Рабочая программа по внеурочной деятельности Основы светской этики
рабочая программа

Ворон Людмила Павловна

Внеурочная деятельность, кружок Основы светской этики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Елизаветино

Аткарского района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________/______________ /

Протокол № ______  от

 «__» _______________20__ г.

«Согласовано»

Руководитель филиала  МОУ - СОШ  села Елизаветино в селе Вяжля    

___________  /Быкова Н.И._/

 «__»____________20____ г.

«Утверждаю»

Директор МОУ- СОШ села Елизаветино

_____________/Стукалова В.М./

Приказ № _______

от «__»___________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ворон Людмилы Павловны

по внеурочной деятельности

духовно-нравственное направление

         

 

 

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах

религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

           В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в

общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших

культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение во внеурочную деятельность курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

          ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

         «Основы светской этики» является продолжением обучения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» во внеурочной деятельности.

 Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 9—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос

совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,

религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

                            Место предмета в учебном плане.

«Основы светской этики» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа – 1 час  в неделю.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи предмета:

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в политичной и

            многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя

            общественного мира и согласия.

Предметсоздаёт начальные условия для освоения обучающимися российской

культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания предмета должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и ихпонимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

3. Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Основы светской этики»

урока

Тематическое

планирование

Кол-во часов

ИКТ

Планируемые результаты/

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

План

факт

1 четверть

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

1

Россия — наша Родина. Патриотизм.

1

презентация

Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.

Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.

Основы светской этики (28ч)

2

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.

1

Презентация

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам.

3

Этика и этикет. Понятие этикет. Нормы этикета.

1

Презентация

 Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

4

Общечеловеческие ценности. Вежливость, уважение.

1

презентация

Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

5

Добро и зло. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям.  

1

Презентация

видеофильм

Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.

6

7

Дружба и порядочность. Честь и достоинство. Взаимопонимание,   ответственность.

Правила дружбы.Честность и порядочность.

1

1

презентация

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честь,  честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, достоинство, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.

8

Гордость и гордыня. Альтруизм и эгоизм.

1

Презентация

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие, альтруизм, эгоизм. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.

9

Свобода и ответственность. Моральный выбор человека.

1

презентация

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

10

Обычаи и обряды русского народа. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.

1

презентация

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

11

Терпение и труд. Трудовая мораль.

1

Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

12

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Имя и фамилия – наследственное семейное имя.

1

презентация

Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.  Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

13

Родословная семьи.

1

Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия. Уметь составлять родословную своей семьи.

14

Семейные традиции и праздники -   передача из поколения в поколение правил поведения в семье.

1

Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение.

15

Традиции моей семьи.

1

Уметь составлять рассказ о традициях своей семьи,

проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей

16

Сердце матери. Материнская любовь.

Роль матери в семье.

1

Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.

17

Правила твоей жизни

1

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, жестокость, сочувствие, вежливость.

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок.

18

Культура общения со сверстниками и взрослыми

1

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность.  Уметь:  определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности.

19

Праздники народов России

2

презентация

Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение.мусульманство, буддизм, свобода совести.Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.

20

Гражданин России. Защитники Отечества. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ.

1

видеофильм

Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

21

Нравственный поступок. Образцы нравственности в культуре и истории Отечества. Порядочность

1

презентация

Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах и героях России.

22

Золотое правило нравственности. Милосердие и сострадание.

1

презентация

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей

23

Стыд, вина и извинение. Совесть.

1

презентация

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

24

Нравственные идеалы. Доверие и доверчивость.

Правда и ложь.

1

Уметь анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

25

Джентльмены и леди. Традиции воспитания

1

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения

26

Мужество.

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

1

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

27

Дворянский кодекс чести. Самовоспитание.

1

Познакомиться с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

28

Порядочность и интеллигентность. Речевой этикет.

1

Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Духовные традиции многонационального народа России (5ч)

29

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

Уметь уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

30

Государство и мораль гражданина. Мои права и обязанности.

1

Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

31

Жизнь человека-высшая нравственная ценность

1

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

32

Защита творческих проектов

1

Уметь составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.

33

Защита творческих проектов

1

Уметь представлять и защищать свой творческий проект; уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Итого часов

34

4. Содержание курса «Основы светской этики»

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч)

Россия − наша Родина.

Основы светской этики (28 ч)

Что такое этика и этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый. Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Духовный мир человека. Культурные традиции. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.  Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.  Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?». Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Духовные традиции многонационального народа России (5ч)

Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 Подготовка и защита творческих работ и проектов.

Учебно-тематический план

Учебный период

Количество часов

1 четверть

9

2 четверть

7

3 четверть

10

4 четверть

8

Итого

34

п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Основы светской этики

28

3

Духовные традиции многонационального народа России

3

4

Презентация творческих проектов учащихся.

2

Итого

34

5.Требования к уровню  подготовки учащихся.

Требования к результатам обучения

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        Требования к метапредметным результатам:        

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

6.Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учеников:

1.Учебник для учащихся «Основы светской этики»  4-5 классы. Просвещение. Москва. 2012 г

2.Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5.

Для родителей: «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

Для учителя:

1. А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Программы.4-5 классы. «Просвещение». Москва.  2012 г.

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. 4-5. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. «Просвещение». Москва.  2012 г.

3. Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  мировых религиозных культур. 4-5.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. Энциклопедическая и справочная литература.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Оборудование

Характеристика деятельности учащихся

I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)

1

1

Россия – Родина моя.

Презентация  «Россия – Родина моя» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России (воспитание толерантности).

Исследовать культурные традиции Российской Федерации.

Усвоить общественные нормы нравственности и морали.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

II. Основы религиозных культур и светской этики. Часть I (16 ч)

2

1

Что такое светская этика?

Репродукция картины Рафаэля «Афинская школа» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить значение понятия «светская этика».

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.

Усвоить общественные нормы нравственности и морали.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3

2

Мораль и культура.

Презентация  «Культура» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слов «мораль», «культура» в различных источниках.

Познакомиться с  историей  развития представлений о нравственности и морали.

Познакомиться с основами светской морали, понимать ее значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе (воспитание толерантности).

Работать со взрослыми:составить свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в семье.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4

3

Особенности морали.

Презентация «Мораль» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познакомиться с  историей развития представлений о нравственности и морали – особом виде духовной культуры.

Приводить примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.

Готовиться к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5

4

Добро и зло.

Презентация «Добро и зло» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познакомиться с главными моральными понятиями в жизни человека «добро» и «зло».

Усвоить основные определения и понятия этики, культуры и морали.

Объяснять значение пословиц.

Приводить примеры поступков, которые учащиеся считают морально добрыми.

Понимать окружающих и сопереживать чувствам других людей (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6

5

Творческая работа по теме «Добро и зло»:  поиск информации в различных источниках для создания  презентации «Добро и зло».

MacBook или ноутбук (для индивидуальной работы).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Осуществлять поиск информации в различных источниках для выполнения учебной задачи.

Грамотно оформлять ссылки на используемый Интернет-ресурс.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7

6

Добродетели и пороки.

Презентация «Добродетели и пороки» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познакомиться с двумя противоположными характеристиками личности – добродетель и порок.

Усвоить основные определения и понятия этики, культуры и морали.

Выяснить, как менялись представления о добре и зле в ходе истории человечества.

Работать со взрослыми:расспросить о знаменитых людях, представленных в учебнике с. 16-17, ответить на вопрос: почему они могут служить примером для подражания.

Уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8

7

Творческая работа по теме « Добродетели и пороки»: коллективное создание презентации «Добродетели и пороки».

MacBook или ноутбук (для индивидуальной работы).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Осуществлять поиск информации в различных источниках для выполнения учебной задачи.

Грамотно оформлять ссылки на используемый Интернет-ресурс.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9

8

Свобода и моральный выбор человека.

Отрывок из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «свобода».

Установить взаимосвязи между культурными, моральными традициями и поведением людей в различных жизненных  ситуациях.

Работать в паре:определить,  в какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка.

Приводить примеры ситуаций морального выбора, в которых чаще  всего оказывается современный человек.

Осуществлять  поиск информации в справочной литературе  для выполнения учебной задачи.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10

9

Свобода и ответственность.

Презентация  «Свобода и ответственность» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «ответственность».

Проанализировать высказывания знаменитых людей о свободе и ответственности.

Установить взаимосвязи между культурными, моральными традициями и поведением людей в различных жизненных ситуациях.

Работать в паре:выбрать из предложенных дел только те, за которые отвечают только учащиеся.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11

10

Моральный долг.

Отрывки из кинофильма «Тимур и его команда» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Усвоить понятие «моральный долг».

Выяснить, какие моральные обязанности есть у человека.

Проанализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской и культуре и традициях других народов.

Работать в паре: во время просмотра отрывков из кинофильма «Тимур и его команда»  определить, какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга.

Приводить примеры выполнения морального долга из различных источников.

Уметь осознавать ценности человеческой жизни.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12

11

Справедливость.

Презентация «Справедливость» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «справедливость».

Проанализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской и культуре и традициях других народов.

Выяснить, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13

12

Альтруизм и эгоизм. Создание презентации «Альтруизм и эгоизм» (сравнительная характеристика).

MacBook или ноутбук (для индивидуальной работы).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слов «альтруизм», «эгоизм».

Проанализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской и культуре и традициях других народов.

Заполнять таблицу «Альтруизм и эгоизм» (сравнительная характеристика).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14

13

Дружба.

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «дружба».

Проанализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных  норм.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15

14

Что значит быть моральным?

Отрывки из мультфильмов «Сказка о попе    и работнике его Балде» и «Сказка о рыбаке и рыбке» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выявить критерии человека высоко нравственного.

Работать в паре:назвать героев сказок, имеющих добродетельные качества личности, и героев с порочными качествами.

Приводить свои примеры героев произведений с добродетельными и порочными качествами.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16

15

Творческие работы учащихся. Представление творческой работы «Что такое этика».

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17

16

Обобщение знаний.  Игра-путешествие  по теме «Основы религиозных культур и светской этики» (часть I).

Презентация игры, составленной по материалам учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Использовать приобретенные навыки культуры поведения и общения  во время участия в игре-путешествии (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

III. Основы религиозных культур и светской этики. Часть II (12 ч)

18

1

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Презентация «Родословная» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познакомиться с понятиями «род», «семья».

Выяснить (уточнить) происхождение своей фамилии (или фамилии родственников).

Работать  со взрослыми: интервьюировать взрослых о своей родословной.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19

2

Нравственный поступок.

Отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить, что такое поступок в этике.

Определить признаки нравственного поступка.

Проанализировать проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка.

Приводить примеры нравственных поступков, которые совершают современные люди.

Работать в паре:обсудить высказывание: «Цель оправдывает средства»

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

20

3

Золотое правило нравственности.

Отрывки из кинофильма «Приключения Буратино»  (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать высказывания древних философов.

Познакомиться с общим принципом для обоснования морали – золотым правилом нравственности.

Работать а в паре:оценить поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

21

4

Стыд, вина, извинение.

Репродукция картины Ф.Решетникова «Опять двойка» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать, какие чувства выражают лица персонажей картины Ф.  Решетникова «Опять двойка». Доказать свою точку зрения.

Объяснить значение пословиц.

Работать в паре: выяснить, что просьба о прощении – признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22

5

Честь и достоинство.

Отрывки из выступлений российской сборной на Паралимпийских играх в России  (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слов «честь», «достоинство».

Объяснить значение пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23

6

Совесть.

Просмотр отрывка из мультфильма по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «совесть».

Сравнить понятия «совесть» и «стыд» и выявить в чем их различие.

Охарактеризовать поступок Алеши из сказки, описать какое чувство испытал мальчик из-за своего поступка.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

24

7

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри»  и П. Корина «Александр Невский» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уточнить лексическое значение слов «богатырь», «рыцарь».

Перечислить качества, которыми обладали древнерусские богатыри.

Проанализировать отрывок древнегреческого мифа и определить героя, равного по силе и подвигам Илье Муромцу.

Выяснить, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь».

Привести примеры современных богатырей.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25

8

Джентльмен и леди.

Презентация «Леди и джентельмены» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить, кого называли джентельменами   и леди.

Проанализировать высказывания И.В. Гете и А.П. Чехова,  определить и перечислить качества, которыми обладают  джентельмены  и леди.

Приводить примеры поведения леди и джентельменов.из художественной литературы и кинофильмов.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26

9

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Презентация «Образцы нравственности в культуре России в разное историческое время»  (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слов «труженик», «патриот», «воин», «коллективист».

Познакомиться с понятием «патриотизм».

Работать в паре:выяснить, в чем должен выражаться патриотизм сверстников.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

27

10

Этикет.

Отрывок из мультфильма «Винни Пух» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «этикет».

Охарактеризовать поведение Винни Пуха в гостях у Кролика.

Работать в паре:прочитать отрывок из параграфа «Этикет» (с.56 – 57 учебника) и  заполнить таблицу «Правила этикета, которые должен знать каждый».

Определить, какие из правил, записанных в таблице, должен соблюдать каждый ученик.

Составить перечень правил школьного этикета.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28

11

Праздники.

Отрывок из мультфильма «Винни Пух» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «праздник».

Приводить примеры государственных, общественных, семейных праздников.

Работать в парах:заполнить таблицу «Что подарили ослику Иа  на день рождения друзья», отметить, приятно ли было получить ему такие подарки.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

29

12

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Презентация Виталия Антонова «Герой нашего времени (доктор Рошаль)» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уточнить лексическое значение слова «ценность».

Приводить примеры ценностей для человека.

Выяснить, что высшая ценностью для человека – его жизнь.

Работать в паре:заполнить таблицу «Нравственные ценности».

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

IV. Духовные традиции многонационального народа России (5 ч)

30

1

Любовь и уважение  к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Составление календаря памятных дат  (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Проанализировать высказывания В.М. Шукшина и Н.В. Гоголя.

Составить из предложенных событий «Календарь памятных дат».

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

31

2

Творческие проекты учащихся «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мой друг».

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

32

3

Творческие проекты учащихся «Мое отношение к России»,  «С чего начинается Родина».

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

33

4

Творческие проекты учащихся  «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

34

5

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.

Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 10-х классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы проектной деятельности»(общеинтеллектуальное направление)Возраст обучающихся – 5-6 класс          ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,  для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...