Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 2б класса 2023-2024 учебный год
рабочая программа

Ковалев Андрей Владимирович

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2  для 2б класса 2023-2024 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_2b_klass.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ  «Починковская школа-интернат»

Рассмотрена

на заседании МО

№____от __________

Утверждена

протоколом педсовета

№ _____ от __________

Рабочая программа по внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное направление

«Подвижные игры»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) вариант 2

2б класс

Разработчик:

Ковалёв Андрей Владимирович

учитель

2023-2024 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Подвижные игры», 2 класс составлена на основании:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35850);
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6  

     «О Методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СанПиН 1.2.3685-21)
  • Учебного плана  СОГБОУ «Починковская  школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
  •   Требований к результатам освоения  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной̆ отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели и задачи предмета.

  Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.

У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.

  Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.

Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта являются:

     • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

      • формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;

      • коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

      • формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;

      • воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;

      • содействие военно-патриотической подготовке.

Требования к результатам освоения предмета «Подвижные игры»

Личностные результаты:

  • проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • освоить социальную роль ученика, проявлять интерес к учению.
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними общего интереса;
  • иметь представления о здоровом и безопасном образе жизни: гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (разминка, подвижные игры); Т\Б на уроках физкультуры

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • уметь выполнять построение на урок, соблюдая все требования учителя; следовать режиму организации учебной деятельности;
  • определять план выполнения заданий на уроках и в жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • выполнять физические упражнениями с учетом требований безопасности.

Познавательные

  • ориентироваться в пространстве своего тела, спортивного зала под руководством учителя.
  • уметь слушать, отвечать на вопросы учителя и самостоятельно их задавать;

Коммуникативные

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
  • оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;
  • слушать и понимать речь других, дополнять ответы.
  • участвовать в паре, в работе группы во время занятий.

Предметные результаты:

  • Базовый уровень:

Уметь перестраиваться из одной шеренги в две, в три, знать все команды. Выполнять акробатические упражнения без помощи учителя.

Выполнять подтягивание в висе разными способами.

Выполнять технику бега с разных исходных положений.

Выполнять различные элементы на снарядах.

Уметь последовательно объяснить правила игры.

  • Минимальный уровень:

Выполнять повороты на месте, команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»

Уметь показывать комплекс упражнений ритмической гимнастики.

Знать все изученные игры и правила к ним.

Знать о значении дыхания в жизни человека.

Выполнять все элементы прыжка в длину с 3-4 шагов.

Выполнять технику метания мяча в горизонтальную и вертикальную цель.

Уметь правильно выполнять эстафетный и челночный бег.

Развитие жизненной компетенции:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
  • развитие умения понимать своё состояние и при необходимости попросить о помощи взрослых;
  • развитие умения обучающихся преодолевать неадекватные формы собственного поведения.

Нормы оценки обучающегося  2 класса

Оценка по внеурочной деятельности  «Подвижные игры»,  определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.

Требования к знаниям и умениям

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета по внеурочной деятельности  «Подвижные игры»,  учащиеся  должны:

Знать:

- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;

- об особенностях игры в пионербол;

Уметь:

-  выполнять комплексы ОРУ на развитие силы, быстроты, гибкости,  координации;

- проводить закаливающие процедуры;

- знать элементарные правила соревнований;

- вести наблюдения за ЧСС во время выполнения физических упражнений

Содержание курса

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь».
  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».

  1. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
  2. Игры-хороводы. Многие игры-хороводы с изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.), с традициями быта, обряда и ритуалами, устарели и остались как фольклорные игры тех времен. Но совсем хороводы не исчезли: они приняли другие, более современную форму и содержание, более близкие современным условиям жизни, остались и старые хороводы с нескольким измененным содержанием. Игра «Ходим кругом», Игра «Золотые ворота».
  3. Игры Эстафеты. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др.  
  4. Настольные игры. Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи.
  5. Лото, шахматы, детское домино.
  6. Игры с сопротивлением и борьбой.
  7.  Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий.
  8.  Игра «Пригибание руки», «Коршун и наседка», «Цепи», «Поймай последнего».

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

План

Факт

Игры-догонялки

Простые и усложненные-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила.

7        

Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

1

 ОРУ в движении. Игра «Салки-приседалки»

2

ОРУ на месте. Игра «Салки с домом»

3

 ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «У медведя на бору»

4

ОРУ в парах. Игра  «Уголки»

5

ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Третий лишний»

6

ОРУ в движении. Игра «Волк во рву»

7

ОРУ в парах. Игра «Два Мороза»

Игры - поиски

4

8

ОРУ на месте. Игра «Чего нет?»

Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками и сотрудниками школы

9

ОРУ с гимнастическими палками.  Игра «Отгадай, кто подходил?»

10

ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Поиск исчезнувшего предмета»

11

ОРУ в движении. Игра «Слепой и зрячий»

        Игры с быстрым нахождением места

3

12

ОРУ в движении. Игра «Море волнуется!»

В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве

Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий

13

 ОРУ в парах. Игра «Птицы, на гнезда!»

14

ОРУ с гимнастическим палками. Игра «Гусек»

Игры-хороводы

3

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

15

ОРУ в движении. Игра «Ходим кругом»

Изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.), с традициями быта, обряда и ритуалами.

16

ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Золотые ворота»

17

ОРУ в парах. Игра « Ручеёк»

Настольные игры

3

18

ОРУ на месте. Лото

Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр

19

ОРУ в парах. Шашки

20

ОРУ в движении. Детское домино

Игры с сопротивлением и борьбой

6

21

ОРУ в движении. Игра «Пригибание руки»,

Игры, направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритм

 действий.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

22

ОРУ в парах. Игра «Коршун и наседка»

23

ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Цепи»

24

ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Поймай последнего».

25

ОРУ на месте. Игра «Тише едешь дальше будешь»

26

ОРУ в движении. Игра «Путаница»

Игры  Эстафеты

Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др.

6

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

27

ОРУ в движении. Эстафета зверей

28

ОРУ в парах. Эстафета с мячами

29

ОРУ с гимнастическими палками. Эстафета «Вызов номеров»

30

ОРУ с гимнастическими скакалками. Эстафета « Мяч над головой»

31

Ору в движении. Эстафета «Пингвины»

32

ОРУ в парах. Эстафета «Посади картошку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с  тяжелой ,умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптиро...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...