Внеклассное мероприятие "Судьба планеты в наших руках"
план-конспект занятия (7, 8 класс)

Цель: способствовать формированию экологической культуры школьников.

Задачи.

Образовательные:

  1. Систематизировать знания по экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений.
  2. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы их предупреждения.

Развивающие:

  1. Формировать активную гражданскую позицию, побуждать  детей  к  участию  в  природоохранных  мероприятиях, пропаганде  экологических  идей. 
  2. Развивать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение вести самостоятельный поиск, анализ; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за окружающий их мир, чистоту природы.
  2. Прививать навыки коммуникативного общения, сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_sudba_planety_v_nashih_rukah.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»

Внеклассное мероприятие

«Судьба планеты в наших руках»

                                                                          Автор: Калинина Татьяна Викторовна,

                                                                   учитель географии высшей категории,

                                                            классный руководитель

пгт. Красногорский

Внеклассное мероприятие

 «Судьба планеты в наших руках»

Цель: способствовать формированию экологической культуры школьников.

Задачи.

Образовательные:

  1. Систематизировать знания по экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений.
  2. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы их предупреждения.

Развивающие:

  1. Формировать активную гражданскую позицию, побуждать  детей  к  участию  в  природоохранных  мероприятиях, пропаганде  экологических  идей. 
  2. Развивать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение вести самостоятельный поиск, анализ; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за окружающий их мир, чистоту природы.
  2. Прививать навыки коммуникативного общения, сотрудничества.

Возраст участников: 14-15 лет.

Методы и приемы: «Незаконченные предложения», «Вопрос-ответ», метод  работы в малых группах, партнерское сотрудничество.

Ресурсное обеспечение занятия (средства): компьютер, мультимедийный проектор с экраном, раздаточный материал (карточки с заданиями, таблички, тексты по заданной проблеме).

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Классный руководитель: Дорогие ребята, так уж устроен человек, что он любит мечтать, представляя, что с ним будет завтра, через год, два, десять лет. Я думаю, что каждый из вас задумывался об этом. Но, какими бы небыли эти мечты, они неразрывно связаны с нашим общим домом – ведь все мы живем на маленькой планете с таким родным именем – Земля. Как вы думаете, от чего или кого зависит наше будущее?

Ответы детей.

Верно, будущее нашей планеты зависит от людей, то есть от нас с вами. Итак, тема нашего мероприятия «Судьба планеты в наших руках».

  Классный руководитель.  Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Данный вопрос актуален, жизненно важен для всего живого на нашей планете.

Географическая оболочка - это целостная, непрерывная оболочка Земли, среда жизни человека, в пределах которой взаимодействуют между собой нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы, вся гидросфера и вся биосфера.

Сегодня каждая из групп будет представлять одну из оболочек. Издавна человек стремился покорить себе природу. Но, чем больше он на нее воздействует, тем больше изменяет. Создавая города, прокладывая дороги, сооружая плотины, каналы, вырубая леса под пастбища, поля и т.д., человек создает новые объекты, которые можно объединить одним словом антропогенные ландшафты. Очень часто это ведет к загрязнению, а порой уничтожению целого природного объекта. А через некоторое время пытается его восстановить. Но не всегда это удается. Поэтому очень важно предотвратить самые серьезные последствия. Как же сохранить целостность географической оболочки для всего живого?

Ответы детей.

Классный руководитель: В качестве небольшой разминки вспомним несколько фактов по нашей теме. У каждой группы по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3.  На каждый задаваемый вопрос я даю три варианта ответа. По моему сигналу  вы  поднимаете табличку с номером ответа.

Разминка (см. Приложение 1)

Классный руководитель.  Перед вами листочки с «Незаконченными предложениями». Попробуйте воспроизвести их полностью и отгадать кроссворд (на доске).

Выступления групп.

Классный руководитель. Экологическая катастрофа - это не выдумка ученых, а реальная угроза человечеству. В чем же спасение? Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно послушайте рассказ: «Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами».

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей-помощников:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается.

- В природе все находится в равновесии, все связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество живых организмов.

Классный руководитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Ответы детей.

Классный руководитель. Американский ученый Барри Коммонер сформулировал четыре закона экологии (см. Приложение 2).

Первый закон: «Все связано со всем».

Второй закон: «Все должно куда – то деваться».

Третий закон: «Ничто не дается даром».

Четвертый закон: «Природа знает лучше».

Каждая группа представляет один из законов.

Классный руководитель. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы. Спасение – это наша экологическая грамотность и экологическая культура. Как вы понимаете, что это такое?

Ответы детей.

Классный руководитель.  Экологическая грамотность - это знание экологических законов; знание, что вредно для природы, а что полезно; знания обо всем, что нас окружает. Экологическая культура - это умение предвидеть вредные последствия наших действий; понимание, что в мире все взаимосвязано; осознание ответственности за природу.

Сейчас мы проведём заочный рейд по улицам и окрестностям нашего поселка и его окрестностей. Задача – сформулировать проблемы и пути их решения по своему направлению (см. Приложение 3)

Выступления групп.

Классный руководитель. Что можем сделать каждый из нас для нашего края, для своей малой Родины?

Примерные ответы детей: соблюдать экологические законы; отказаться от одежды из натурального меха; разъяснять нарушителям экологические законы; экономить воду, тепло, электричество; подкармливать птиц; участвовать в экологических субботниках и природоохранных акциях по очистке территории, берегов рек, озер, посадке деревьев; участвовать в сборе макулатуры, металлолома, батареек, пластика, участвовать в социальных проектах, проводить разъяснительную работу и т.д.

Классный руководитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.  А если бы природа могла говорить, чтобы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Группа «Атмосфера» - обращение бизнесменам, владельцам заводов, фабрик.

Группа «Литосфера» - обращение к фермерам и крестьянам.

Группа «Гидросфера» - обращение к морякам и рыбакам.

Группа «Биосфера» - обращение к ученикам нашей школы.

Выступления групп. 

Классный руководитель. Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны  (обсуждение вариантов):

1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать.

2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы.

Вывод: первый  сценарий нас не устраивает; второй – устраивает, но мы должны помнить, что существующие и всё возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.

Классный руководитель. Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери говорит: «Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

А это так важно, чтобы сохранить наш общий дом и этот росток жизни?

Рефлексия.

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли мы считать себя экологически культурными людьми?

Ответы детей.

Классный руководитель. Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? Все в твоих руках! Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.

Приложение 1

Разминка

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
  1. Пластмасса (правильный  ответ).
  2. Стекло.
  3. Металл.
  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:                
  1. Рассортировать.
  2. Собрать в одном месте.
  3. Раскрошить.
  1. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:                
  1. Компостировать.
  2. Сжечь при специальных условиях.                                       
  3. Переплавить.
  1. Первоочередная забота при выборе свалки:                                              
  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
  2. Ограждение места свалки.
  3. Укомплектование соответствующей техникой             
  1. Вредные выбросы оказывают влияние:
  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  2. На  близлежащие регионы.
  3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение  «увидело свет». 
  1. Самая страшная «добавка» к воде:
  1. Бытовой  мусор.
  2. Пестициды.
  3. Минеральные удобрения.
  1. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
  1. Газы.
  2. Жидкости.                                                                              
  3. Твердые вещества.                                                                                   
  1. Банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
  1. 10 лет.
  2. 50 лет.
  3. 100 лет и более.
  1. Поступление в среду обитания вредных  веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
  1. Загрязнением.
  2. Экологическим кризисом.                                                          
  3. Интродукцией.
  1. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
  1. 1-2 года.
  2. 5-8 лет.
  3. 20 и более.

Приложение 2

Законы природы

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закон мы уже увидели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда – то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев – вредители съели вес урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну, а человек создал и продолжает создавать громадное количество химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Приложение 3

Пути решения проблемы загрязнения.

А) Сокращение вредных выбросов.

Б) Использование солнечной, ветровой, водной энергии.

В) Бережное расходование полезных ископаемых.

Г) Озеленение территории.

Д) Бережное и эффективное использование воды на производстве и в быту.

Е) Внедрение новых технологий.

Ж) Посадка в прибрежной полосе рек древесно-кустарниковой растительности.

З) Замена двигателей внутреннего сгорания на более экологически безопасные.

И) Восстановление нарушенных ландшафтов при добыче полезных ископаемых.

К) Создание водоохранных зон, прилегающих к акваториям.

Л) Внедрение технологий по безотходному производству и повторному использованию сырья.

М) Обустройство территорий, на которых пользование биоресурсами полностью или частично запрещено.

Ключи:

1. Атмосфера

2. Гидросфера

3. Литосфера

4. Биосфера

А, Б, Г, Е, З

А, Д, Е, Ж, К

А, В, Е, И, Л

А, Л, Е, М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Будущее планеты - в наших руках"

Описание Форума "Будущее планеты - в наших руках" на иностранных языках....

«Здоровая планета в наших руках»

тематическая мероприятия....

КВН «Здоровая планета в наших руках»

КВН «Здоровая планета в наших руках»...

Методическая разработка викторины «Своя игра» «Будущее планеты в наших руках»

Методическая разработка викторины «Своя игра»«Будущее планеты в наших руках»...

Конспект внеклассного занятия по теме "Здоровье планеты в наших руках"

Цели: расширить представление детей об экологических проблемах;способствовать формированию позитивного отношения к себе и к окружающему миру;побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к...

Проект "Будущее планеты в наших руках"

О нормах здорового образа жизни дети узнают, в основном, от взрослых, которые далеко не всегда сами придерживаются провозглашаемых принципов. Так, например, полностью запрещая ребенку, употребление ал...

Внеклассное мероприятие "Наша планета в наших руках"

Внеклассное мероприятие на тему: "Наша планета в наших руках"....