Сценарий исторической игры "Виват, Россия!"
методическая разработка (10 класс)

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна

         Внеклассное мероприятие посвящено истории государственной символике Российской Федерации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vivat_rossiya_stsenariy_istoricheskoy_igry.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвященное истории

государственной символики Российской Федерации

ВИВАТ, РОССИЯ!

сценарий  исторической игры

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ “Гимназия №139- Центр образования”

Приволжского района г.Казани

Историческая игра «Виват, Россия!» является внеурочным мероприятием, посвященным истории государственной символики Российской Федерации,  для учащихся X-XI классов. 

Цели исторической игры:

 формирование чувств патриотизма, гражданственности и национальной гордости на основе        знаний государственной символики страны у подростковой группы учащихся;

 на основе изучения преемственности в развитии государственной символики добиться усвоения учащимися важнейшей идеи цивилизационной теории об уникальности и самоценности истории каждого народа;

 показать  значение и применение государственных символов в жизни граждан Отечества сквозь столетия к нашему времени, что окажет благотворное влияние на процесс становления социально активной личности;

 создание на основе знаний государственных символов России зрительного и музыкального образа страны и ее народов, ее истории и культуры;

 развитие памяти, внимания, речи, интуиции, нестандартного творческого мышления

учащихся через использование игровых заданий.

        Со всей учебной информацией, заложенной в те или иные виды заданий игры, учащиеся предварительно знакомятся на уроках истории, обществознания, изобразительного искусства, музыки, на классных часах и по предложенной для игры литературе по данной проблематике.

         В ходе игры задания выполняются командами из шести человек. Команда заранее выбирает капитана, который будет определять кто будет выступать от имени группы при ответах на вопросы заданий.

         Работу команд оценивает жюри из учителей истории, обществознания, изобразительного искусства и музыки. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу, за правильный изобразительный ряд и отгаданное музыкальное произведение – по пять баллов.

         Если команда не может ответить на вопрос, то их болельщики могут им помочь. Заработанный ими балл переходит команде.

         Историческая игра состоит из семи конкурсов. После каждого конкурса – музыкальные паузы силами болельщиков (художественная самодеятельность, музыка). Игру проводят два ведущих.

         В ходе игры учреждаются призы: один команде-победителю, приз зрительских симпатий, призы для болельщиков, активно участвующих в игре. В качестве призов могут быть использованы научно-популярные книги по истории.

         

I конкурс “Договоримся о терминах”

         

         1-й ведущий: Выдающийся французский мыслитель Рене Декарт говорил: “Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет …” Для понимания истории это как нельзя кстати; усвоение хода исторического процесса немыслимо без знания основных исторических понятий. Мы предлагаем Вам проверить свои знания некоторых из них в области государственной символики нашей страны.

         Каждый правильный ответ приносит один балл. Отвечает команда, первой поднявшая руку.

         

         2-й ведущий: Вопросы конкурса:

  1. Что такое герб? (отличительный знак (официальная эмблема) государства, города, сословия, изображаемый на флагах, монетах, печатях и т.д.)
  2. Какая наука занимается составлением, истолкованием, учетом и изучением гербов? (геральдика)
  3. Что такое государственный гимн? (в переводе с греч. – торжественная песнь) – один из официальных символов государства)
  4. Что такое регалии государственной власти и что к ним относится? (внешние знаки княжеской, царской, королевской и императорской власти; известны с глубокой древности и в основном одинаковы во всех государсствах. В России императоскими регалиями являлись корона, скипетр, держава, государственный меч, государственный щит, государственная печать, государственное знамя, государственный орел и государственный герб).

   

   Ведущий дополняет: К регалиям в широком смысле относят также трон, порфиру и некоторые царские одежды, в частности бармы (“оплечье”), которые при Петре I были заменены императорской мантией.

  1. Как называется жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой, древнейший символ монаршей власти, целование которого означало принятие подданства? (скипетр)
  2. Что такое держава? (шар, увенчанный короной или крестом, представляющий символ власти, монарха)
  3. Что такое государственный орел? (двуглавый орел, символ несомненно восточного происхождения)
  4. Что такое знамя? (др.-русск. – стяг), хоругвь, прапор, флаг? (полотнище установленных размеров и цветов, иногда с надписями, эмблемами, украшениями, прикрепленное к древку или шнуру; служит официальным символом государства, а также символ военного единства, воинских частей и воинской чести)
  5. Что такое корона? (головной убор или наголовье, служащий признаком власти и формой своей определяющий звание, сан, титул, а иногда заслуги лица, которому она принадлежит)

10.  Какая главная черта герба? (стабильность, постоянство в употреблении)

11.  Из каких составных частей состоит знамя? (полотнище, древко, которое заканчивается навершием в виде эмблемы, ленты, шнуры с кистями)

12. Что такое штандарт? (флаг главы государства, его руководителей, сопровождающий их во время торжественных церемоний).

 

II конкурс “Впервые в России”

  1. й ведущий: В мире все когда-нибудь происходит в первый раз. И это первое рождение обязательно отметит История. Возможно, потом в ряду схожих судеб, событий и дат будут более значительные и известные, но то,что было впервые, сохранит свое особое, неповторимое очарование. Проверьте, знаете ли Вы, что, где, когда в России произошло впервые.

        Ведущий задает вопросы:

  1. Как назывался первый неофициальный гимн Российской империи? (с 1791 года написанный О.А. Козловским марш-полонез для хора и оркестра “Гром победы, раздавайся” на слова Г.Р. Державина)

2.  Как назывался первый официальный государственный гимн Российской империи? (с 1816 года стихи “Молитва русских” В.А. Жуковского, положенные на мелодию английского государственного гимна “Боже, храни короля”)

  1. Как называется древнейшая русская средневековая корона и откуда она взялась на Руси? (“шапка Мономаха”, присланная, по преданию, в 988 году византийскими императорами Василием II и Константином IX великому князю Киевскому Владимиру Святому по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной (по другому сказанию “шапка Мономаха была прислана в Киев императором Константином Мономахом для венчания на царство великого князя Киевского Владимира Мономаха)
  2. При венчании на царство какого царя впервые в России был торжественно вручен скипетр? (Федора Иоанновича)
  3. Когда впервые была использована держава? (в 1606 году во время венчания на царство Лжедмитрия I)
  4. Когда появился двуглавый орел на государственнном гербе? (после заключения брака Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог (1472 год) византийский герб – двуглавый орел (первоначально в комбинации с прежним московским гербом – изображением Георгия Победоносца) – вводится и в отечественной государственной символике)
  5. Когда появилось первое гербовое (царское) знамя и как оно выглядело? (в начале XVII века при Михаиле Федоровиче. Это было белое полотнище с красной каймой по краям и золотым или черным орлом в центре. Щит на груди орла с Московским гербом (св. Георгий Победоносец, поражающий змея) изображался либо в красном, либо в белом цвете)
  6. Кто сменил национальные государственные цвета – черный, желтый и белый, утвержденные Александром II на бело-сине-красные цвета? (в связи с коронацией Александра III высочайшим указом 28 апреля 1883 года повелевалось украсить здания полотнищами бело-сине-красных цветов, которые были объявлены российскими национальными цветами).

 

III конкурс “Что значит?”

         2-й ведущий: С самого начала своей истории человечество создавало все утилитарно, т.е. с пользой и выгодой. Так давайте вместе посмотрим, как использовались государственные символы и какое значение им при этом придавалось?

         

         На вопрос отвечает команда, первой поднявшая руку.

  1. В каких случаях использовались существовавшие в России государственные гимны? (при встречах коронованных особ, победах в войнах, во время крестных ходов и церковных парадов, при погребении офицеров, на церемониях производства в офицеры, а также в армии и флоте на вечерней заре, на празднововании больших годовщин, на парадах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в русской армии и т.д.
  2. Когда использовался государственный щит? (только в одном случае при погребении государя)
  3. Раскройте предназначение государственной печати? (она прилагалась к государственным актам в знак окончательного утверждения их верховной властью)
  4. Что означали три короны, увенчавшие со времен царствования Алексея Михайловича орла на гербе? (они символизировали св. Троицу или покорение трех царств – Казанского, Астраханского и Сибирского)
  5. В чем заключается святость государственного знамени? (до наших дней сохраняется отношение к знамени как к святыне, под которой соединяются верные своему долгу воины, с которой они идут в бой и за которую умирают.  Потеря знамени – это потеря чести; захват в бою неприятельского знамени составляет для победителя величайшую славу.

           Ведущий дополняет к ответу: Одновременно с этим знамя имеет значение символа господства над страной. Поэтому все, над чем развивается знамя за пределами государства, находится под его защитой. Неуважение или умышленное оскорбление знамени во все времена расценивалось как тягчайшее оскорбление государства и его подданных. Очевидно с  этим связан обычай бросать захваченные в бою непрятельские знамена под ноги главнокомандующему или волочить их по воде за кораблем –победителем.

  1. Что символизировали собой национальные государственные цвета? (белый – благородство и откровенность; синий – верность, честность, безупречность и целомудрие; красный – мужество, смелость, великодушие и любовь).

         

        Ведущий: Подобное цветовое решение русского флага имело также историческое обоснование, вытекавшее из полного титула “царей” “Всея Великие, Малыя и Белыя России” (великороссам исторически был присущ красный цвет, малороссам – синий, белороссам – белый).

IV конкурс “Музыкальный образ”

  1. й ведущий: каждой команде нужно определить выпавший им по жребию гимн из звучащего музыкального ряда и назвать его авторов.

         Звучит музыкальный ряд:

  1. национальный духовный гимн в 1790-е годы “Коль славен наш Господь в Сионе” на слова М.М. Хераскова и музыку Д.С. Бортнянского;
  2. государственный гимн Российской империи в 1833-1917 гг. “Боже, Царя храни”, созданный по инициативе императора Николая I композитором

     А.Ф. Львовым на слова В.А. Жуковского;

  1. патриотический гимн «Славься» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя»;
  2. государственный гимн РСФСР (СССР) в 1918-1943 гг. «Интернационал» (музыка П. Дегейтера, слова Э. Потье (русский текст А.Я. Коца);
  3. государственный гимн СССР в 1944-1977 гг. на слова С.В. Михалкова и музыку А.В. Александрова и Г.А. Эль-Регистана;
  4. государственный гимн России с 1 января 2001 г. (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова).

V конкурс “Конкурс капитанов”

         2-й ведущий каждому капитану задает по одному вопросу:

  1. Каковы были девизы российских дореволюционного герба и советского герба? (“С нами Бог” и “Пролетарии всех стран, соединяйтесь”)
  2. Когда были приняты современные герб, флаг и гимн РФ? (в декабре 2000 г. Государственная Дума приняла законы о государственной символике РФ, флаг был утвержден 22 августа 2001 г.)
  3. Какие геральдические цвета были популярны в годы гражданской войны в армии белых и почему? (бело-сине-красный триколор воспринимался как символ свободной России, борьбы)
  4. Под звуки какого марша уходили на фронт и в Первую мировую войну, и в гражданскую, и в годы Великой Отечественной войны? (марш “Прощание славянки”, сочиненном в 1912 г. военным музыкантом В.И. Агапкиным)
  5. Как назывались знамена Древней Руси? Как Вы думаете откуда произошло название этого древнего знамени (“стяг” – военный значок на древке – мог получить это наименование от “стяганья” – соединения, сбора вокруг себя воинов, кроме значения “военного знамени”, “стяг” означает “полк”, “строй”, “войско”)
  6. Почему Большой государственный герб имеет значение не только для российской, но и для европейской геральдики? (многие его эмблемы и сейчас входят в государственные гербы России, Польши, Норвегии, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении).  

VI конкурс «Запечатленные в рифме» (литературно-историческое буриме)

  1. й ведущий дает задание каждой команде: в приведенных четверостишиях пропущены имена исторических деятелей, изменивших государственные символы страны:

  1. отрывок из стихотворения А.С. Пушкина о самодержце, отдавшем впервые приказ украсить общественные здания черно-желто-белыми флагами:

«Воспитанный под барабаном,

Лихим же был он капитаном,

Под Аустерлицем он бежал,

Зато был фрунтовый профессор!

Но фрунт герою надоел –

Теперь коллежский он ассесор

по части иностранных дел.»

                                                (Александр I)

  1. отрывок из стихотворения неизвестного автора о самодержце, сменившем национальные государственные цвета на бело-сине-красный в связи с коронацией:

«Царь наш – юный музыкант,

На тромбоне трубит.

Его царственный талант

Ноту «ре» не любит.

Чуть министр преподнесет

Новую реформу –

«Ре» он мигом зачеркнет,

и оставит «форму».

                                                (Александр III)

  1. отрывок из стихотворения Н.Ф.Щербины:

«Реформою своей стяжал он много славы:

ведь он европеизм настолько к нам привил,

что сущий искони батог наш величавый

Шпицрутеном немецким заменил».

                                                            (Петр I)

  1. отрывок из стихотворения неизвестного автора о самодержце, который ввел составление гербов в систему, в также поместил мальтийский крест на груди орла:

«Не венценосец ты в Петровском славном граде,

но варвар и капрал на вахт параде».

                                                            (Павел I)

  1. С.Н. Марин написал эти строки, ставшие потом текстом Преображенского марша, главного военного марша России:

«Пойдем, братцы, за границу

бить Отчества врагов.

Вспомним, век ее каков!

Славный век …

Нам напомнит каждый шаг;

Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг…»

                                                     (Екатерина II)

  1. Во время Отечественной войны 1812 года марш «Гром победы, раздавайся!» звучал в несколько измененном виде:

«Гром оружий, раздавайся,

Раздавайся, трубный глас,

Сонм героев, подвигайся!

… предводит вас!»

                                                      (Александр I)

VII конкурс «Калейдоскоп»

         2-й ведущий: В гербе графов Брюсов девиз состоял всего из одного латинского слова «Fuimus”, что значит “Были”. Герб напоминает о былом могуществе. Посмотрим, представляете ли Вы зрительно гербы и флаги прошедших эпох и правителей, утвердивших эти символы. Каждой команде предстоит выбрать из предлагаемого иллюстративного ряда данные в задании изображения и в ответе записать их код (см. в приложении):

1. гербовая печать и «великий стяг» Московского царя Ивана Грозного и его портрет (15,1,9)                  

  1. герб Московского государства XVII века и портрет царя Алексея Михайловича (5,12)
  2. герб и гербовое знамя России начала XVIII века и портрет Петра I (14,7,17)
  3. герб и государственного знамени Российской империи конца XVIII века и портрет Павла I (8,13,4)
  4. Большой герб и государственный флаг второй половины XIX века и портрет Александра II (10,11,2)
  5. Большой государственный герб Российской империи 1882 года, гербовое знамя и портрет Александра III (3,16,6).

    Жюри подводит итоги исторической игры. Награждение.

Использованная литература:

1. Бутромеев В.П., Бутромеев В.В., Бутромеева Н.В. Символ власти: Иллюстрированный энциклопедический справочник. – М.: Белый город, 2007. – 576 с.: ил.

2. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. – Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 1996. – 320 с.

3. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие/ И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО, 2003. – 224 с.: илл.

4. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2002. – 136 с.: илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На конкурс "Недаром помнит вся Россия" исторический вечер "России верные сыны"

Сценарий  исторического вечера для учащихся основной и старшей школы составлен такм образом, что может быть использован как для проведения общешкольного мероприятия в актовом зале, так и классног...

Сценарий историческо - спортивной игры посвящённой 200 летию победы России в Отечественной войне 1812 г.

Данное мероприятие проводится в два этапа. Первый этап: сбор участников (5 - 11 классы) в актовом зале. Затем все идут на улицу на спортивные состязания. Было очень классно, особенно игра в мини футбо...

разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"

Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...

Сценарий исторического КВНа на тему: «Мы гордимся Россией»

Нужно беречь Россию - не забывать историческое прошлое и не губить настоящее....

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Историческая вертикаль (краткая версия исторических событий России с древнейших времен до XIX века)

Единый государственный экзамен по истории проводится с целью аттестации выпускников средних общеобразовательных школ, а также выявления уровня их подготовки, необходимого для поступления в высшие и ср...

Сценарий исторического вечера "Я - гражданин России"

Сценарий исторического вечера "Я - гражданин России"...