Образ зимы в произведениях искусства
проект

Как важно видеть прекрасное в мелочах. Данная работа пригодится как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_zimy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение:

Актуальность темы:

Природа зимой надевает белую шубу, засыпает снегом некогда цветущие полянки, деревья наряжаются в пышные белые наряды, лесные тропинки становятся непроходимыми, на лед ложится снежный покров. Зимняя природа тиха и безмолвна.

Цели  исследовательской работы:

  1. Исследовать изображение зимы  русскими поэтами, музыкантами, художниками.
  2. Проанализировать произведения о зиме.
  3. Научиться формулировать свои мысли.

Задачи:

  1. Сравнить несколько произведений русских поэтов, музыкантов, художников.
  2. Сделать вывод по наблюдению над произведениями.
  3. Выявить какие художественные средства поэты, музыканты, художники использовали для изображения зимы.
  4. Выявить способы отражения красоты зимы в произведениях искусства (музыка, живопись).

Объект исследования: произведения искусства.

Предмет исследования: образ зимы.

Методы:

  1. Работа с художественными произведениями
  2. Исследование документальных изданий.
  3. Работа с иллюстрациями, фотографиями, репродукциями картин.
  4. Использование глобальной сети интернет.


                                         Образ зимы в русской поэзии.

        Зима – удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь!

        Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!

        Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него - добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

Чародейкою – Зимою околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Затем я обратилась к стихотворению Сергея Есенина «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.

Поёт зима-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Здесь мы видим, что зима - как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки, мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.

        Очарование зимы стремился передать Сергей Есенин и в других своих стихотворениях:

Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

        Далее я решила рассмотреть стихотворение А.С. Пушкина«Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идёт волшебница-зима…

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

        В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.

 Изобразительно - выразительные языковые средства в стихотворениях о зиме.

Проанализировав отдельно стихотворения, у меня возник вопрос: Что же помогает поэтам передать свои чувства к зиме и вызвать ответные чувства в душах читателей?

Это, конечно же, средства изображения. .

        Средства изображения: это тропы – эпитет, олицетворение, сравнение.

«Чародейкою-Зимою».

Эпитеты (красивые прилагательные, придающие выразительность):

снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой., луч косой,седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым .

Олицетворение(неживые предметы изображены как живые):  лес блестит,зима  баюкает, тоской глубокою плывут облака.

Сравнение (предмет сравнивается с другим предметом) - воробышки, как детки сиротливые.

        Например, в стихотворениях А. Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою. Олицетворения: север дохнул, завыл; волшебница-зима идёт, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла и др. Сравнения: «Луна, как бледное пятно».

        Благодаря этим средствам образной выразительности в обыкновенной зарисовке морозного утра читатель видит необыкновенную красоту русской зимы.

Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть необыкновенное в обыкновенном.

        Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий вывод:

У каждого поэта своё видение зимы, а средства изображения помогают поэтам показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года – зиму.

                                           Произведения искусства о зиме.

        Хороша наша русская зима!  Зимние мотивы свойственны не только русской поэзии, но и музыке, живописи. Красотой зимы, её очарованием восторгались не только поэты и писатели, но и композиторы, художники.

        Как правило, зима в русских картинах – это безмятежное время, когда все вокруг скрывается за белоснежным покровом. Многие живописцы стремились показать, что зима – именно русское время года.

В живописи зиму запечатлел русский художник И.Э.Грабарь. Он нарисовал картину«Февральская лазурь». В феврале бывают такие дни, когда воздух и всё вокруг наполнено голубым сиянием. Голубое небо, голубой снег – всё окрашено в этот удивительный по красоте цвет. Именно такой день изобразил на своей картине художник. Картина вызывает радостное и праздничное настроение.

        Чаще всего в живописи, как и в литературе, описание природы зимой создавалось из впечатления от первого снега.

        Яркий пример тому – картина Аркадия Пластова «Первый снег». Изображение двух крестьянских детей, выходящих из типичной русской избы, символизирует надежду в светлое будущее, ведь только-только закончилась страшная война. И первый снег – один из символов того, что жизнь будет налаживаться.

        Художник-пейзажист Николай Крымов всегда восхищался русской зимой, ее холодами и снегом. Его очаровывала неброская красота родной русской природы. Особенно он любил снег, мороз, спокойную величавость зимы. Хотя картина называется "Зимний вечер", но она очень светлая, видимо, вечер только начинается. В картине помимо белого цвета, мы наблюдаем оттенки голубого. Такой цвет необходим, чтобы усилить впечатление от мороза, показать, что на улице очень холодно. И все же, художник включил в свою картину людей, которые идут по снежной тропинке. Такой образ – яркая иллюстрация того, что русский человек не боится даже самую суровую зиму, наоборот, она нравится ему.

        Русский живописец Константин Юон  очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег - всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму.

         Давайте рассмотрим и сравним две картины Юона . Это картины "Волшебница-зима" и "Русская зима. Лигачево".

        Картину "Волшебница-зима" художник написал в 1912 году, будучи молодым, полным сил художником, ищущим свои темы и способы выражения. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав - катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, - благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.

        Прошло тридцать пять лет, минуло много исторических событий, две войны и революция, и наступила такая же снежная зима. Однажды художник вновь поднялся на тот же пригорок и глянул на деревню. То, что он увидел - он рассказал с помощью кисти и красок в картине "Русская зима. Лигачево".

        Только густо-темные деревья, только белый снег. Множество деревьев - стволов и веток, огромные снежные сугробы. И больше ничего. Можно ли из этого создать интересную картину? Можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник. Это великий русский пейзажист Иван Шишкин. Он сделал это - написал такую картину-пейзаж. И называется картина "Зима".

        Не отстали от художников, поэтов и композиторы. Зимние мотивы звучат в композиции «Зима» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Это своеобразный дневник композитора, в котором он запечатлел дорогие его сердцу эпизоды о каждом времени года, о каждом месяце. Образ зимы передан звуками в кантате Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает», в «Вальсе» из музыкального цикла «Метель», в веселой песне уральского композитора Ирины Фроловой «Зимняя сказка», да и во многих других музыкальных произведениях. Мне нравится, как задорно спела о зиме Валентина Толкунова песню «Кабы не было зимы», слова которой сочинил Э. Успенский, музыку - Е. Крылатов.

Литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему, средствами выразительности.

Заключение

        Изучая и сравнивая образ зимы в разных видах искусства, можно сделать следующие выводы:

        Зимняя пора задумчива и манит великолепием, словно, сама королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг, оковывает и манит своей красотой и величеством. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало. Зима не всегда радостная, она может быть холодной и суровой. Она таит в себе и таинственные, опасные стороны - лютые бури, беспощадный мороз.

        Зима вдохновляла на творчество и поэтов, и художников, и композиторов. Но они восхищались ею и передавали свой восторг разными способами. Композиторы – звуками, художники - красками. А поэты использовали разнообразные средства речевой выразительности:  сравнения, эпитеты, олицетворения.



Список использованной литературы


1. Айхенвальд Ю. Иван Бунин и его стихотворения // Бунин И. Свет незакатный.- М.,2005.

2. Альбом «Русские художники от «А» до «Я», М., Слово, 2004.

3. Белый А. Поэзия слова: Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы. Семиотика. – М., 2007

4. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М., 2003.

5. Григорьев В. П. Поэтика слова. – М., 2002.

6. Кошечкин С. Счастьем простым дорожить… // Стихотворения. М. , 2009.

7. Пустовойт П. Г. От слова к образу. – Киев, 1974

8. Саводник В. Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. – М., 1991

9. Фридлендер Г.М. «Поэтический строй русской лирики», -М, 2003.

10. Шайн К.Э. «Язык, Поэзия. Гармония». Ставрополь, 1999.

11. Эпштейн М. Н. Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 2001

12. Энштейн М.Н. Юнина Е. Поэтическая зима» // Вопросы литературы, 1999 № 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Урок в 3 классе по теме "Образы зимы в различных видах искусства"

Конспект урока в 3 классе по теме " Образы зимы в различных видах искусства"....

Сопоставление произведений искусств разных эпох в соответствии с сюжетной линией. Пейзаж в поэзии, живописи и музыке. Зима и лето.

Интегрированный открытый урок с учащимся 4-го класса школы искусств, посвящённый истории пейзажа в поэзии, живописи и музыке. Состоит из конспекта урока, презентации и самоанализа. Предназначен для ат...

Образ материнства в произведениях искусства

Для учителей музыки  и МХК, педагогов дополнительного образования....

Открытый урок "Образ зимы в различных видах искусства"

Задача урока - показать различные способы созданий образов в различных жанрах  и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства муз...

Поэтический образ зимы в произведениях литературы.

Цель данного урока:  ввести учащихся в мир поэзии на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя», С.Есенина «Поет зима, аукает…»....

Интегрированный урок ИЗО и музыки «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме: «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»...