Круглый стол: «Роль профсоюзных организаций в современном обществе»
методическая разработка (8 класс)

Калугина Маргарита Васильевна
Круглый стол: «Роль профсоюзных организаций  в современном обществе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Новооскольский городской округ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ:

«РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

(Форма проведения: круглый стол)

Подготовила:

Калугина Маргарита Васильевна,

учитель русского языка и литературы

20_ год

Внеклассное мероприятие на тему:

«Роль профсоюзных организаций в современном обществе»

Форма проведения: круглый стол.

Класс: 7-8 класс.

Цель:

  • популяризация Профсоюзного движения как важного элемента построения современного гражданского общества в России.

Задачи:

  • проследить историю создания Профсоюзов;
  • способствовать умению анализировать информацию о Профсоюзном движении;
  • содействовать  повышению гражданской культуры школьников, формированию активной жизненной позиции;
  • способствовать повышению мотивации участия молодежи в профсоюзном движении;
  • развитие коммуникативных и мировоззренческих  компетенций.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер, карточки с заданиями, комплект Трудовых кодексов РФ.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

СЛАЙД 1.

Приветствие обучающихся. Сообщение целей и задач мероприятия.

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД 2.

- Дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о возникновении и деятельности профсоюзных организаций.

- Как вы считаете, почему  сегодня мы рассматриваем историю профсоюзного движения?

- Вспомните, что такое профсоюз? Что вы о нём знаете?

СЛАЙД 3.

(Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов).

- Сегодня мы с вами постараемся ответить на проблемные вопросы: «Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России? Какова роль профсоюзных организаций?»

III. Изучение нового материала.

В течение всего мероприятия мы будем встречаться с вами со следующими понятиями, поэтому нам необходимо их запомнить или записать.

СЛАЙД 4.

1) Словарная работы:

Работодатель – директор.

Договор - соглашение двух или более лиц об изменении прав и обязанностей.

Конфликт – ссора, разногласие.

Комфортные условия -  хорошие, удобные условия.

Интенсивность – усиление.

2) Слово учителя.

Учитель зачитывает притчу:

У одного высокого китайского чиновника был единственный сын. Рос он неглупым мальчиком, но был неусидчивым, и чему бы его ни пытались научить, он ни в чём не проявлял усердия, и знания его были лишь поверхностны. Он умел рисовать и играть на флейте, но безыскусно; изучал законы, но даже писцы знали больше него. Отец отдал сына в ученики известному мастеру боевых искусств, чтобы сделать дух сына твёрдым, как и полагается настоящему мужу. Однако юноше вскоре надоело повторять однообразные движения одних и тех же ударов. Он обратился к мастеру со словами:— Учитель! Сколько можно повторять одно и то же движение? Не пора ли мне изучать настоящее боевое искусство, коим так славится ваша школа? Мастер ничего не ответил, но позволил повторять движения за старшими учениками, и вскоре юноша знал множество приёмов. Однажды мастер подозвал юношу и передал ему свиток с письмом. — Отнеси это письмо своему отцу. Юноша взял письмо и пошёл в соседний город, где жил его отец. Дорога в город огибала большой луг, посередине которого какой-то старик тренировал удар рукой. И пока юноша обходил по дороге луг, старик без устали отрабатывал один и тот же удар. — Эй, старик! — крикнул юноша. — Будет тебе молотить воздух! Ты всё равно не сможешь побить даже ребёнка! Старик крикнул в ответ, что пусть он сначала попробует его победить, а потом смеётся. Юноша принял вызов. Десять раз он пробовал напасть на старика и десять раз старик сбивал его с ног одним и тем же ударам руки. Ударом, который он до этого без устали отрабатывал. После десятого раза юноша уже не мог продолжать бой. — Я бы мог убить тебя с первого же удара! — сказал старик. — Но ты ещё молод и глуп. Ступай своей дорогой. Пристыженный, юноша добрался до дома отца и передал ему письмо. Развернув свиток, отец вернул его сыну: — Это тебе. Каллиграфическим почерком учителя на нём было начертано: «Один удар, доведенный до совершенства, лучше, чем сто недоученных».

- Скажите, пожалуйста, о чем заключается смысл данной притчи?

(О труде, об усилии, о кропотливой работе).

- Чему учит притча?

(Нужно ответственно подходить к любой работе, чтобы добиться хорошего результата).

- Скажите, а вам когда-либо приходилось работать?

(Да/нет).

- Как вы считаете, чем работа ваших родителей отличается от вашей работы?

(Варианты ответов детей).

- Как вы считаете, могут ли в нашей стране работать ваши сверстники?

(Да/нет).

- Для того чтобы не ошибиться, а правильно ответить на вопрос, нам необходимо обратиться к закону, который регулирует эти отношения – Трудовому Кодексу РФ. Именно он регулирует отношения между работодателями и работником. Некоторые статьи Кодекса нам необходимы при анализе предложенных проблемных ситуаций.

3) Работа в группах (решение проблемных ситуаций):

СЛАЙД 5.

Класс делится на две группы. Учитель раздает учащимся статьи ТК РФ, а также по две проблемной ситуации. После выполнения заданий группы представляют результаты своей работы. Учитель комментирует выступления, в случае необходимости корректирует их.

1 проблемная ситуация

15-летняя Катя устроилась работать в салон красоты уборщицей. Старший мастер потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Катя обратилась за консультацией.

2 проблемная ситуация

Во время каникул 14-летний Костя решил устроиться на работу промоутером. Родители Кости возражают. Может ли подросток в этом случае быть принят на работу?

3 проблемная ситуация

Саше 16 лет. Он хочет устроиться на работу грузчиком в ночную смену: тогда днем он сможет посещать занятия в лицее. Будет ли Саша принят на работу?

4 проблемная ситуация

16-летняя Наташа попросила предоставить ей отпуск в июле. Заведующий базой отказал ему и пояснил, что у него составлен график отпусков, и Наташа может уйти в отпуск только в декабре. Прав ли заведующий базой?

(Учащиеся решают проблемные ситуации и вместе, опираясь на выдержки из ТК РФ, находят решение и представляют его перед классом, зачитывая закон для объяснения).

4) Беседа с учащимися.

Мы познакомились с несколькими статьями Трудового Кодекса Российской Федерации, который действует на сегодняшний день. В нем 14 разделов, 424 статьи.

- Как вы думаете, зачем законодателям понадобилось такое количество статей в Кодексе?

(Варианты ответов детей).

- Интересы у работника и работодателя во многом не совпадают, но если они все же вылились в конфликт, как его можно цивилизованно разрешить?

(Обратиться в суд).

- Многие конфликтные ситуации, действительно, разрешаются в судебном порядке. Но есть у работников и еще один способ разрешения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию.

- Кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях?

5) Сообщения заранее подготовленных учащихся (опережающее домашнее задание):

СЛАЙД 6.

Сообщение №1

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».) Согласно российскому законодательству, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза.

Учащиеся учреждений профессионального образования (высшего и среднего) также могут вступать в профсоюзы. Школьники, как не занимающиеся профессиональной деятельностью, не могут быть членами профсоюза. Право на объединения в профсоюзы – одно из важнейших демократических прав граждан Российской Федерации, закрепленное Конституцией (ст. 30) и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (гл. I, ст. 2). Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем (директором завода, школы, фирмы) и органами власти (Правительством РФ, Правительством, Министерствами и ведомствами).

СЛАЙД 7.

Сообщение №2

Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже XVIII – XIX веков с появлением наемного труда на производстве. Противоречия между собственниками и рабочими привели к осознанию необходимости объединения в организацию, отстаивающую их социально-экономические интересы (продолжительность рабочего дня, условия труда и их безопасность, уровень заработной платы).

Труд был тяжелым и незащищенным. Продолжительность рабочего дня составляла от 13 до 15 часов. Оплачиваемого отпуска не было. Предписания на фабриках были строгими и не допускали перерывов для отдыха. Любое противодействие вело к вычетам из заработной платы и даже увольнениям. Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании была моложе 18 лет, половину из них составляли женщины и дети.

Несчастные случаи на производстве были частыми и различными по своему характеру: от взрывов паровых машин до потери рук или ног в результате несчастных случаев. Металлургия была опасна из-за возможности получения ожогов. Хлопковая пыль на ткацких фабриках приводила к астматическим заболеваниям. У горняков развивался силикоз при вдыхании шахтной пыли, свинцовая болезнь поражала типографских рабочих. Эти болезни, получаемые вследствие несоблюдения мер предосторожности, представляли серьезную опасность для здоровья. К 40 годам практически все фабричные рабочие имели профессиональные заболевания, однако никакой закон не защищал рабочих от риска, связанного с профессией. Обострение взаимоотношений наемных работников и работодателей часто приводило к стихийным выступлениям – рабочие покидали предприятие и отказывались снова приступать к работе, пока их требования не были удовлетворены хотя бы частично. Но эта тактика могла принести успех, только если с протестом выступали не отдельные недовольные, а крупные группы рабочих.

Сообщение №3

Профсоюзное движение первоначально было только мужским, женщин в профсоюзы не принимали. Этим не без успеха пользовались предприниматели: используя новейшие разработки в области техники, упрощающие труд наемного работника, работодатели стремились заменить рабочих-мужчин на рабочих–женщин: более дешевую и менее организованную рабочую силу, привлекая их в качестве штрейкбрехеров.

Так как право женщин на работу не признавалось даже их же коллегами-мужчинами, женщинам Англии пришлось создавать свои собственные профессиональные организации. Наиболее массовое из них, «Общество защиты и охраны женщин» (впоследствии ставшее Женской профсоюзной лигой), смогло в 1874–1886 организовать около 40 профсоюзных отделений для женщин-работниц. Лишь в начале XX века в Англии произошло слияние мужских и женских профсоюзов. 

СЛАЙД 8.

Сообщение №4

В России профсоюзы появились значительно позже, что было связано с тем, что она долгое время оставалась аграрным государством, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих. Датой рождения российских профсоюзов считается начало октября 1905 года, когда впервые было создано объединение отдельных профессиональных союзов. За свою столетнюю историю в каждый из исторических периодов профсоюзы выполняли свою главную задачу – представление интересов трудящихся.

СЛАЙД 9.

Сообщение №5

Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации - добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.

Сокращенное название организации: Общероссийский Профсоюз образования.

Цели: представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.

Основные направления деятельности: повышение уровня оплаты труда работников образования, совершенствование нормирования их труда. Правозащитная деятельность. Организация и проведение профессиональных конкурсов: «Учитель года», «Лидер в образовании», «Лучшие школы России», «Студенческий Лидер». Обеспечение прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда и обучения. Защита социально-экономических прав и интересов студенчества. Международная деятельность. Внутрисоюзная деятельность.

6) Беседа с учащимися.

- С какой целью создавались профсоюзные организации?

(Защита прав трудящихся).

- Как вы думаете, отличаются ли интересы, которые защищали профсоюзы как только они возникли и в настоящее время?

(По основным пунктам эти интересы совпадают).

СЛАЙД 10.

- У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции:

  • вести переговоры между работодателем  и работниками;
  • заключать коллективные договоры;
  • участвовать в общественной жизни коллектива;
  • разбирать конфликтные ситуации;
  • предоставлять сотрудникам и их детям путёвки на лечение и отдых.

- Каждый работающий человек имеет право по своему желанию вступить в профсоюз и выйти из профсоюза. Чтобы вступить в профсоюз, необходимо написать заявление и из вашей заработной платы будет производиться отчисления в размере 1%. Например: если ваша заработная плата составляет 10000 рублей, то отчисление 100 рублей. В каждой организации есть профсоюз, в том числе и в нашей школе, председателем является __________________.

7) Творческое задание.

- Давайте сейчас попробуем сформулировать положения, которые были бы прописаны в трудовом договоре между работодателем и работником, и оформим их  в виде кластера.

(Класс делится на группы и выполняет творческое задание).

СЛАЙД 11.

1 группа – должна сформулировать и записать социальные интересы работника.

(Отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование (оплата больничного листа, пособие по уходу за ребенком, обеспечение льгот, например обеспечение жильем)).

2 группа – должна записать экономические интересы работника.

(Уровень заработной платы, обеспечивающий достойную жизнь, пенсионное обеспечение, условия труда, система оплаты труда, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда).

- Давайте постараемся определить какова роль профсоюза в создании достойных условий труда?

- Важно ли чтобы профсоюзы были на предприятиях, офисах и производствах?

- Как работник может более эффективно защищать и отстаивать свои интересы?

IV. Закрепление изученного материала.

- Для того чтобы закрепить полученные вами знания, давайте вновь обратимся за помощью к ТК РФ. Вам необходимо решить несколько проблемных ситуаций, подтверждая свои ответы выдержками из закона.

Ситуация 1. Чудо-печка

Родители уехали по делам, доверив младшего сына на попечение Машеньке. Расстроенная девочка не заметила, как гуси-лебеди похитили малыша. Она отправилась на поиски брата. По пути Машеньке попалась печка. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, печка предложила ей вначале поработать.

Вопрос: может ли Машенька работать  на  разгрузке/погрузке ржаной муки к печке для выпечки пирожков?

Ситуация 2. Чудо-яблонька

Дальше на своем пути Машенька встретила яблоньку. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, яблонька предложила ей вначале поработать.

Вопрос: может ли яблонька заставить Машеньку работать по очистке сада от листьев целый день – с 6 часов утра до 21 часа вечера?

Ситуация 4. У бабы-яги

Добежала Машенька до избушки бабы-яги и видит, что ее братец томится в неволе. На просьбу девочки отдать ей брата, баба-яга предложила ей вначале поработать. Девочка трудилась не покладая рук и заслужила отпуск. Но баба-яга не хотела ее отпускать и загружала всяческой работой. Спустя долгое время колдунья дала девочке две недели отпуска.

Вопрос: Права ли баба-яга по предоставлению Машеньке отпуска?

- Какая организация могла бы урегулировать взаимоотношения между Машенькой и её работодателями?

(Профсоюзная организация).

- На ваш взгляд, должна ли и могла ли Машенька заключить трудовой договор со своими работодателями? Аргументируйте свой ответ.

V. Подведение итогов.

СЛАЙД 12.

Сегодня мы познакомились с историей возникновения профсоюзных организаций и постаралась найти ответы на поставленных в начале мероприятия вопросы: «Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России? Какова роль профсоюзных организаций?»

У вас на столах есть карточки-стикеры жёлтого и зелёного цвета. Прошу ответить на вопрос: «Нужен ли мне профсоюз?» «Да» – выбираете стикер-листок зелёного цвета, «Нет» – выбираете стикер-листок жёлтого цвета. Приклейте, пожалуйста, свои стикеры на лист бумаги в виде ростка на доске.

(На доске символ знаний – росток. По цвету стикеров, приклеенных на лист бумаги, определяем, достигли ли мы цели мероприятия или нет).

СЛАЙД 13.

- Спасибо за вашу активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»

Целью данного круглого стола является разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс). Во время проведения круглого стола используется п...

Презентация выступления на Круглом столе педагогов и руководителей научных обществ в рамках конференции Лобачевского

Рефлексия этнокультурного компонента и воспитание толерантной личности при изучении английского языка...

Родительское собрание (круглый стол) "Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и            знаний по нравственному воспитанию ребенка в семь...

Анализ круглого стола "Какой должна быть современная девушка"

Одной из форм работы, по нравственному воспитанию обучающихся является круглый стол. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим ...

Круглый стол-практикум для педагогов "Современные подходы к профилактике подросткового курения"

Материалы и тезисы выступлений на круглом столе по профилактике подросткового курения...

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Основные экологические проблемы современности» (9-11 классы)

 Человек и природа – это одна семья. Нет живых организмов красивых и безобразных, вредных и полезных. Все в природе взаимосвязано, потеря одного звена может привести к непредсказуемым посл...

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Основные экологические проблемы современности» (9-11 классы). Презентация

 Человек и природа – это одна семья. Нет живых организмов красивых и безобразных, вредных и полезных. Все в природе взаимосвязано, потеря одного звена может привести к непредсказуемым посл...