ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я ЗНАЮ СВОЙ КРАЙ»
рабочая программа

Настепанина Елисавета Всеволодовна

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я ЗНАЮ СВОЙ КРАЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rab_rodnoy_kray.docx132.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №5 г. Орла

           ПРИНЯТ                                                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

       на педагогическом совете                 Директор МБОУ-СОШ №5 г Орла

       протокол №________                                                      ______________________________

       от «____»________________г.                                                   от«____»________________г.                                

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Я ЗНАЮ СВОЙ КРАЙ»

Направленность программы: туристско-краеведческая

Уровень программы: базовый

Категория и возраст обучающихся: 12-16 лет

Срок освоения программы: 2 года

Объем часов: 288 часов

Фамилия И.О., должность разработчика (ов) программы:

Настепанина Е.В., учитель ИЗО и черчения

Орел, 2023 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Учебный план………………………………………………………………10
  3. Рабочая программа на каждый учебный год…………………………..…13
  4. Оценочные и методические материалы……………………………..……22
  5. Календарный учебный график………………………………………….…24


  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 (с учетом изменений);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
  • Письмо Департамента образования Орловской области от 15 июня2016 года № 6-1424 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы);
  • Устав (далее – Учреждения) и другими локальными актами Учреждения.

Дополнительная образовательная программа «Я знаю свой край» (далее - Программа) имеет туристско-краеведческую направленность и ориентирована на:

  • активацию познавательной деятельности учащихся;
  • формировании исторических знаний о родном крае, сохранение этих знаний;
  • формирование и развитие экологической культуры и сознания учащихся;
  • воспитание у обучающихся нравственно-этических качеств, привитие чувства патриотизма;
  • привитие культуры здорового образа жизни для осознания физического и нравственного здоровья как жизненных ценностей;
  • формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности обучающихся.

Сетевая форма организации образовательного процесса

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.

Сетевое взаимодействие позволяет:

  • распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
  • выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
  • использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

Сетевая форма реализации дополнительной образовательной программы туристско-краеведческой направленности «Я знаю свой край» - это совместная организация образовательного процесса между ДДТ (базовая организация) и общеобразовательной школой.

Сетевыми формами реализации дополнительной образовательной программы «Я знаю свой край» являются:

  • совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся программы с использованием ресурсов нескольких организаций;
  • итоговая аттестация ДДТ, реализующая основную программу.

Условия применения сетевых форм реализации Программы

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, участвующие в реализации образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия с ДДТ, должны иметь соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Сетевые формы реализации образовательных программ осуществляются по соглашению или договору о совместном сотрудничестве ДДТ с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Актуальность программы

Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности обучающегося, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического потенциала; способствует изучению родного края, его исторического и культурного наследия, приобретению навыков проектной деятельности, развитию самостоятельности, выносливости, познавательных процессов; получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с природной средой.

Актуальность данной программы заключается в том, что она предусматривает полное погружение учащихся в процесс изучения родного края через обращение к личному опыту детей, использование деятельностного подхода. Обогащение личного опыта дает возможности для реализации в местном социуме. Краеведение помогает решить многие насущные проблемы воспитания, помогает сформировать патриота и гражданина.

Новизна программы

Новизна программы заключается в привитии активной гражданской ответственности и самосознания; формировании базовых национальных ценностей; развитие социальных компетентностей; экологической культуры; привитие любви и гордости за свою малую родину на основе активнодея тельностного подхода, включения обучающегося в образовательный процесс. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет психофизиологических особенностей обучающихся.

Отличительная особенность программы

Программа располагает большими образовательными и воспитательными возможностями, способствует развитию национального и патриотического самосознания обучающихся. В процессе обучения по Программе учащиеся осваивают определённый объём знаний, умений, и навыков в области туристско-краеведческой деятельности, развивают социальные компетенции.

Занятия по Программе развивают интерес к истории родного края, научно-познавательной и исследовательской деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, практической туристской деятельности. Занятия направлены на всестороннее изучение учащимися определенного региона, его историко-культурных и природных особенностей, что способствует воспитанию любви к родному краю, патриотизма, гражданственности.

Программа имеет интегрированный характер. Программный материал предусматривает межпредметные связи таких предметных областей, как «История», «Основы безопасности жизнедеятельности», «География», «Изобразительное искусство», «Физическая культура». При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные учащимися при изучении учебных предметов: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Краеведение». Обучение построено на изучении архивных материалов, фотодокументов и документальных видеоматериалов через исследовательскую деятельность. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники в значительной мере повышает эффективность самостоятельной работы учащихся в процессе поисково-исследовательской работы.

Программа имеет базовый уровень, и направлена на получение знаний в области туристско-краеведческой деятельности.

По окончании обучения по программе обучающиеся получают сертификат о прохождении обучения по Программе, за особые достижения и успехи –– грамоту.

Адресат программы

Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Я знаю свой край» адресована учащимся образовательных организаций общего образования, получающим основное общее и среднее общее образование в 6-11 классах в образовательных организациях Орловской области.

Наполняемость группы составляет 16-22 человек.

Уровень программы: базовый

Объём программы: 288 часов.

Форма обучения: очная.

Цель программы: воспитание патриотизма, формирование всесторонне развитой личности посредством привлечения учащихся к туристско-краеведческой деятельности; формирование у обучающихся компетенций в сфере туризма, краеведения, патриотического и гражданского воспитания, формирования экологической культуры, ценностного отношения к родной стране и ее историческому и культурному наследию, создания условий для социализации в обществе, безопасного общения с природной средой.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • способствовать расширению кругозора и социализации личности обучающихся, развитие их социальной активности, гражданской позиции и ответственности;
  • развитие опыта самостоятельной исследовательской и проектной деятельности обучающихся средствами неформального и информального образования;
  • формирование компетенций обучающихся по перспективным направлениям в сфере туризма, краеведения и безопасности жизнедеятельности, соответствующих региональным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны;
  • обучать практическим навыкам и умениям поведения в экстремальных ситуациях;
  • формировать первичные туристские навыки и умения их совершенствовать;
  • формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;
  • расширение и углубление знаний по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев;
  • приобретение знаний по разработке и проведению экскурсии.

Развивающие:

  • развитие познавательных способностей;
  • развитие интереса к изучению родного края;
  • развитие организаторских и коммуникативных качеств, умения работать в команде;
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  • развитие самостоятельности, ответственности и активности в работе с коллективом в нестандартных ситуациях, в подготовке и проведении походов и экскурсий;
  • физическое совершенствование;
  • развитие мотивации к ведению здорового образа жизни;
  • формирование навыков выживания в экстремальных условиях.

Воспитательные:

  • воспитание активной гражданской позиции, чувства патриотизма;
  • формирование позитивных ценностей и качеств, позволяющих проявить себя в созидательных практиках в интересах страны;
  • воспитание толерантности, милосердия, отзывчивости;
  • формирование потребности в ведении здорового образа жизни;
  • внушение таких качеств, как настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей.

Условия реализации программы

Финансовое обеспечение

Основными источниками финансирования являются собственные средства учреждений-участников Программы и привлечѐнные средства.

Оплата за участие в реализации программных блоков производится из фонда оплаты труда учреждений или иными способами, предусмотренными договорами.

Материально-техническое обеспечение

Программа может быть реализована только в условиях аудиторного помещения, специально оборудованного и обеспеченного необходимыми техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН СП 2.4.3648-20. Для проведения встреч или массовых мероприятий по программе должен предоставляться актовый или спортивный зал (в зависимости от характера мероприятия). Аудитория для проведения занятий должна быть оборудована техническими средствами: компьютер с доступом в Интернет; мультимедиа; фотоаппарат; аудио- и видеоаппаратура. Занятия по физической и специальной подготовке должны проводиться в спортивном зале или открытой спортивной площадке. Для практических занятий модуля «Туристская деятельность» необходимо специальное туристское оборудование и инвентарь (веревка различной длины и толщины, туристические палатки с тентами и стойками, спусковое устройство, прусик, страховочная система, карабины, компасы рюкзаки и др.). Для проведения занятий по основам первой доврачебной помощи применяются медицинские приборы (бинты, вата, жгуты кровоостанавливающие резиновые, индивидуальные перевязочные пакеты, ватно-марлевые повязки, респираторы, противогазы, шинный материал, аптечка и др.).

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет-источники. При реализации программы каждый обучающийся обеспечен доступом к базам данных и библиотечным фондам, в том числе к электронным изданиям, Интернет-ресурсам.

Кадровое обеспечение

Реализация образовательной программы обеспечивается высококвалифицированными педагогическими работниками образовательной программы из числа специалистов, направление деятельности которых соответствует направлению дополнительного образования (специалисты туристско-краеведческой направленности).

Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям.

Программа реализуется в сетевой форме.

Планируемые результаты программы

Результатом освоения программы «Я знаю свой край» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области туристско-краеведческой деятельности.

Образовательные (предметные):

Обучающиеся должны знать:

  • историю становления и развития Орловской области контексте основных исторических событий;
  • достопримечательности Орловской области и события, которым они посвящены;
  • достижения жителей Орловской области;
  • участников ВОВ Орловской области;
  • деятелей в области литературного и изобразительного искусства;
  • о необходимости бережного отношения к природному, историческому культурному наследию, сохранению исторической памяти;
  • современное состояние промышленности и сельского хозяйства;
  • особенности животного и растительного мира Орловской области;
  • технику и тактику пешего туризма;
  • алгоритм подготовки к походам;
  • методы страховки и самостраховки;
  • основы первой доврачебной помощи при несчастных случаях (разного характера);
  • основы безопасности жизнедеятельности при подготовке и проведении походов;
  • основы общей физической и специальной подготовки в туризме.

Обучающиеся должны уметь:

  • описывать основные этапы развития района; систематизировать знания об Орловской области районе;
  • выбирать информационные источники по задаваемым темам;
  • проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам;
  • планировать экскурсии;
  • организовывать встречи с известными людьми;
  • самостоятельно решать вопросы самообслуживания;
  • адекватно вести себя в экстремальных ситуациях;
  • владеть тактикой движения в походе;
  • владеть техническими приемами пешего туризма;
  • ориентироваться на местности по природным признакам, при помощи компаса, топографических карт;
  • разрабатывать маршрут похода;
  • планировать поход;
  • распределять функции участников похода;
  • выбрать и организовать место для привала и ночлега;
  • организовать костер;
  • оказывать первую доврачебную медицинскую помощь;
  • организовать самостоятельно походы первой и второй сложности;
  • самостоятельно готовиться к походу;
  • проводить анализ и оценивать свою деятельность и деятельность других учащихся в походах, делать работу над ошибками.

Метапредметные:

Обучающиеся должны владеть:

  • историческими знаниями о родном крае;
  • чувством патриотизма к родному краю, бережного отношения к достопримечательностям и памятникам Орловской области;
  • заинтересованностью к развитию родного края;
  • знаниями и мотивацией к здоровому образу жизни;
  • стремлением к саморазвитию через туристко-краеведческую деятельность;
  • дисциплинированностью, ответственностью, организованностью и самостоятельностью в подготовке и проведении походов и экскурсии;
  • развиты познавательные и творческие способности.

Личностные:

Обучающиеся должны уметь:

  • организовать совместную деятельность и учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
  • работать в команде и распределять функции и роли;
  • разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • аргументировать свою позицию;
  • защищать свою активную гражданскую позицию;
  • применять организаторские качества в туристской деятельности.

Предполагается, что важным результатом образовательного процесса, является воспитание у обучающихся следующих качеств и сторон личности:

  • патриотизм;
  • организаторские способности;
  • интерес к саморазвитию и познавательной деятельности;
  • трудолюбие;
  • умение работать в команде;
  • чувство взаимопомощи;
  • ответственность;
  • самостоятельность;
  • дисциплинированность;
  • целеустремленность и упорство;
  • толерантность.

  1. Учебный план

Учебный план программы «Я знаю свой край» представлен в таблице 1.

Таблица 1. - Учебный план программы «Я знаю свой край»

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1 год обучения

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

Модуль 1. Краеведение

48

20

28

Краеведение в системе обществоведческих дисциплин

6

4

2

Опрос. Конспект.  Задание (герб)

Орел. Орловская область

4

2

2

Опрос. Конспект

Экономико–географическая характеристика Орловской области

4

2

2

Опрос. Задание (эссе)

Население Орловской области

4

2

2

Опрос. Задание (рисунок, сообщение)

Животный и растительный мир Орловской области

4

2

2

Опрос. Задание (карта, сообщение)

Исторические памятники и достопримечательности Орловской области

16

4

12

Опрос. Задание (фотоотчет)

Родословие и родословная. Методика составления родословной

10

4

6

Опрос. Задание (проект)

Модуль 2. Основы туристской подготовки

92

14

78

Основы туристской деятельности. Виды походов

6

2

4

Опрос. Конспект. Задание (сообщение, презентация)

Личное и групповое туристское снаряжение

4

2

2

Опрос. Задание (рюкзак)

Организация туристического быта

16

4

12

Опрос. Задания. Наблюдение. Оценка действий

Основы ориентирования на местности  

8

2

6

Опрос. Задания. Наблюдение. Оценка действий

Техника безопасности при проведении походов, занятий. Профилактика травматизм

4

2

2

Наблюдение. Задание. Оценка действий

Основы первой доврачебной помощи в туристских походах

4

2

2

Наблюдение. Оценка действий

Общая физическая подготовка

26

-

26

Опрос. Задания. Наблюдение. Оценка действий

Поход.

24

-

24

Задание (походный дневник, дневник самоконтроля)

Итоговое занятие

2

-

2

Портфолио

Итого за год:

144

35

109

2 год обучения

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

Модуль 1. Краеведение

46

14

32

Культурное наследие Орловской области

8

2

6

Опрос. Задание (альбом)

Литературное наследие Орловской области

8

2

6

Опрос. Задание (творческий отчет)

Изобразительное искусство Орловской области

8

2

6

Опрос. Задание (творческий отчет)

Орловская область от Великой победы до наших дней

8

2

6

Опрос. Задание (сценарии встречи, план экскурсии)

Традиции воинской службы в истории моей семьи

6

2

4

Обсуждение темы. Задание (презентация, памятка)

Современные традиции народов Орловской области

6

2

4

Опрос. Задание (анализ, фотоальбом)

Легенды и придания Орловской области

2

2

-

Опрос. Задание (фотоотчет)

Модуль 2. Туристская подготовка

94

6

88

Ориентирование на местности. Топография

6

2

4

Опрос. Работа с картами

Техника и тактика пешего похода

16

2

14

Наблюдение, анализ действий учащихся

Туристические узлы и их назначение

2

-

2

Наблюдение, анализ действий учащихся

Обеспечение безопасности в походе и на экскурсии. Предупреждение несчастных случаев. Простейшие приемы страховки и самостраховки

6

2

4

Наблюдение. Оценка действий

Общая физическая и специальная подготовка

26

-

26

Наблюдение, анализ действий учащихся

Подготовка к походу. Формирование туристической группы, распределение туристических и краеведческих должностей

6

-

6

Наблюдение, анализ действий учащихся

Велосипедный поход

8

-

8

Наблюдение, анализ действий учащихся

Пеший поход

12

-

12

Наблюдение, анализ действий учащихся

Однодневный поход

12

-

12

Наблюдение, анализ действий учащихся

Итоговое занятие

2

-

2

Портфолио

Итого за год:

144

21

123

ВСЕГО по программе:

288

56

232

  1. Рабочая программа на каждый учебный год. 

1 год обучения

1. Вводное занятие

Теория:

Знакомство с образовательной организацией. Знакомство с педагогом. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности. План работы на год.

Практика:

Опрос. Собеседование

Модуль 1. Краеведческая деятельность

Тема 2. Краеведение в системе обществоведческих дисциплин

Теория:

Предмет и задачи курса. Практическая значимость краеведческой информации. Формы и методы поисково-исследовательской работы. Способы изучения краеведческой информации.

Ономастика, археология, нумизматика, историография, геральдика, хронология, архивоведение, источниковедение.

Геральдика Орловской области. Зарождение геральдики. Роль геральдики в истории. Современные гербы. Структура герба, правила составления.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина. Формы сведений о родстве: таблицы, росписи, карточки. Краткая история генеалогии в России.

Практика:

Работа с различными видами источников. Работа с материалами семейного архива.

Творческое задание: составление герба семьи.

Тема 3. Орел. Орловская область

Теория:

Орел. Города Орловской области. Орел - областной центр. Герб города Орел. Современные крупные предприятия города. Районные центры.

Основные этапы развития Орловской области. «Орловщина». Расположение. Орловской область в царское время. Орловская губерния после революции. Орловская область в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Орловская область— субъект Российской Федерации.

Практика:

Просмотр документального фильма. Обсуждение. Конспектирование.

Тема 4. Экономико–географическая характеристика Орловской области

Теория:

Экономико-географическая характеристика Орловской области: население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь. Экологические проблемы области. Географическое положение Орловской области: часовой пояс, климат, рельеф, гидрография, почвы, полезные ископаемые, природно-территориальные комплексы.

Практика:

Эссе на тему «Что бы я изменил в моем городе ».

Тема 5. Население Орловской области

Теория:

Численность населения, естественное движение, миграция. Социально-демографическая структура населения Орловской области, расселение. Национальности и малые народности Орловской области. Религии Орловской области. История церквей.

Практика:

Нарисовать национальные костюмы населения, проживающего на территории Орловской области. Подготовка сообщения на тему «Исчезнувшие деревни и их жители».

Тема 6. Животный и растительный мир Орловской области

Теория:

Животный и растительный мир. Красная книга Орловской области.

Практика:

Нарисовать карту Орловской области, выделить цветом заповедные зоны. Составить перечень животных и растений Орловской области, попавших в красную книгу, подготовить сообщение-характеристику животного из перечня.

Тема 7. Исторические памятники и достопримечательности Орловской области

Теория:

Церкви и соборы Орловской области. Исторические памятники. Культурные объекты. Архитектурные достопримечательности. Парки.

Практика:

Автобусная экскурсия по городу Орел. Составление фотоотчета экскурсии.

Тема 8. Родословие и родословная. Методика составления родословной

Теория:

Понятия: «род», «родословие» и «родословная». Виды родословий: нисходящее, восходящее, мужское, смешанное, формы записи родословной информации: родословное древо, родословная таблица, родословная роспись, терминология родственных отношений: термины родства, свойства и близких неродственных отношений.

Понятие о генеалогии. Методы генеалогических исследований. Источники генеалогического исследования - устные и письменные.

Методика составления родословной. Генеалогическое досье. Генеалогическая карточка. Генеалогическая таблица (кругообразные, горизонтальные, вертикальные).

Практика:

Проект «Моя родословная», работа с фотоальбомом семьи, составление презентации.

Модуль 2. Основы туристской подготовки

Тема 9. Основы туристской деятельности. Виды походов

Теория:

Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Знаменитые русские путешественники. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Понятие «спортивный туризм». Экскурсионный и зарубежный туризм. Разрядные нормативы по спортивному туризму, туристскому многоборью. Краеведение, туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество». Туристские маршруты Орловской области.

Понятие «поход». Виды походов по способу передвижения. Виды походов по длительности. Виды походов по температурному режиму. Любительские и спортивные походы. Треккинг. Хайкинг. Бэкпэкинг. Альпинизм. Горный туризм. Водный туризм.

Практика:

Экскурсия в краеведческий музей. Обсуждение.

Подготовить сообщение и презентацию по одному из направлений туризма.

Тема 10. Личное и групповое туристское снаряжение

Теория:

Понятия: «личное снаряжение», «групповое снаряжение». Состав личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Состав рюкзака для походов разной продолжительности. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Порядок подготовки личного снаряжения к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Состав и назначение ремонтного набора. Хозяйственный набор. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Практика:

Укладка рюкзака, настройка и ремонт снаряжения.

Тема 11. Организация туристического быта

11.1. Привалы и ночлег в походе

Теория:

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы.

Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила купания.

Практика:

Определение по карте мест для организации привалов и ночлегов. Установка палаток.

11.2. Питание в туристском походе

Теория:

Значение правильного питания в походе.

Варианты организации питания в однодневном походе. Организация питания в 2-3-дневном походе. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Примерный перечень необходимых продуктов. Продукты, запрещенные к употреблению в походах.

Практика:

Составление меню из предложенного списка продуктов для однодневного и 2–3 дневного похода.

11.2 Костры, виды костров

Теория:

Типы костров. Правила работы с топором, пилой при заготовке дров для костра. Выбор места для разведения костра. Разведение и поддержание костра. Тушение костра.

Практика:

Тренировочная раскладка разных типов костров.

Тема 12. Основы ориентирования на местности

Теория:

Понятие «ориентирование на местности». Снаряжение для ориентирования на местности. Способы ориентирования на местности.

Ориентирование на местности без карты и компаса. Определение сторон света. Основные положения ориентирования на местности. Изготовление компаса из подручных средств и ориентирование по нему.

Виды топографических карт и основные сведения о них.

Практика:

Определение местоположения по местным признакам (ситуационные задачи). Определение сторон горизонта по компасу, по местным предметам. Определение длины собственного шага, измерение расстояний.

Тема 13. Техника безопасности при проведении походов, занятий. Профилактика травматизма

Теория:

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения учащихся при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. Профилактика травматизма в походе. Факторы, приводящие к травмам в походе.

Практика:

Отработка техники преодоления естественных препятствий. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.

Тема 15. Основы первой доврачебной помощи в туристских походах

Теория:

Правила оказания первой помощи в случаях получения травм различного характера. Состав аптечки туриста.

Практика:

Отработка первичных навыков оказания первой помощи (с имитацией травмы).

Тема 17. Общая физическая и специальная подготовка

Практика:

Занятия тренировочного типа. Развитие двигательных качеств, преодоление полосы препятствий, эстафеты, кроссовая подготовка, тесты. Закаливание, его виды и принципы.

Тема 18. Поход

Теория:

Инструктирование учащихся по основным моментам похода.

Распределение обязанностей среди участников похода. Распределение продуктов и вещей среди участников похода.

Практика:

Однодневный поход. Отработка полученных знаний и навыков в условиях пешего похода.

Ведение дневника самоконтроля. Ведение походного дневника.

19. Итоговое занятие

Подведение итогов года. Задание: составить портфолио материалов и достижений за год.

2 год обучения

1. Вводное занятие

Теория:

Правила поведения на занятиях. Техника безопасности. План работы на год. Новое в области туристско-краеведческой деятельности Орловской области.

Практика:

Беседа. Опрос.

Модуль 1. Краеведение

Тема 2. Культурное наследие Орловской области

Теория:

Реестр достопримечательностей Орловской области (более 1920 достопримечательностей). Церкви и соборы Орловской области. Исторические памятники. Культурные объекты. Архитектурные достопримечательности. Парки.

Практика:

Экскурсии: «Музей писателей-орловцев», «Орловский музей изобразительных искусств», «Свято-Троицкая церковь (Болхов)». Составление альбома.

Тема 3. Литературное наследие Орловской области

Теория:

«Любимая Орловия». Орловская область – литературный край. Золотое созвездие писателей-орловцев: Иван Тургенев, Николай Лесков, Фёдор Тютчев, Афанасий Фет, Алексей Апухтин, братья Киреевские, Марко Вовчок, Дмитрий Писарев, Тимофей Грановский, Николай Устрялов, Александр Иванович Клушин. Музеи Орловской области, посвященные литературному искусству.

Практика:

Посещение Музея писателей-орловцев. Творческий отчет

Тема 4. Изобразительное искусство Орловской области

Теория:

Общественная организация художников орловской области «Товарищество орловских художников». Орловские мастера изобразительных искусств: Николай Силаев, Яна Патокина, Василий Карев, Екатерина Просёлкова, Валерий Михеев, Гиви Калмахелидзе, Александр Кузнецов, Анатолий Костяников, Основатели Орловского отделения союза художников: Константин Андросов, Валентин Дудченко, Михаил Железнов, Николай Моревский, Иван Митрофанов, Вячеслав Третьяков и Никифор Яськов.

Практика:

Посещение Орловского музея изобразительных искусств. Творческий отчет

Тема 5. Орловская область от Великой победы до наших дней

Теория:

Герои Советского Союза. Участники войны. Мельников Егор Степанович - штурмовая авиация в годы ВОВ. Командир 307 штурмовой авиадивизии Александр Владимирович. Кожемякин Герой Советского Союза. Купцов Сергей Андреевич. Михаил Леонтьевич Абинякин. Казаков Тихон Ефремович. Савенко Евгений Иванович. Егор Трофимович Колосков. Дмитрий Андреевич Грешников. Алифанов Николай Петрович.

Практика:

Составление плана экскурсии по городу. Экскурсии: «Стела в честь 400-летия основания города Орел», «Памятник погибшим воинам», «Мемориал гвардейцам-танкистам», «Кривцовский мемориал». Составление альбома. Организация встреч с ветеранами ВОВ.

Тема 6. Традиции воинской службы в истории моей семьи

Предварительная беседа с родителями и родственниками о воинских традициях в семье.

Практика:

Работа с материалами семейного архива, защита проекта «Мой папа (дедушка, брат) на военной службе». Подготовка выступления и презентации по теме занятия. Составление памятки «Будущему воину».

Тема 7. Современные традиции народов Орловской области

Теория:

Народы, населяющие Орловскую область. Диалог культур. Толерантность как залог взаимодействия между нациями. Конфессиональная толерантность.

Практика:

Составление фотоальбома «Наш многонациональный край».

Тема 8. Легенды и придания Орловской области

Теория:

Легенды и придания Орловской области. Каменец. «Вокзал помещика Шварца». Безголовый призрак Сурьянинского леса. Разбойник-священнослужитель. Сокровища князей Голицыных. Невидимый монастырь и тёплые камни. Любовная трагедия с запахом липового цвета.

Практика:

Экскурсия. Фотоотчет по материалам экскурсии.

Модуль 2. Туристская подготовка

Тема 9. Ориентирование на местности. Топография

Теория:

Снаряжение для ориентирования на местности. Виды топографических карт и основные сведения о них.

Карта и схема, их виды. Карты с различными формами рельефа. Спортивная карта, её масштаб, условные знаки. Масштаб: как он изображается и как по нему измерить расстояние. Наиболее распространенные топографические знаки.

Работа с компасом. Определение понятия «азимут». Движение по азимуту на открытой и закрытой местности.

Выбор маршрута, «риски» маршрута местности, распределение времени на маршрут.

Практика:

Копирование карт и схем. Прокладка и описание маршрута.

Определение местоположения по местным признакам.

Составление карт местности, лесов, с обозначением особенных растений местности, расположением муравейников и т.д.

Определение сторон горизонта по компасу, по местным предметам. Определение длины собственного шага, измерение расстояний.

Нанесение на карту пути маршрута.

Тема 10. Техника и тактика пешего похода

Теория: 

Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Виды, содержание и правила соревнований юных туристов по туристской технике.

Практика:

Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком.

Тема 11. Туристические узлы и их назначение

Теория:

Виды и классификация узлов. Способы вязки простейших и распространенных.

Практика:

Вязка узлов, необходимых для страховки, узлы в быту.

Тема 12. Обеспечение безопасности в походе и на экскурсии. Предупреждение несчастных случаев. Простейшие приемы страховки и самостраховки

Теория:

Предупреждение (профилактика) ожогов, ушибов, потертостей, вывихов, растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных ударов, отравлений и желудочно-кишечных заболеваний, укусов насекомых. Предупреждение несчастных случаев на воде.

Сообщение информации о возможных несчастных случаях в походе, на экскурсии. Способы оказания первой доврачебной помощи. Анализ походной аптечки.

Простейшие приемы для страховки и самостраховки на спусках и подъемах, при переправах через ручьи и небольшие речки, овраги, рытвины и т.д., при прохождении плотного кустарника, заболоченных участков. Планирование движения и режима дня при сильной жаре и низких температурах, дождливой погоде. Эвакуация пострадавшего.

Практика:

Отработка первичных навыков оказания первой помощи (с имитацией травмы) при травмах и заболеваниях.

Тема 13. Общая физическая и специальная подготовка

Практика:

Занятия тренировочного типа. Развитие двигательных качеств, преодоление полосы препятствий, эстафеты, кроссовая подготовка, тесты. Закаливание, его виды и принципы.

Тема 14. Подготовка к походу. Формирование туристической группы, распределение туристических и краеведческих должностей

Разработка туристских маршрутов. Подготовка личного и группового снаряжения. Распределение обязанностей внутри туристской группы. Составление меню на поход и расчет необходимых продуктов, их хранение, получение и подготовка продуктов питания к походу, приготовление пищи в походных условиях. Подготовка карт, схем

Тема 15. Велосипедный поход

Теория:

Возможности и потенциал велосипедного похода. Его преимущества и недостатки.

Практика:

Велосипедный поход на местности, возможность ускоренного передвижения по указанному маршруту.

Тема 16. Пеший поход

Теория:

Возможности и потенциал пешего похода. Его преимущества и недостатки.

Практика:

Пеший поход на местности, возможность ускоренного передвижения по указанному маршруту.

Тема 17. Однодневный поход

Теория:

Инструктирование учащихся по основным моментам похода.

Распределение обязанностей среди участников похода. Распределение продуктов и вещей среди участников похода.

Практика:

Однодневный поход. Отработка полученных знаний и навыков в условиях пешего похода.

18-19. Итоговое занятие

Представление итоговых материалов по проведённым мероприятиям в форме презентации и портфолио. Подведение итогов учебного года, вручение сертификатов. Торжественное вручение благодарностей, грамот и дипломов по итогам работы.

4. Оценочные  и методические материалы

Оценочные материалы

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения вводной, текущей и промежуточной диагностики обучающихся.

Вводный контроль осуществляется при приеме учащихся в форме собеседования. Целью данного контроля является выявление базовых знаний учащегося. По результатам наблюдения заполняется диагностическая карта вводного контроля (Приложение 1).

Текущая (промежуточная) диагностика - индивидуальная беседа, опрос, тестирование, оценка выполнения заданий и т.д.;

  • косвенные методы: наблюдение, анализ деятельности.

Сведения о наблюдении за успеваемостью учащихся заносятся в Журнал успеваемости (оценки) и диагностическую карту.  

Критерии оценивания уровня успеваемости учащихся.

Оптимальный уровень - уровень освоения программного материала составляет от 4-5 баллов (высокий темп учебной деятельности, устойчивый интерес, потребность в творческих действиях, полное усвоение теоретического и практического материала по данной теме или разделу).

Допустимый уровень – уровень освоения программного материала от 3-4 баллов (средний темп учебной деятельности, неустойчивый интерес, потребность в творческих действиях, усвоение теоретического и практического материала по данной теме или разделу с частичной помощью педагога).

Критический уровень – 2 балла и ниже (ниже среднего темп учебной деятельности, ее исполнительский характер, частичное усвоение теоретического и практического материала.

Критерии оценки уровня освоения программы «Я знаю свой край»:

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного программой.

Для оценки эффективности подготовки учащихся в области туристско-краеведческой деятельности необходимо учесть следующие критерии:

  • имеет сознательный интерес и желание включаться в образовательную деятельность по изучению родного края;
  • осознаёт значимость своей деятельности, является активным участником мероприятий;
  • умеет адаптироваться в среде сверстников, проявляет уверенность в действиях;
  • умеет мотивированно увлечь, вызвать желание и интерес к предполагаемой деятельности;
  • умеет управлять своим вниманием, активно мыслить и действовать;
  • умеет творчески подходить к решению практических заданий, предлагает реальные выходы из смоделированных проблемных ситуаций;
  • владеет знаниями по актуальной тематике и умеет ориентироваться в понятиях и терминах по проблеме;
  • владеет грамотной речью;
  • креативен;
  • умеет неординарно мыслить, творчески подходить к поставленным проблемам, находить реальные и интересные выходы из проблемных ситуаций;
  • умеет адекватно действовать согласно ситуации.

Данные по каждому учащемуся заносятся в диагностическую карту.

Формы аттестации

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий и промежуточный контроль успеваемости.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные опросы, анкетирование, тестирование, творческие отчеты, проекты и другие задания. По завершении обучения учащиеся должны предоставить портфолио с материалами всех работ за три года.

Методические материалы

Методы обучения

  • объяснительно-иллюстративный метод представляет сообщение педагогом готовой информации. Он включает в себя объяснение с помощью устного слова и показ (демонстрацию) наглядных пособий по темам занятий;
  • эвристический метод, который вводится по мере освоения знаний и навыков. Он состоит в том, что педагог намечает и организует выполнение отдельных шагов поиска информации;
  • исследовательский метод рассматривается как способ организации не только поисковой, но и творческой деятельности обучающихся. В условиях обучения он часто сводится к самостоятельному анализу содержания собственной деятельности, деятельности других учащихся текстов, практик волонтерской деятельности других объединений;
  • игровой метод помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов; осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний; исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы; подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. Обучение в игре позволяет научить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять;
  • метод проектов стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции педагога: замысел-реализация-продукт. Также прохождение следующих этапов деятельности;
  • метод портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. По мере работы с портфолио более выраженными становятся такие компоненты образовательной деятельности, как обработка и структурирование информации, формируются навыки отбора содержания, самооценки и самопрезентации.

Предложенные методы работы в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках в области туристско-краеведческой деятельности.

Методы воспитания: мотивация, убеждение, стимулирование, поощрение.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия:

К формам организации образовательного процесса по Программе относятся: просветительские беседы, дискуссии, лекции, семинары, практикумы, игровая деятельность, проектная деятельность, экскурсии, туристские походы, самостоятельная работа обучающихся.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: диагностические карты, журнал успеваемости, портфолио о результатах образовательной деятельности.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: представление образовательных результатов и достижений в форме презентации и портфолио.

  1.  Календарный учебный график

Программа рассчитана на два года

Количество часов в смену: 144 часов.

Количество учебных часов в день: 2 часа.

Количество учебных дней в неделю: 2 дня.

Продолжительность занятий: продолжительность одного занятия не более 90 минут с обязательным перерывом между занятиями. Возможно спаренное проведение учебных занятий с обязательным перерывом 5 минут.

Режим занятий: Учебный год в Школе начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день. Продолжительность учебного года для обучающихся уровней начального общего, основного, среднего общего образования составляет не менее 34 недель, без учета государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Продолжительность урока (занятия) – 40 минут.

Список литературы

  1. Анохин, А. А. География населения с основами демографии: учебник для вузов / А.А. Анохин, Д.В. Житин. —Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN978-5-534-03724-1. — Текст: электронный//Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/469413
  2. Балюк, Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие для вузов / Н.А. Балюк. — 3-еизд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. —235с. — (Высшее образование). — ISBN978-5-534-12454-5. —Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL:https://urait.ru/bcode/476626
  3. Барсов, Н. П. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи / Н.П. Барсов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. —218с. — (Антология мысли). — ISBN978-5-534-06149-9.—Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/455169
  4. Долженко, Г. П. История туризма: учебник для вузов / Г.П. Долженко, Ю.С. Путрик, А.И. Черевкова. — 2-еизд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 227 с. — (Высшее образование). —ISBN978-5-534-09717-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477381
  5. Жираткова, Ж. В. Организация экскурсионной деятельности: учебники практикум для вузов / Ж.В. Жираткова, Т.В. Рассохина, Х.Ф. Очилова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 189 с. — (Высшее образование).— ISBN978-5-534-12370-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476412
  6. Жираткова, Ж. В. Основы экскурсионной деятельности: учебники практикум для среднего профессионального образования /Ж.В. Жираткова, Т.В. Рассохина, Х.Ф. Очилова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 189 с. — (Профессиональное образование). — ISBN978-5-534-13031-7.—Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/476413
  7. Иванов, Ю. А. Историческая география России: учебное пособие для вузов / Ю.А. Иванов. — 2-еизд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 93 с. — (Высшее образование). — ISBN978-5-534-11800-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476094
  8. Калуцков, В. Н. География России: учебники практикум для вузов / В.Н. Калуцков. — 2-еизд., испр. и доп.—Москва:ИздательствоЮрайт,2021.—347 с. — (Высшее образование). — ISBN978-5-534-04930-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469180
  9. Калуцков, В. Н. География России: учебники практикум для среднего профессионального образования / В.Н. Калуцков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 347 с. — (Профессиональное образование). — ISBN978-5-534-05504-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/469721
  10. Константинов, Ю. С. Безопасность жизнедеятельности. Ориентирование : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. С. Константинов, О. Л. Глаголева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 329 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08075-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472600
  11. Константинов, Ю. С.  Методика обучения: уроки ориентирования : учебное пособие для вузов / Ю. С. Константинов, О. Л. Глаголева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 329 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07355-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472582
  12. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учебное пособие / Косолапов А.Б. — Москва: КноРус, 2021. — 267 с.—ISBN978-5-406-08714-5.—URL: https://book.ru/book/940500—Текст: электронный.
  13. Котлярова, О. В. География туризма и отдыха: учебное пособие / Котлярова О.В. — Москва: Русайнс, 2021. — 203 с. — ISBN978-5-4365-6675-7. — URL: https://book.ru/book/939948 - Текст: электронный.
  14. Куприна, Л. Е. Экология, туризм. Рекреация: учебно-методическое пособие / Л.Е. Куприна. — Тюмень: ТюмГУ, 2001. — 80 с. — ISBN5-89967-119-х.— Текст:электронный//Лань:электронно-библиотечнаясистема.—URL: https://e.lanbook.com/book/109910
  15. Лукьянова, Н. С. География: учебник / Лукьянова Н.С. —Москва: КноРус, 2021. — 233 с. — ISBN978-5-406-08203-4. — URL: https://book.ru/book/939363 — Текст: электронный.
  16. Мельников, Д. А. Автономное выживание человека в природной среде: учебное пособие / Д.А. Мельников. — Чайковский: ЧГИФК, 2017.—80 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. —URL: https://e.lanbook.com/book/152714
  17. Мельникова, Т. Б. Экономическая география России. Тесты: учебное пособие для вузов / Т.Б. Мельникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 42 с. — (Высшее образование). — ISBN978-5-534-13968-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467390
  18. Методические рекомендации для педагогических работников по вопросам включения элементов генеалогии и других вспомогательных исторических дисциплин в учебно-воспитательный процесс. – 925 с. - Москва, 2018.
  19. Образовательный туризм в России: учебное пособие для вузов / Ю.С. Путрик [и др.]; под редакцией С.Ю. Житенёва. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 170 с.— (Высшее образование). — ISBN978-5-534-10790-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474232
  20. Плисецкий, Е.Л. Коммерческая география России. Территориальная организация производства и рынка: учебное пособие / Плисецкий Е.Л. —Москва: КноРус, 2021. — 204 с. — ISBN978-5-406-02695-3. —URL:https://book.ru/book/936553 — Текст: электронный.
  21. Симагин, Ю. А. Экономическая география и прикладное регионоведение России: учебник для вузов / Ю.А. Симагин, А.В. Обыграйкин; под редакцией Ю.А. Симагина. —3-е изд., перераб. и доп. — Москва:ИздательствоЮрайт,2021.—487с.—(Высшееобразование).—ISBN978-5-534-14220-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468076
  22. Симагин, Ю. А. Экономическая география и регионалистика: учебник для среднего профессионального образования / Ю.А. Симагин, А.В. Обыграйкин; под редакцией Ю.А. Симагина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 487 с. — (Профессиональное образование). — ISBN978-5-534-14989-0. —Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/486307
  23. Стеблецов, Е. А.  Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Стеблецов, Ю. С. Воронов, В. В. Севастьянов ; под общей редакцией Е. А. Стеблецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13274-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477021
  24. Стеблецов, Е. А. Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие для вузов / Е.А. Стеблецов, Ю.С. Воронов, В.В. Севастьянов; под общей редакцией Е.А. Стеблецова. —Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 195 с. — (Высшее образование). —I SBN978-5-534-13274-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477021
  25. Христов, Т. Т. География туризма: учебник для вузов / Т.Т. Христов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 273 с. — (Высшее образование). — ISBN978-5-534-13905-1. — Текст: электронный// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477156
  26. Шульгина, Д. П. Культурное и природное наследие России: учебник для вузов / Д.П. Шульгина, О.В. Шульгина. — 2-еизд., и спр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN978-5-534-10874-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475465
  27. Шульгина, Д. П. Культурное и природное наследие России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д.П. Шульгина, О.В. Шульгина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 177 с. — (Профессиональное образование). — ISBN978-5-534-11064-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475481
  28. Шульгина, О.В. Историческая география России XX века. Административное деление: монография для вузов / О.В. Шульгина, П.М. Шульгин. — 2-еизд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 307 с. — (Актуальные монографии). — ISBN978-5-534-13108-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/475466 
  29. Экономическая география: учебник и практикум для вузов /Я.Д. Вишняков [и др.]; ответственный редактор Я.Д. Вишняков. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 594 с. — (Высшее образование). — ISBN978-5-9916-3871-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467333
  30. Экономическая география: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Я.Д. Вишняков [и др.]; под общей редакцией Я.Д. Вишнякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 594 с. — (Профессиональное образование). — ISBN978-5-9916-6204-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477857

Интернет-ресурсы:

  1. Достопримечательности Орловской области. - URL: https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2323957-Activities-c47-Oryol_Oblast_Central_Russia.html
  2. Культурное наследие Орловской области. - URL: https://ru.wikivoyage.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%9E%D1%80%D1%91%D0%BB
  3. Орловская область: туристский сайт региона. - URL: https://www.tourism-orel.ru/
  4. Природные памятники Орловской области. - URL: https://ru.wikivoyage.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C
  5. Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество». - URL: http://xn--b1afa8admefdd2c.xn--p1ai/norm/001/039-02.htm
  6. Музеи Орловской области. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B8_%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗНАЕМ ВСЁ О БЕЗОПАСНОМ КОЛЕСЕ»

Данная программа помогает педагогам подготовить детей для участия в конкурсе "Безопасное колесо"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природа Смоленского края»

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания.Воспитание экологической культуры - отве...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край" имеет туристско-краеведческую направленность, предназначена для учащихся 6-18 лет, срок реализации 2 года....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по математики «Знаю, умею, могу»

Программа «Знаю, умею, могу» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования по математике....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Край мой Алексеевский"

Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение  истории ...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знаю, умею, могу!»

Руководствуясь этой программой, обучающийся научится решать текстовые задачи,  решать уравнения, содержащие параметры и модули, решать задания повышенного уровня сложности,  преобразов...