист»

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли

чество

часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля.

Измерители

Дата

проведения

план

факт

1

Тема 1

Вводное занятие

Знакомство с целями и задачами программы. Инструктаж по технике безопасности

1

Урок-знакомство

Знакомство с обучающимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка.

Составление

плана работы

2

Тема 2

Журналистика в России.

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

1

Урок усвоения новых знаний,

урок-беседа

Основные вехи истории отечественной журналистики, современная журналистика в России

Беседа с обучающимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.

3

Тема 3

Журналистское произведение.

Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

1

Урок усвоения новых знаний, урок-беседа

Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема, накопление материала

Рассказ учителя

4

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Написание материала по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.

Написание материала по заданной теме.

5

Тема 4

Журналистика как профессия.

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

1

Урок усвоения новых знаний

Профессия журналист

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

6

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Беседа по теме

Беседа с обучающимися об их представлениио профессии журналиста

7

Тема 5

Типы речи.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи

1

Урок усвоения новых знаний, урок-беседа

Типы речи, повествование, описание, рассуждение

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

8

Практическое занятие по теме «Типы речи»

1

Практическое занятие

Написание материала: портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.

Написание материала по вариантам

9

Тема 6

Стили речи.

Тема 6

Стили речи.

(продолжение)

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

10

Практическое занятие по теме

«Стили речи»

1

Практическое занятие

Определение стиля произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора

11

Тема 7Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

12

Практическое занятие по теме

«Публицистический стиль»

1

Практическое занятие

Умение выявлять характерные признаки публицистического стиля.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора

13

Тема 8

Методы сбора информации.

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками.

14

Практическое занятие по теме «Методы сбора информации»

1

Практическое занятие

Накопление материала, используя известные методы.

Написание материала для школьной газеты

15

Тема 9

Интервью как метод сбора информации.

Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом – газетами и журналами.

16

Практическое занятие по теме «Интервью как метод сбора информации»

1

Практическое занятие

Обучение составлению «правильному списку вопросов» при интервьюировании.

Написание плана-интервью для материалов школьной газеты.

17

Тема 10

Литературное редактирование текста.

Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление

Работа с иллюстративным материалом

18

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Найти и исправить в тексте речевые ошибки

Работа с текстами

19

Виды правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка).

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка

Работа с иллюстративным материалом

20

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Отредактировать текст, используя один вид правки

Работа с иллюстративным материалом

21

Тема 11Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Типология печати

Работа с иллюстративным материалом

22

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

Определение различия типологических параметров газеты и журнала.

Работа с иллюстративным материалом.

23

Тема 12

Как делается газета.

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

Работа с иллюстративным материалом

24

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

Характеристика любимой газету по всем изученным признакам, в том числе и типологическим.

Работа с иллюстративным материалом.

25-26

Тема 13

Заголовок и лид в газете.

Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Заголовок, лид.

Работа с иллюстративным материалом.

27-28

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Различные виды лидов и суметь их проанализировать.

Работа с иллюстративным материалом.

29-30

Тема 14

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых.знаний

Жанр, жанрообразующие факторы.

Работа с иллюстративным материалом.

31-32

Тема 15

Информационные жанры.

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

информационные жанры.

Работа с иллюстративным материалом.

33-34

Тема 16

3аметка как жанр.

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

заметка как информационный жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

35-36

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Работа с газетным материалом, написание заметки.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

37-38

Тема 17

Интервью как жанр.

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Интервью как информационный жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

39-40

Практическое занятие

2

Практическое занятие.

Разработать план вопросов и провести интервью.

Написание материала.

41-42

Тема 18

Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Репортаж как информационный жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

43-44

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

проанализировать расширенную заметку и репортаж;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Написание репортажа для газеты.

45-46

Тема 19

Отчет.

Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Отчет как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

47-48

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

проанализировать отчет;

- на одном материале подготовить отчет.

Написание материала для газеты.

49-50

Тема 20

Аналитические жанры, их особенности.

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Аналитические жанры

Работа с иллюстративным материалом, книгами

51-52

Тема 21

Статья.

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Статья как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

53-54

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

подготовить проблемную статью;

- подготовить общеисследовательскую статью;

- подготовить полемическую статью;

- подготовить историческую статью.

Написание материала для газеты.

55-56

Тема 22

Рецензия.

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Рецензия как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

57-58

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

подготовить рецензию на книгу; на фильм; на спектакль; мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль.

Написание материала для газеты.

59

Тема 23

Обзор и обозрение.

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Обзор и обозрение как жанры журналистки.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

60

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;

общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;

общий обзор местных радиопередач за неделю;

общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Написание материала для газеты.

61-62

Тема 24.

Комментарий.

Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Комментарий как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

63-64

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Подготовить комментарий на заданную тему.

Написание материала для газеты.

65-66

Тема 25

Художественно-публицистические жанры.

Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Художественно-публицистические жанры, очерк как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

67-68

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Подготовить портретный очерк;

подготовить событийный очерк;

подготовить путевой очерк.

Написание материала для газеты.

69

Тема 26

Зарисовка.

Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Зарисовка как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

70

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

подготовить пейзажную зарисовку.

Написание материала для газеты.

71-72

Тема 27Подведение итогов работы кружка.

Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности.

2

Комбинированный урок-размышление.

Итоги работы кружка.

Написание размышления на тему: «Чему я научился в результате посещения кружка «Юный журналист».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный журналист»

Программа кружка «Юный журналист»(Развитие коммуникативной компетенции учащихся через реализацию программы  «Юный журналист»)...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа дополнительного образования "Юный журналист"...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа кружка "Юный журналист"...

Рабочая программа кружка «Юный журналист» для обучающихся 8 класса (базовый уровень)

Данная программа  дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран мат...

рабочая программа кружка Юный журналист

Данная программа расчитана для учащихся 6-8 классов и срок реализации  1 учебный год...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа внеурочной деятельности...