Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 5б класса 2023-2024 учебный год
рабочая программа (5 класс)

Ковалев Андрей Владимирович

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2  для 5б класса 2023-2024 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_5b_klass.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ  «Починковская школа-интернат»

Рассмотрена

на заседании МО

№____от __________

Утверждена

протоколом педсовета

№ _____ от __________

Рабочая программа по внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное направление

«Подвижные игры»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) вариант 2

 5б класс

Разработчик:

Ковалёв Андрей Владимирович

Учитель

2023-2024 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Подвижные игры», 5 класс составлена в соответствии с:

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
  • Учебным планом СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;
  • Требований к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Внеурочная деятельность  «Подвижные игры», относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Подвижные игры»,  в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

        Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи по внеурочной деятельности  «Подвижные игры».

        Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.

        Задачи обучения:

  • воспитание интереса к физической культуре и спорту;
  • овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
  • лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
  • коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
  • развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);
  • воспитание нравственных качеств и свойств личности;
  • содействие военно- патриотической подготовке.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Подвижные игры»  в 5 классе определяет следующие задачи:

  • формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
  • формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие;
  • развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
  • формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м;
  • формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега;
  • формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
  • совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;
  • совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;
  • формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме;
  • совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия;
  • совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами;
  • формирование мотивации к здоровому образу жизни;
  • совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

        Содержание по внеурочной деятельности  «Подвижные игры» отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.

Обучение по внеурочной деятельности  «Подвижные игры» в 5 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей.

В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов, содействующих направленному развитию двигательных возможностей подростков. В связи с увеличением индивидуальных различий, обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений.

В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания.

При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с воспитанием двигательных качеств используются: словесный и наглядный методы.

Начиная с 5-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соревновательной деятельности.
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соревновательной и игровой деятельности.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
  • знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;
  • иметь представления о двигательных действиях; знать строевые команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции;
  •  уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
  • иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в спортивных играх и эстафетах;
  • взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований;
  • иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
  • Достаточный уровень:
  • практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры;
  • самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
  • выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;
  • знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий;
  • уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах;
  • уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство;
  • знать спортивные традиции своего народа и других народов;
  • знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека;
  • знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности;  
  • знать правила техники выполнения двигательных действий;
  • знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки;  
  • соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.

        Успеваемость по внеурочной деятельности  «Подвижные игры» в 5 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.

        При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.

К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок:

  • старт не из требуемого положения;
  • отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
  • несинхронность выполнения движений.

Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Оценка «2»не ставиться.

        Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически.

        В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей.

        В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 5 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре.

        Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся.


Содержание курса

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игры «К своим флажкам» , «Кто быстрее», «Пустое место», «Паровозики», «Третий лишний», «Волк во рву», «Заяц, сторож, жучка».
  2.   Игры с мячами и попаданием в цель. Игры направлены на развитие меткости, ориентироваться в пространстве и на слово .Учит увёртываться от мяча , соблюдать правила. Воспитывают скорстно-силовые качества ( «Попади в мяч», «Метко в цель», «Кто дальше бросит» , «Охотники и утки»).

  1. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
  2. Игры с прыжками и поворотами. Игры развивают прыгучесть и координацию движений. Учат ориентироваться в пространстве и упражняться в прыжках в высоту и длину. ( «Прыгуны и пятнышки», «Конники-спорсмены», «Салки на одной ноге»)
  3. Игры на основе баскетбола . Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др.  
  4. Игры народов России. Знакомят с культурными традициями народов страны. Воспитывают толерантность при  общении и умении действовать в коллективе. Развивают силу , ловкость, быстроту.( «Выбегай из круга», «Ищем палочку», «Круговой».

  1. Игры с сопротивлением и борьбой.

 Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий.

«Петушиный бой», «Коршун и наседка», «Лошадки», «Борьба за прыжки», «Кто первый», «Паутина».

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

План

Факт

Игры-догонялки

Простые и усложненные догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила.

7        

Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

1

ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «К своим флажкам»

2

ОРУ на месте. Игра «Кто обгонит»

3

ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Пустое место»

4

ОРУ в движении. Игра «Паровозики»

5

ОРУ в парах. Игра «Третий лишний»

6

ОРУ в движении. Игра «Волк во рву»

7

ОРУ с гимнастическими скалками. Игра «Заяц, сторож, жучка»

Игры с  мячом  и попаданием в цель

4

8

ОРУ на месте. Игра «Попади в мяч»

Игры, направленные на развитие меткости,  умения ориентироваться на слово, увёртываться от мяча и соблюдать правила.

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками и сотрудниками школы

9

ОРУ в движении. Игра «Метко в цель»

10

Игра «Кто дальше бросит»

11

ОРУ в парах. Игра «Охотники и утки»

        Игры с быстрым нахождением места

3

12

ОРУ в парах. Игра «Лиса куры»

В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве

Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий

13

ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Заяц без логова»

14

ОРУ на месте.Игра «Наступление»

Игры с прыжками

3

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

15

ОРУ в движении. Игра «Прыгуны и пятнашки»

Игры направлены на развитие прыгучести и координации движений, ориентировании в пространстве. Учит упражняться в прыжках в длину и высоту.

16

ОРУ в парах. Игра «Конники спортсмены»

17

ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Салки на одной  ноге»

Игры народов России

3

6

18

ОРУ в парах.  «Выбегай из круга»

Игры знакомят с культурными традициями народов России. Воспитывают умение действовать в команде и толерантности при общении. Развивают силу, ловкость, быстроту.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр

19

ОРУ с гимнастическими скакалками. «Ищем палочку»

20

ОРУ с гимнастическими палками. «Круговой»

Игры с сопротивлением

21

ОРУ в парах.Игра «Петушиный бой»

Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий.  

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

22

ОРУ в движении. Игра «Коршун и наседка».

23

ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Лошадки»

24

ОРУ на месте. Игра «Борьба за прыжки».

25

ОРУ в движении. Игра «Кто первый»

26

ОРУ в парах. Игра «Путаница»

Игры на основе баскетбола

Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др.

6

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

27

ОРУ в парах.  «Гонка мячей по кругу»

28

ОРУ в движении. «Подвижная цель»

29

ОРУ с гимнастическими скакалками.  «Овладей мячом»

30

ОРУ на месте. «Мяч ловцу»

31

ОРУ с гимнастическими палками. «Мяч соседу»

32

ОРУ в движении. «Попади в цель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с  тяжелой ,умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптиро...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...