Рабочая программа учебного курса для 5 класса «Тайны русского языка»
методическая разработка (5 класс)

Сергеева Светлана Николаевна

Рабочая программа

учебного курса для 5 класса

«Тайны русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

________________________

Протокол №1

от «28» августа   2021 г.

СОГЛАСОВАНО

заместителем директора по УР

________________________

Нахаева М.И.

Протокол №1

от «28» августа   2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

директором школы

________________________

Кириллова Т.И.

Приказ №175-0  

от «28» августа   2021 г.

Рабочая программа

учебного курса для 5 класса

«Тайны русского языка»

Срок реализации программы: 1год.        

Программу разработала: Сергеева Светлана Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

             

Велиж

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                            3

Содержание курса                                                                                     7

Тематическое планирование курса                                                        8

УТП                                                                                                   11


Адресат: учащиеся 5 классов 

Курс рассчитан на 34 часа

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «Увлекательная грамматика» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

Содержание и методы обучения программы «Увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Актуальность программы. В школьном учебнике сообщается самая важная информация по школьному предмету. Но как бы авторы не старались вложить в учебник побольше интересных и очень нужных сведений, все равно много увлекательного и важного  остается за его страницами, да, и времени на занимательную информацию на уроке не хватает. Поэтому, благодаря, элективному курсу, учитель может ввести учащихся в мир языка, в его стихию, даст возможность на деле осуществить «учение с увлечением».

Цель и задачи программы:

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:
Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития обучающихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.

Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:

- принцип научности;

- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;

- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;

- принцип занимательности.

Новизна программы:

- в разнообразных по характеру материалах, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений;

- в акцентировании внимания взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;

- в систематизировании знаний для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с основой на образец, написание собственного текста.

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой  устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом, вместе с тем, дополняет его рассмотрением ряда вопросов, знание которых необходимо для подготовки школьников к участию в конкурсах по предмету.

 С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.

Данная программа предусматривает организацию учителем самостоятельной работы учащихся, проведение контроля знаний.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;
  • доступность;
  • систематичность;
  • целостность.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Планируемые результаты деятельности

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметне результаты

Ученик научится

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Ученик получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
  • проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
  • группировать слова по видам орфограмм;

соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях

Ученик получит возможность научиться:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.

Формы организации внеурочной деятельности

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- опыт личного творчества обучающихся;

- наблюдения над живой речью и над литературным материалом.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая.


Содержание курса.

Введение. Происхождение языка. Знакомство с целями и задачами курса. Знакомство со словарями (Презентация).  Знакомство с мифами, сказками и историями, которые объясняют появление говорящего человека. Работа с Библией.

Общаются ли между собой животные. Работа с текстом: найти основную мысль, дать ей толкование, определить тип речи. Любознательным на заметку. Толкование новых слов. Письменный ответ на вопрос.

Как появился человеческий язык. Разные теории о происхождении человеческой речи. Работа с текстом: найти слова, употребляющиеся только в разговорной речи, какова их цель, озаглавить текст, выявить мысль текста. Любознательным на заметку. Беседа по сказке Р.Киплинга «Маугли».

Есть ли родственники у русского языка. Праязык русского языка. Древо славянских языков. Восточная группа славянских языков. Перевод украинских пословиц. Выявление сходства и различия одних и тех же слов в 7 славянских языках. Загадки.

Умеем ли мы слышать и анализировать звучащее слово. Мир звуков. Попробуем понять основные законы русского языка, правила произношения. Взаимоотношения речи устной и письменной. Фонетические особенности поэтической речи. Лингвистическая сказка. Любознательным на заметку. Метаграммы. Цепочки слов. Ребусы. Скороговорки. Самостоятельное составление ребусов, скороговорок. Инсценирование отрывка из комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». (Мультимедийная книжка)

Что такое орфоэпия.  Знакомство с орфоэпическими словарями. Толкование новых слов. Основные признаки русского литературного произношения. Лингвистическая сказка. Любознательным на заметку. Омофоны. Кроссворд. (Мультимедийная книжка)

В чем секрет поэтической звукописи. Выразительное чтение лирических произведений. Письмо по памяти. Прием звукового повтора в поговорках, народных приметах, скороговорках. Письменное толкование народных пословиц.

О чем рассказывает морфема. Игра «Спрятанное слово». Продолжите ряды слов. Шарады. Загадки. Лингвистическая сказка. Любознательным на заметку.  Прием поморфемного письма. Группировка слов по значению корня. Работа с текстом: озаглавить, выписать глаголы, выделить общую морфему, определить ее значение, найти сравнения.

Как образуются слова. Основные способы образования слов в русском языке. Образование новых слов указанным способом. Поморфемное письмо. Составление слов из морфем. Игра «Спрятанное слово». Бестолковый словарь. Любознательным на заметку.  (Мультимедийная книжка)

 О чем рассказывает словообразовательная модель. Словообразовательные модели разных частей речи. Языковые свойства словообразовательной модели. Загадки. Составление словосочетаний. Орфографические выводы. Наблюдение над детской речью. Выявление словообразовательных моделей за детским словом. Любознательным на заметку.

Что такое этимология? Этимологические словари.  Работа с этимологическими словарями. Шарады. Письменное толкование пословицы «Яблочко от яблони недалеко падает». Любознательным на заметку.

Когда и как появилось письмо. Сказка Р.Киплинга «Таффи». Послание в картинках. Как изобразить слово. Все возможно выразить буквами. Папирус. Пергамент. Древнеегипетское письмо, письмо гиксов, древнефиникийское письмо, древнегреческое письмо, старославянское письмо. (Мультимедийная книжка)

Что мы знаем о русском алфавите. Роль Мефодия и Кирилла в создании первого письменного языка для славян. Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Сравнение славянского алфавита с современным: какие буквы исчезли, каких не было в старой азбуке, изменения начертания букв. Чтение отрывка из старой церковной книги, перевод. Загадки. Ребусы. Игра «Спрятанное слово». Лингвистическая сказка. Логогриф. (Мультимедийная книжка)

В чем секрет русской орфографии. Орфографические словари. Основные разделы русской орфографии и ее главные правила. Анаграмма. Выявление смысловых, грамматических и орфографических различий между словами каждой пары. Метаграмма.

Любознательным на заметку. Шарада. Выявление орфографических ошибок в тексте. Загадки. Логогриф. Составление логогрифа.

Нужны ли пунктуационные правила. Работа с пословицами. Работа с текстом: расставьте знаки препинания, затранскрибируйте каждое слово последней строчки, найдите сравнения, объясните название текста. Загадка. Закончите предложение. Любознательным на заметку.

Что мы знаем о лексическом значении слова. Толковые словари. Прямое и переносное значение слова. Игра «Кто больше?». Кроссворд-загадка. Лингвистическая сказка. Чудесные превращения слов. Виды омонимов. Кроссворд. Любознательным на заметку.

В чем секрет поэтических тропов. Толкование новых слов. Элементы анализа стихотворного текста. Поиск тропов в текстах. Любознательным на заметку.

Где прячутся диалектизмы. Словарь В.И.Даля. Работа с пословицами. Работа со словарными статьями. «Словарь русских говоров на территории Мордовской ССР». Стареют ли слова. Работа со словарями. Подбор синонимов к устаревшим словам. Кроссворд. Работа с рисунками. Любознательным на заметку.

Зачем приходят иноязычные слова. Словарь иностранных слов. Толковый словарь. Некоторые признаки иноязычных слов. Кроссворд-загадка. Старославянизмы. Выявление исконно русских пословиц. Сочинение рассказа по пословице.

Что такое фразеологизмы. Словарь фразеологизмов. Работа с рисунком. Игра «Кто больше?».  Возникновение некоторых фразеологизмов. Любознательным на заметку.

Что мы знаем о частях речи в русском языке. Знаменательные и служебные части речи.

Шарада. Кроссворд-загадка. Значения имен собственных. Загадка. Работа с текстом: посчитать сколько в тексте служебных и знаменательных частей речи, озаглавить. Любознательным на заметку.

Как образуются формы изменяемых слов. Морфемы, принимающие участие в образовании новых слов и в образовании форм слов. Нулевое окончание. Шарада. Метаграмма. Загадка. Смысловые и грамматические отличия омоформ. Любознательным на заметку.

Как связаны между собой слова в словосочетании. Виды словосочетаний. Работа с текстом: построчный фонетический анализ текста, найти слова в переносном значении, выписать словосочетания по определенной схеме. Расшифровываем словосочетания. Работа с таблицей «Род имен существительных».

В чем секрет предложения. Лингвистическая сказка. Интонационные различия разных вариантов предложения. Чтение предложений с разной интонацией. Вопросительные слова. Речевая ситуация. Употребление многоточия.

Лучшие игры со словами. Составление  шарад и анаграмм,  логогрифов,  метаграмм, ребусов, кроссвордов. Популярные головоломки со словами: каламбуры и гетерограммы, палиндромы,  цепочки слов, тавтограммы. Акростихи, ропалоны. Не больше трех букв. Игры с почерком. (Презентация)

Итоговое занятие. Заключительное занятие в форме игры «Забавные превращения букв». (Презентация)

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

Введение

Происхождение языка

1

Слово учителя, беседа

2

Общаются ли между собой животные

1

Проблемно-поисковые задания, рассуждения учащихся

3

Как появился человеческий язык

1

Слово учителя, выступления учащихся

4

Есть ли родственники у русского языка

1

Работа со схемой, индивидуальные задания

5-7

Умеем ли мы слышать и анализировать звучащее слово

3

Слово учителя, инсценирование, лингвистические игры, эвристическая беседа

8

Что такое орфоэпия

1

Орфоэпический тренинг, работа со словарями, лингвистические игры

9

В чем секрет поэтической звукописи.

1

Беседа по лингвистической сказке, составление загадок

10-11

О чем рассказывает морфема

2

Лингвистические игры, работа со сказкой, ищем корень в словах без корня

12

Как образуются слова

1

Работа со схемами, способы образования слов, составление «Бестолкового словаря»

13

О чем рассказывает словообразовательная модель

1

Исследование, проблемно-поисковые задания

14

Что такое этимология?

1

Работа со словарями, наблюдение

15

Когда и как появилось письмо.

1

Индивидуальные задания, наблюдения

16-17

Что мы знаем о русском алфавите

2

Слово учителя, проблемно-поисковые задания

18

В чем секрет русской орфографии

1

Словарный диктант, доклад учащегося, наблюдение

19

Нужны ли пунктуационные правила

1

Рассуждения учащихся, анализ предложений

20-21

Что мы знаем о лексическом значении слова

2

Работа со словарями, лингвистические игры, беседа

22

В чем секрет поэтических тропов

1

Анализ стихотворения, проблемно-поисковые задания

23

Где прячутся диалектизмы

1

Слово учителя, работа с пословицами

24

Стареют ли слова

1

Работа со словарями. Доклады учащихся

25

Зачем приходят иноязычные слова

1

Лингвистические игры, работа со словарями

26

Что такое фразеологизмы

1

Беседа, проблемно-поисковые задания

27-28

Что мы знаем о частях речи в русском языке

2

Лингвистические игры, эвристическая беседа

29

Как образуются формы изменяемых слов.

1

Работа со схемами, беседа, сочинение загадок

30

Как связаны между собой слова в словосочетании

1

Работа с таблицей, наблюдение, индивидуальные задания

31

В чем секрет предложения

1

Работа над выразительным чтением, рассуждения учащихся, работа с пословицей

32-33

Лучшие игры со словами

2

Открываем удивительные тайны слова. Слово – забавная и хитроумная шкатулка

34

Итоговое занятие

1

Лингвистическая игра


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Тема занятия

Кол-во

часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

примечание

1

Введение

Происхождение языка

1

2

Общаются ли между собой животные

1

3

Как появился человеческий язык

1

4

Есть ли родственники у русского языка

1

5-7

Умеем ли мы слышать и анализировать звучащее слово

3

8

Что такое орфоэпия

1

9

В чем секрет поэтической звукописи.

1

10-11

О чем рассказывает морфема

2

12

Как образуются слова

1

13

О чем рассказывает словообразовательная модель

1

14

Что такое этимология?

1

15

Когда и как появилось письмо.

1

16-17

Что мы знаем о русском алфавите

2

18

В чем секрет русской орфографии

1

19

Нужны ли пунктуационные правила

1

20-21

Что мы знаем о лексическом значении слова

2

22

В чем секрет поэтических тропов

1

23

Где прячутся диалектизмы

1

24

Стареют ли слова

1

25

Зачем приходят иноязычные слова

1

26

Что такое фразеологизмы

1

27-28

Что мы знаем о частях речи в русском языке

2

29

Как образуются формы изменяемых слов.

1

30

Как связаны между собой слова в словосочетании

1

31

В чем секрет предложения

1

32-33

Лучшие игры со словами

2

34

Итоговое занятие

1

Источники

1. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. Е. А. Влодавская. Издательство «Экзамен» Москва 2015

2. Виленкин Н. А. Уроки развития речи. 5-9 классы: Книга для учителя. Из опыта работы.-М. 1995.

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического анализа. – М. 1981..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (5 класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

Рабочая программа учебного курса 6 класс

quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...

Рабочая программа учебного курса 8 класс

quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 10 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русского языка" предназначена для учащихся 10 классов....