Авторская программа по внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов по художественно-эстетическому направлению. Кружок "Умелые ручки" для 2-4 классов
рабочая программа

Гумарова Лариса Васильевна

Предлагаемая программа направлена на развитие художественного вкуса и творческих способностей детей, а также нацелена на обеспечение самоопределения личности ребёнка. Данная программа дополняет и расширяет содержание тем предметной области «Технология» за счет введения разнообразных видов мастерства.  Форма реализации программы – кружок «Умелые ручки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umelye_ruchki_2.docx50.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая  программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ внеурочной деятельности:

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с соотв. изменениями).;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011, рег.№19644) (с соотв. изменениями).;
  • Сан ПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от
  • 29 декабря 2010г.,№189 в редакции изменений №3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. №81);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.09.2017 г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ».
  • Положение о внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ№23 им. Г.А.Кадзова»

         Рабочая авторская программа художественно- эстетической направленности «Умелые ручки» является модифицированной программой внеурочной

деятельности младшего школьного возраста. Программа создавалась с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе на основе уже существующих программ: «Декоративно – прикладное искусство» (автор - О. А. Кожина), «Своими руками» (автор - Малышева Н.А.), «Оригами в школе» (автор – Афонькин С.Ю.).

        Предлагаемая программа направлена на развитие художественного вкуса и творческих способностей детей, а также нацелена на обеспечение самоопределения личности ребёнка. Данная программа дополняет и расширяет содержание тем предметной области «Технология» за счет введения разнообразных видов мастерства.

       Форма реализации программы – кружок «Умелые ручки».

                                                                                                              Введение.

    Младший щкольный возраст - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. В возрасте с 6 до 10 лет у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

    В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

    Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.

    Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в возрасте с 6 до 10 лет, поэтому необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.

    Работа по развитию творческих способностей в начальной школе тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр.

    Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.

Актуальность программы.

     Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Поэтому работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а расширяла и углубляла навыки и умения учащихся, которые они получают на уроках ИЗО и технологии.

    Деятельность детей на кружке направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

    На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника-скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

     Программа кружка «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

    Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Отличительные особенности программы

Для того чтобы развить у обучающихся изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческую индивидуальность при разработке  программы большее количество часов уделяется  английской технике «Изонить».  

 «Изонить» или «Ниткография» — это техника создания картин из ниток на твердой основе (картоне, бархатной бумаге, коже и т. п.). Ее также называют вышивкой по картону.

В настоящее время техника «Изонить» пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. К тому же для того, чтобы заниматься ниткографией, не требуется больших затрат. Основные материалы — это твердая основа и цветные нитки, что позволяет сделать данный курс не просто доступным учащимся, но и весьма интересным.

Родиной техники «Изонить» считается Англия. Согласно одной версии, техника была придумана английскими ткачами. Они создавали картины, особым образом переплетая шнуры на деревянной основе с вбитыми в нее гвоздями. Сегодня любители рукоделия упростили эту технику, отказавшись от гвоздей и заменив древесину более доступными материалами. Вторая версия гласит, что создательницей данной техники является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых — «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904) — имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.

Занятия техникой «Изонить» доступны и интересны детям практически любого возраста. Преимущество данной техники в том, что она не только хорошо развивает фантазию и художественный вкус, но и помогает тренировать память.

Разрабатывая программу внеурочной деятельности «Умелые ручки» немалое количество часов было распределено на работу с бумагой (техника «Оригами»).

 В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности.

  • Во-первых, усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере художественно-эстетического направления деятельности.
  • Во-вторых, способствует практическому применению геометрических знаний, умений и навыков, полученных в школе.
  • В-третьих, стимулирует познавательную мотивацию учащихся.
  • В-четвертых, самое главное - дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

Техника «Оригами» предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, конструкторские способности. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник оригами (модульное, конструирование, мозаика, аппликация). Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок развивает мелкие и точные движения рук. Причем в программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ.

Занятия художественным трудом  – это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

Цель и задачи программы

 Цель программы:  развитие и воспитание  личности  ребёнка с учётом индивидуальных особенностей художественно – изобразительными средствами и раскрытие творческого потенциала через овладение технологическими приёмами обработки разнообразных материалов.

Работа по программе кружка «Умелые руки» предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- формировать у школьников навыки проектной деятельности.

пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации

-воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству;

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

                                             Принципы построения программы

Программа художественно- эстетической направленности  «Умелые ручки» построена на основе следующих принципов:

  • доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств,  принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • линейности «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Методы

Для реализации программы используются следующие методы:

  1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
  • наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
  1. Методы, в основе, которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся);
  • стимулирования и мотивации (игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение).

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для   достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

1)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Познавательные:

Общеучебные:

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

3) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические :

1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 

Постановка и решение проблемы:

1)формулирование проблемы;

2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Регулятивные:

1) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; 

2) коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

3)оценка результатов работы.

Коммуникативные:

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2) управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;

3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Предметные:

1)использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

2)приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

3)приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Сроки  реализации программы

 Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет.

Рабочая программа «Умелые ручки» разработана на 4 года занятий (1 час в неделю) и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.

Занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.  Количество обучаемых – 15 - 25 человек.

Рабочая программа рассчитана  на 4 года обучения:

                                                                               1 класс  - 33 часа в год

                                                                               2 класс – 34 часа в год

                                                                               3 класс – 34 часа в год

                                                                               4 класс – 34 часа в год

Формы занятий

 Отличительной особенностью данной программы является структура деятельности учителя и ученика.   Основной формой работы являются учебные занятия.  Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с ИКТ). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. В программе предусмотрено повторение пройденного материала, так как состав группы учащихся может меняться.

Для активизации познавательной деятельности учащихся используются нетрадиционные формы проведения занятий: игра, путешествие, исследование,  экскурсия, праздники, конкурсы, соревнования,  проектная работа.

Детям предоставляется право самостоятельного выбора темы практического проекта.

Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

     

Организация деятельности  младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • принцип  деятельности;
  • принцип вариативности;
  • принцип творчества.

 Основные формы организации деятельности на занятиях:

  • коллективная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

                                        Оценка деятельности учащихся

Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами:

  • необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать что-то;
  • исключить отрицательную оценку и результатов его действий;
  • сравнивать результаты только с его собственными результатами, а не других учащихся.

               Оценка деятельности учащихся происходит по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности.

Конечно, чаще всего система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках и  конкурсах. Выставочная деятельность важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть:

· однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

· постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети (каб. №326)

· итоговые -  организуется выставка практических работ учащихся на родительских собраниях.

 Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио - это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

                                Способы определения и фиксации результатов

Педагог отслеживает результаты детей  с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. В процессе реализации программы проводится:

I. Диагностика обучающихся (Приложение 1).

  1. Тест – игра «Закорючка».
  2. Тест - задание «Что попало в сети?».
  3. Тест – игра «Геометрический человечек».
  4. Серия заданий «Волшебная клякса».
  5. Методика «Изучение умения моделировать объект».
  6. Методика «Изучение пространственных ориентировок при конструировании».

II. Анкетирование родителей (Приложение 2).

  1. Определение интенсивности познавательной потребности.
  2. Определение уровня проявления способностей ребенка.

Эффективность программы

Эффективность данной программы «Умелые ручки» можно проследить по некоторым направлениям:

-формирование уверенности детей в своих знаниях и творческих возможностей;

-применение на практике полученных знаний и навыков;

-участие работ в выставках, мероприятиях, соревнованиях;

- участие в проектной деятельности;

-повышение уровня успеваемости учащихся в школах по предметам творческого типа ( труд, изобразительное искусство, геометрия, черчение).

Методическое обеспечение

  • наглядный материал;
  • раздаточный материал.

                                           

                                               Материально-техническое обеспечение

  • компьютер;
  • демонстрационный экран (интерактивная доска);
  • мультимедийный проектор;
  • методическая литература.                           

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы

Доклад педагогическом совете на тему:«Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы »...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Детский фитнес" 5 класс

Авторская программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 классов "Детский фитнес"...

Авторская программа курса внеурочной деятельности по английскому языку "Современная грамматика английского языка для подготовки к сдаче ГИА" для 7-8 классов основного общего образования (базовый уровень)

Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 7-8 классов. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения грамматического матер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Готов к труду и обороне (ГТО)» (общеразвивающее направление) Возраст обучающихся 5-9 класс Срок реализации – 5 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Готов к труду и обороне (ГТО)»(общеразвивающее направление)Возраст обучающихся 5-9 классСрок реализации – 5 лет...