Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе».
классный час (8, 9 класс)

Лошкарева Алёна Сергеевна

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.

 Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_sovetnika_loshkarevoy_a.s.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бердниковская основная школа»

Методическая разработка

воспитательного мероприятия

«Толерантность в современном обществе».

Возраст детей: 13-15 лет



Автор: Лошкарева Алёна Сергеевна
учитель начальных классов

Советник директора по воспитанию                                                                       и работе с детскими                                                                      общественными объединениями

с. Бердники,

2023

Аннотация:

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.

 Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обращается всё больше исследователей. В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.

С точки зрения исследователей толерантности педагогов Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой, толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды.

Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения. На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора отношения к человеку вообще, к другим людям, к коллективам, которое не навязывается, а приобретается каждым человеком в детстве через систему воспитания и обогащается через собственный жизненный опыт.

Проявление терпимости включает:

- равноправие

- взаимоуважение

 - доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом

 - равные возможности для участия во всех сферах жизни для всех членов общества

- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств

- возможность следовать своим традициям

- свобода вероисповедания

- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем

- позитивная лексика в наиболее уязвимых межэтнических отношений и отношений между полами.

Таким образом, толерантность является важной составляющей психологической культуры любого человека.

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданское направление.

Тема – «Толерантность в современном обществе»

Данная разработка тесно связана с отношениями между учащимися в классе, помогает воспитывать в учащихся чувства уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных, а также слушать и поддерживать людей.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Форма проведения воспитательного мероприятия – «круглый стол», беседа с моделированием проблемных ситуаций, ответами на сложные вопросы и решением задач.

Цель,        задачи        и        планируемые        результаты        воспитательного мероприятия

Цели:

  1. Знакомство подростков детей с понятием «толерантность»
  2. Выработка у учащихся осознания сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения

Задачи:

  1. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  2. Развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  3. Воспитание чувства коллективизма, сплоченности;
  4. Способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.

Л.Н. Толстой

Для достижения планируемых результатов применялась учебно- исследовательская деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы;
  • ознакомление с литературой по данной проблеме;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор материала;
  • анализ;
  • обобщение;
  • выводы.

В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:

  • гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
  • умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • умение грамотно работать с информацией;
  • коммуникабельность, умение работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умение выходить из них;
  • умение самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Возраст участников: 13-15 лет

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Для        успешного        проведения        внеклассного        мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является  интернет. Если у учащихся возникают сложности с поиском информации учитель оказывает помощь.

При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор, экран, ноутбук, колонки.

Ход  мероприятия

План-конспект классного часа

«Толерантность в современном обществе».

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих;
  2. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  3. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающие:

  1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
  3. Развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
  2. Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости. Формируемые универсальные учебные действия: Личностные: осознание себя как личности.

Коммуникативные: умение вести диалог, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно его оценивать.

Познавательные: анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

Применяемые технологии:

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых

в воспитательном процессе

Этапы мероприятия, на которых технологии

применяются

1

Элементы ИКТ, здоровье сберегающих

технологий

На всех этапах мероприятия

2

Элементы технологии развивающего

обучения

Этап мотивации и целеполагания.

3

Элементы информационно-

коммуникационных технологий

Организационно-деятельностный этап

4

Элементы технологии развития

критического мышления

Этап рефлексии

Оборудование: телевизор, компьютер.

Форма проведения: беседа с элементами диспута.

Класс: 8-9 класс

Сценарий классного часа

  1. Организационный этап

приветствие.

  1. Этап мотивации и целеполагания

Советник: Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется

«Ладная семья». Слушайте внимательно. (Читаю притчу)

Притча «Ладная семья»

Взвод – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге

Любовь Прощение Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Советник: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Учащиеся: любовь, терпение, прощение.

Советник. Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

Учащиеся: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

Советник: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

Ребята, современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого

духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах.

Для англоговорящих, толерантность – “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”.

Французский язык толкует толерантность как “уважение свободы другого человека.

С точки зрения китайцев, быть толерантным - значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

Для арабов - “прощение, снисхождение”.

Персы считают толерантностью “терпение, выносливость, готовность к примирению”»

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

Работа в группах:

Давайте прочитаем определения толерантности разных народов мира и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

  1. Толерантность – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных. (Испанский)
  2. Толерантность        –        готовность        быть        терпимым,        снисходительным. (Английский)
  3. Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  4. Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
  5. Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Немецкий)
  6. Толерантность, терпимость (русский) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого- либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому- либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Советник. Что общего в этих определениях?

Учащиеся: Умение жить в мире и согласии со всем миром.

Советник. В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

Учащиеся:        Происходит        активный        рост        агрессивности,        конфликтов, преступности.

Советник. Что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.

Работа в группах.

Учащиеся зачитывают высказывания и соотносят с заповедью.

  1. «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (Возлюби ближнего своего)
  2. «Гнев – страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (Не убий)
  3. «Не делай другому того, от чего больно тебе». (Золотое правило)
  4. «Ничто притворное не может быть продолжительным». (Не лги)
  5. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (Почитай отца своего и матерь свою)
  6. Воровство порождает лень и жадность. (Не кради)

Давайте проверим. Ответы.

Советник: Итак, быть толерантным, значит:

  1. Уважать другого.
  2. Любить ближнего своего.
  3. Не злиться.
  4. Быть добрым, терпимым.
  5. Сострадать.

Советник: Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная и интолерантная личности.

Работа в группах:

Мы разделимся на 2 группы. Пусть I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие  интолерантной личности.

Качества:

  • терпимость;
  • бессердечность;
  • конфликт;
  • сострадание;
  • прощение;
  • вспыльчивость;
  • желание что-либо делать вместе;
  • милосердие;
  • злорадство;
  • ложь;
  • сотрудничество;
  • уважение прав других;
  • раздражение;
  • принятие другого таким, какой он есть;
  • зависть.

Проверяем. Ответы.

Советник. Итак, такими качествами должна по вашему мнению обладать толерантная личность.

Ребята, все качества, которые относятся к толерантной личности, отмечены в эмблеме, созданной немецким художником Хельмутом Лангером. Она известна под названием «Эмблема толерантности».

Эмблема Толерантности:

  1. Толерантность – это прощение.
  2. Толерантность – это сострадание.
  3. Толерантность – это уважение прав других.
  4. Толерантность – это сотрудничество.
  5. Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
  6. Толерантность – это дружба.
  7. Толерантность – это гармония в многообразии.
  8. Толерантность – мир и согласие.
  9. Толерантность – милосердие.

Советник Личность человека с такими качествами будет выглядеть также ярко и эффектно, как этот цветок.

Советник Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Учащиеся: Нет, ссоримся…

Советник Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

Предлагаю вам ситуации.

Проверяем толерантность.

У детей листочки, карандаши или ручки красного и синего цветов. Детям предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если ребенок согласен с 1 вариантом, рисует красный кружок, еслисогласен со 2 вариантом – рисует синий кружок.

Ситуации.

  1. Младший брат сломал игрушку:
  • ты его постараешься успокоить
  • ты ударишь его
  1. Ты поссорился со своей сестрой:

  • находишь выход
  • обижаешься и мстишь
  1. Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:

  • идешь гулять
  • устраиваешь истерику
  1. Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь…

  • ты всё-таки слушаешь его
  • ты не даёшь ему говорить
  1. В классе ты уже ответил…

  • тебе хочется ответить ещё
  • ты предоставишь другим возможность ответить
  1. Саша плохо одет:

  • это неважно
  • я подсмеиваюсь над ним
  1. К тебе подошёл ребёнок-инвалид:

  • ты брезгливо отвернулся от него
  • он такой же, как все!

Советник. Ребята, встаньте, у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны.

  • Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
  • Как можно избежать драки?

Учащиеся:: Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Советник. А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

  1. Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  2. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  3. Имей терпение выслушать собеседника.
  4. Спокойно объясни свою точку зрения.
  5. Подумай, из-за чего возник спор.

Советник. Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

  • Что вы чувствовали в тот момент?
  • А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
  • Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
  • Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
  • Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
  • Какая заповедь помогает жить в мире?

Учащиеся:: Золотое правило: «Не делай другому того, от чего больно тебе».

Советник: А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

Ответы учащихся.

  • Человек должен стремиться изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Знать и соблюдать заповеди. Быть толерантным.

4. Этап рефлексии

  • Вам понравился наш сегодняшний разговор?

Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

  • Что больше всего понравилось?

Выскажите свое мнение:

– Привлекло меня тем, …

Показалось интересным, …

  • Заставило задуматься …

  • Навело меня на мысли …

Советник: Тема нашего классного часа «Толерантность в современном обществе», и мы с вами выяснили, что толерантность – это путь к миру, и пойдём мы к нему по дороге добра. Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветной бумаги в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.

Развесим их на доску под заголовком «Дорога добра!»

«В добрый путь». Звучит песня «Иди дорогою добра»

Всем ученикам раздаю памятки «Мои пожелания».

Мои пожелания:

  1. Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  2. Будьте        добрыми:        любящими,        внимательными,        терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  3. Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  4. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  5. Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

И всё это вам поможет жить в мире.

Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

ПАМЯТКА

«Как реализовать принципы толерантности»

Не стремись подчинить себе другого человека: Толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.

Изучай другого человека: Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

Прими другого человека таким, какой он есть: Это условие означает, что мы должны не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

Акцентируй внимание на объединяющих факторах: Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их.

Относись ко всему с чувством юмор: Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие "Толерантность"

Разработка представляет собой подробно проработанный сценарий классного часа, предполагающий участие детей (как активное, так и формирующее самосознание во внеурочное время), посвященный духовно-нравс...

Методическая разработка практического занятия "Роль компьютера в обществе"

Методическая разработка практического занятия "Роль компьютера в обществе" с использованием технологии веб-квест предназначена для проведения занятия в старшем звене общеобразовательной школы или на 1...

Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.

Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Воспитательное мероприятие "Толерантность"

Воспитательное мероприятие "Толерантность"...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разраб...