Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни учащихся
статья

Одним из приоритетных направлений работы педагогов со школьниками является формирование культуры здорового образа жизни и применение на практике инновационных методов и подходов в этом направлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни учащихся

Одним из приоритетных направлений работы педагогов со школьниками является формирование культуры здорового образа жизни и применение на практике инновационных методов и подходов в этом направлении. Здоровье в жизни подростка является условием для развития и роста и прежде всего, это касается детей с ОВЗ. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья, значительный их процент живёт в неблагополучных семьях, где они не только не получают навыков культуры поведения, но и даже элементарных понятий о ЗОЖ. Поэтому забота об укреплении здоровья детей с ограниченными возможностями, их воспитании, представляется одной из главных педагогических задач школы-интерната.

Формирование культуры здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната является комплексной работой всего педагогического коллектива. Прежде всего решается проблема мотивации воспитанников к ведению ЗОЖ за счёт активного включения физических занятий в режим дня: утренняя гигиеническая гимнастика, динамические перемены, физкультминутки, спортивный час на прогулке, подвижные игры, занятия воспитанников в спортивных секциях, спортивные внутри школьные соревнования по таким видам спорта, как футбол, настольный теннис, пионербол, баскетбол. Традиционно проводятся эстафеты, весёлые старты, осенние, весенние кроссы, соревнования по зимним видам спорта.

Мощным источником для формирования ЗОЖ у детей являются инновационные  методы при проведении уроков  физической культуры. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность .

Многие подростки школы-интерната занимаются в секции по футболу. Благодаря этому у детей с ОВЗ вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность.

Воспитанники школы систематически принимают участие в различных соревнованиях и спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков с ОВЗ проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с их возрастом.

Важная роль отводится формированию духовного здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни. Интересными и значимыми для подростков являются такие формы и методы работы, как тренинги общения, круглый стол, КТД, экскурсии, занятия-путешествия, занятия-практикумы, интеллектуальные, ролевые и деловые игры. На данных занятиях воспитанники проявляют инициативу, вступают в диалог, дискуссию.

Так, на одном из занятий «Вредные привычки» воспитанникам было рассказано к каким последствиям могут привести вредные привычки. Все ребята приняли участие в брейн-ринге, пропагандирующим ЗОЖ, и, в конце занятия, каждый имел возможность выразить свое отношение к вредным привычкам. Подростки высказывали свои аргументы против вредных привычек.

Вообще, если говорить о вредных привычках, то подростки и юношество представляют собой группу повышенного риска, и поэтому работа по данной теме ведётся в нашей школе в полном объёме. В школе есть стенд на котором дети наглядно могут увидеть, что делают эти «пагубные привычки» с человеком, чем грозит употребление сигарет, алкоголя, наркотиков в данном возрасте. В группах запланированы внеклассные занятия с приглашением  медработника, который расскажет подросткам о смертельных заболеваниях, связанных с употреблением никотина, алкоголя, психотропных веществ.

В целях формирования навыков здорового и безопасного образа жизни в школе-интернате традиционно проводятся внеклассные занятия по ЗОЖ. На классных часах, воспитательных занятиях подростки вспоминают правила дорожного движения, правила по антитеррористической безопасности; алгоритм действий при возникновении пожара, оказание первой помощи при травмах, ожогах и т.д.

С целью получения и закрепления знаний с детьми организуются целевые прогулки и экскурсии по улицам города. В ходе таких занятий-практикумов подростки самостоятельно выбирают наиболее безопасный маршрут, учатся культуре поведения в общественных местах, закрепляют правила пожарной безопасности.

Одной из важнейших составляющих ЗОЖ является рациональное питание. Правильное питание обеспечивает нормальный рост, развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и создает условия для активной адаптации к окружающей среде. Задача педагога в школе-интернате – сформировать правильную модель пищевого поведения подростков с ОВЗ. Работая с воспитанниками в группах, в целях пропаганды основ правильного питания среди обучающихся, запланированы следующие мероприятия: викторина «Здоровое питание – залог здоровья, беседа «Овощи и фрукты-витаминные продукты»; познавательные занятия «Питание-основа жизни», «Красиво! Вкусно! Полезно!»; занятие-практикум «Срок годности продукта и моё здоровье», «В здоровом теле-здоровый дух!».

Особое внимание по формированию культуры ЗОЖ у подростков уделяется развитию практических умений и навыков соблюдения правил личной гигиены. Основная задача педагога - выработать и закрепить у подростков в период их обучения в школе – интернате целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки.  С подростками проводятся такие занятия: «Полезные привычки»; часы общения: «Гигиена. Профилактика инфекционных заболеваний», «Гигиена полости рта», «Предупреждён-значит защищён», «Осанка-красивая спина» и др. На данном этапе большая роль отводится именно практическим занятиям.

С подростками в школе-интернате систематически проводятся занятия по теме   «Соблюдай режим дня». Такие мероприятия как «От чего зависит твоё здоровье», «Режим дня и важность его соблюдения», «Как развивать способности», «Если хочешь быть здоров-закаляйся» и др. способствуют пониманию воспитанниками того, какой важнейшей составляющей для здоровья является правильный распорядок дня.

Каждый подросток должен иметь представление о своём организме. Поэтому в воспитательный план включены такие мероприятия как, познавательное занятие «Органы человека и их значение», беседы-практикумы «Как мы двигаемся», «Органы дыхания», «Мои глаза» и др.

Применяя инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни учащихся в школе-интернате проводятся встречи с представителями различных структур. Ребята являются активными участниками таких занятий. Полученные памятки о правильном питании, о ПДД, по пожарной безопасности помогают детям закрепить основные знания по данным вопросам, сделать правильный выбор в жизненной ситуации.
Анализируя всё выше сказанное, хочется отметить заинтересованность большей части подростков в применении знаний о сохранении здоровья.

Литература:

  1. Васильева Т.П. Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников/ Т.П. Васильева// Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. – М., 2000;
  2. Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью// Воспитание школьников – 2008.-№8;
  3. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа – 2005, №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры

Статья об основах формирования здорового и безопасного образа жизни школьников на уроках физической культуры  (на примере лицея "Ритм")...

Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры

Презентация к докладу "Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры"...

ПРОГРАММА формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Структура программы 1.​ Обоснование необходимости реализации программы2.​ Ресурсы3.​ Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья уч...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....

Формирование здорового и безопасного образа жизни (мастер-класс)

Наше будущее – это наши дети. Цель современной школы – подготовка детей к жизни…. К жизни в мире, полном огромного объема информации.Достижение этой цели может осуществляться с помо...

Система работы классного руководителя по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Мы сталкиваемся с проблемой  нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы  детей, с невниманием педагогов к процессу формирования здорового и...

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

По результатам диспансеризации и медицинским исследованиям в Тамбовской области выделяют 7 ведущих факторов риска преждевременной смертности. Среди них: гиподинамия, неправильное питание, алкоголь, ку...