Открытый классный час "Будущее планеты в наших руках"
электронный образовательный ресурс (7 класс)

Хомякова Лариса Дмитриевна

Формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления. Способствовать формированию экологической культуры школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ганзуринская средняя общеобразовательная школа»

Открытый классный час

«Будущее планеты в наших руках»

                                                                          Автор: Хомякова Лариса Дмитриевна,    

учитель физической культуры,

                                             классный руководитель

с.Ганзурино

Открытый классный час

«Будущее планеты в наших руках»

Цель: Формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления. Способствовать формированию экологической культуры школьников.

Задачи.

Образовательные:

  1. Систематизировать знания по экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений.
  2. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы их предупреждения.

Развивающие:

  1. Формировать активную гражданскую позицию, побуждать  детей  к  участию  в  природоохранных  мероприятиях, пропаганде  экологических  идей. 
  2. Развивать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение вести самостоятельный поиск, анализ; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за окружающий их мир, чистоту природы.
  2. Прививать навыки коммуникативного общения, сотрудничества.

Возраст участников: 13-14 лет.

Методы и приемы:  «Вопрос-ответ», кроссворд, метод  работы в малых группах, партнерское сотрудничество.

Ресурсное обеспечение занятия (средства): компьютер, мультимедийный проектор с экраном, раздаточный материал (карточки с заданиями, таблички, тексты по заданной проблеме).

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Классный руководитель: Дорогие ребята, так уж устроен человек, что он любит мечтать, представляя, что с ним будет завтра, через год, два, десять лет. Я думаю, что каждый из вас задумывался об этом. Но, какими бы небыли эти мечты, они неразрывно связаны с нашим общим домом – ведь все мы живем на маленькой планете с таким родным именем – Земля. Как вы думаете, от чего или кого зависит наше будущее?

Ответы детей.

Верно, будущее нашей планеты зависит от людей, то есть от нас с вами. Итак, тема нашего мероприятия «Будущее планеты в наших руках».

  Классный руководитель.  Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Данный вопрос актуален, жизненно важен для всего живого на нашей планете.

Человечество вступило в третье тысячелетие. Чем оно будет ознаменовано? Что ждет человечество в 21 веке? Многие глобальные проблемы, решить которые человек должен во что бы то ни стало.

Ученые – статисты подсчитали, что уже к 2050 году численность населения на Земле увеличится почти в 2 раза и составит 10 – 11 миллиардов человек. Причем 94% прироста дадут развивающиеся страны и только 6 % - развитые страны. Кроме  того, авторы ряда прогнозов полагают, что наука в скором времени сумеет установить контроль над процессами старения и существенно увеличит среднюю продолжительность жизни человека. Если это произойдет, то вопрос о численности населения в 21 веке необходимо пересмотреть в сторону его резкого увеличения.

Какие же проблемы возникнут перед человечеством в связи с ростом его численности?

В первую очередь, нужно всех накормить. Даже сейчас около 50 миллионов человек ежегодно умирают от голода, более 600 миллионов голодают. А для обеспечения нормальным питанием 11-миллиардного населения необходимо увеличить производство продуктов питания  более чем в 10 раз.

Немаловажной станет проблема поиска энергии и сырья для обеспечения 11 миллиардов человек. Чтобы в полной мере обеспечить каждого человека в будущем, нужно будет увеличить в несколько раз добычу сырья и топлива.

Вряд ли Земля способна выдержать такую нагрузку!

А проблема загрязнения окружающей среды? Наращивая темпы производства, мы не только обедняем земные ресурсы, но и постепенно изменяем климат нашей планеты. Выбросы в атмосферу углекислого газа заводами, электростанциями, машинами могут привести к парниковому эффекту, т. е. к увеличению средней температуры на Земле. А это может привести к таянию ледников и катастрофическому повышению уровня Мирового океана и, конечно же, неблагоприятно скажется на жизнедеятельности человека.

Ядерное оружие и атомная энергия уже сейчас доставляют проблемы захоронения радиоактивных отходов.

.

Одной из актуальных экологических проблем в наше время является загрязнение водных ресурсов, так как вода – это жизнь.

Вода - ценнейший природный ресурс, без которого не может существовать все живое на Земле. Более 70% поверхности нашей планеты покрыто водой, но это соленый Мировой океан.

Ученые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными словами, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов.

Где у нас вода ? В реках, озерах, подземных водах. А это очень мало, поэтому надо беречь.

В океане вода не пригодна для использования, но и она должна быть чистой.

Насколько чист ,должен быть океан и насколько человек должен пытаться сохранить окружающую среду? Проблема состоит в том, чтобы определить, что является оптимальным для общества, и достигнуть этого с наименьшими затратами. Удаление отходов автоматически предполагает загрязнение. Всё живое или неживое, что своим избытком снижает качество жизни, является загрязнением.

Пожалуй, ни одна проблема не вызывает сейчас у человечества таких оживленных дискуссий, как проблема загрязнения Мирового океана. Последние десятилетия знаменуются усилением антропогенных воздействий на морские экосистемы в результате загрязнения морей и океанов

Некоторые изменения в окружающей среде океана, вызванные человеческой деятельностью, уже необратимы. Например, реки, перегороженные плотинами, выносят значительно меньше пресной воды и осадочного материала. Порты в устьях рек изменяют характер движения потока воды в естественную среду

Кроме того, в океан направляется поток отходов со множества промышленных предприятий. Обычно эти отходы подвергаются предварительной обработке, в процессе которой удаляются компоненты, которые скорее всего могут оказаться опасными, тогда как остальные сточные воды по трубам сбрасываются в океан.

  • Без пищи прожить недели
  • Без воды – дни
  • Без воздуха - минуты

Воздух это наивысшая и самая тонкая из материй. Из воздуха соткана свобода человека. Поэтому символ воздуха в первую очередь это символ свободы. Это свобода, для которой нет никаких преград, ведь воздух нельзя ограничить, нельзя поймать и придать ему форму.

Загрязнение воздуха – действительно очень серьезная проблема. Воздух состоит из кислорода, азота, водных паров, и, благодаря нашей цивилизации, из разнообразных токсичных частичек. Чем больше этих частичек оказывается в воздухе, тем меньше в атмосфере остается места для кислорода. Так что перспектива всеобщего удушения – не совсем миф. Лес наше спасение.

В состав леса входят деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, животные, разнообразные микроорганизмы, почва, ручейки, родники, просто лужи с водой.

Воздух в лесу отличается от воздуха за его пределами. Зимой температура в лесу может быть на несколько градусов выше, чем вне леса, а в жаркий летний день в лесу прохладнее. Влажность воздуха в лесу выше, чем на открытом месте. Старые деревья заменяются более молодыми, но в целом лес остается лесом.

30 % суши составляют тропические леса. Это легкие нашей планеты

Леса вырубаются в последние десятилетия примерно в темпе один гектар в день, причем восстановление леса на каждом гектаре требует 15-20 лет. За время существования цивилизации ликвидировано более 42% всей первоначальной площади леса на планете, причем, конечно, леса уничтожаются в нарастающем темпе. Так, за период 1955—1995 годы вырублено около 40% тропических лесов. При сохранении нынешнего темпа их ликвидации (около 15 млн. га в год) тропические дождевые леса будут нацело уничтожены между 2030 и 2050 годами. Сходная судьба еще раньше этого срока постигнет сибирскую тайгу, если не будет остановлена ее безудержная эксплуатация.

Леса Земли жестоко страдают от пожаров. 97% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 3% - за счёт молний, главным образом шаровых.

Животные в свою очередь часто играют в лесу санитарную роль. В большинстве регионов центра Европейской России в лесах практически полностью уничтожены волки, медведи, рыси и другие крупные хищники. Поэтому поголовье лосей и кабанов возросло, что отрицательно сказывается на молодняке леса. Опять проблема.

Раньше говорили: “Рядом с лесом жить - голодному не быть. Лес - богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит”.

Что же сейчас?

У нас много разной информации о парниковом эффекте, смоге, истончении озонового слоя и кислотных дождях. На самом деле все это – результат загрязнения воздуха. Парниковый эффект возникает благодаря токсичным эмиссиям в результате горения нефтепродуктов.

Истончение озонового слоя – результат деструктивных токсинов, выделяемых в воздух системами кондиционирования воздуха, аэрозолями, при производстве ряда материалов и даже при переработке отходов.

В результате сведения лесов возникает другая проблема- опустынивание.

Из-за опустынивания земель десятки миллионов жителей планеты могут вскоре стать вынужденными переселенцами. В исследовании, проведенном двумя сотнями экспертов из Университета ООН, говорится, что климатические изменения вызывают разрастание пустынь, и это становится главной экологической проблемой нашего времени. Если не предпринять никаких мер, то уже в течение ближайших десяти лет 50 миллионов землян будут вынуждены сменить место жительства. А потенциальными жертвами опустынивания являются около 2 миллиардов человек, то есть треть населения Земли

Географическая оболочка - это целостная, непрерывная оболочка Земли, среда жизни человека, в пределах которой взаимодействуют между собой нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы, вся гидросфера и вся биосфера.

Сегодня каждая из групп будет представлять одну из оболочек. Издавна человек стремился покорить себе природу. Но, чем больше он на нее воздействует, тем больше изменяет. Создавая города, прокладывая дороги, сооружая плотины, каналы, вырубая леса под пастбища, поля и т.д., человек создает новые объекты, которые можно объединить одним словом антропогенные ландшафты. Очень часто это ведет к загрязнению, а порой уничтожению целого природного объекта. А через некоторое время пытается его восстановить. Но не всегда это удается. Поэтому очень важно предотвратить самые серьезные последствия. Как же сохранить целостность географической оболочки для всего живого?

Ответы детей.

Классный руководитель: В качестве небольшой разминки вспомним несколько фактов по нашей теме. У каждой группы по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3.  На каждый задаваемый вопрос я даю три варианта ответа. По моему сигналу  вы  поднимаете табличку с номером ответа.

Разминка (см. Приложение 1)

Разминка

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
  1. Пластмасса (правильный  ответ).
  2. Стекло.
  3. Металл.
  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:                
  1. Рассортировать.
  2. Собрать в одном месте.
  3. Раскрошить.
  1. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:                
  1. Компостировать.
  2. Сжечь при специальных условиях.                                       
  3. Переплавить.
  1. Первоочередная забота при выборе свалки:                                              
  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
  2. Ограждение места свалки.
  3. Укомплектование соответствующей техникой             
  1. Вредные выбросы оказывают влияние:
  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  2. На  близлежащие регионы.
  3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение  «увидело свет». 
  1. Самая страшная «добавка» к воде:
  1. Бытовой  мусор.
  2. Пестициды.
  3. Минеральные удобрения.
  1. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
  1. Газы.
  2. Жидкости.                                                                              
  3. Твердые вещества.                                                                                   
  1. Банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
  1. 10 лет.
  2. 50 лет.
  3. 100 лет и более.
  1. Поступление в среду обитания вредных  веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
  1. Загрязнением.
  2. Экологическим кризисом.                                                          
  3. Интродукцией.
  1. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
  1. 1-2 года.
  2. 5-8 лет.
  3. 20 и более.

Классный руководитель.  Перед вами листочки с вопросами. Попробуем с вами  отгадать кроссворд (на доске).

Выступления групп.

Классный руководитель. Экологическая катастрофа - это не выдумка ученых, а реальная угроза человечеству. В чем же спасение? Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно послушайте рассказ: «Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами».

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей-помощников:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается.

- В природе все находится в равновесии, все связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество живых организмов.

Классный руководитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

Классный руководитель. Американский ученый Барри Коммонер сформулировал четыре закона экологии (см. Приложение 2).

Первый закон: «Все связано со всем».

Второй закон: «Все должно куда – то деваться».

Третий закон: «Ничто не дается даром».

Четвертый закон: «Природа знает лучше».

Каждая группа представляет один из законов.

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закон мы уже увидели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда – то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев – вредители съели вес урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну, а человек создал и продолжает создавать громадное количество химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Классный руководитель. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы. Спасение – это наша экологическая грамотность и экологическая культура. Как вы понимаете, что это такое?

Ответы детей.

Классный руководитель.  Экологическая грамотность - это знание экологических законов; знание, что вредно для природы, а что полезно; знания обо всем, что нас окружает. Экологическая культура - это умение предвидеть вредные последствия наших действий; понимание, что в мире все взаимосвязано; осознание ответственности за природу.

Сейчас мы проведём заочный рейд по улицам нашего села и его окрестностей. Задача – сформулировать проблемы и пути их решения по своему направлению (см. Приложение 3)

Выступления групп.

Классный руководитель. Что можем сделать каждый из нас для нашего края, для своей малой Родины?

Примерные ответы детей: соблюдать экологические законы; отказаться от одежды из натурального меха; разъяснять нарушителям экологические законы; экономить воду, тепло, электричество; подкармливать птиц; участвовать в экологических субботниках и природоохранных акциях по очистке территории, берегов рек, озер, посадке деревьев; участвовать в сборе макулатуры, металлолома, батареек, пластика, участвовать в социальных проектах, проводить разъяснительную работу и т.д.

Классный руководитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.  А если бы природа могла говорить, чтобы она сказала своим детям?

Давайте выскажем устное обращение от имени природы.

Группа «Атмосфера» - обращение бизнесменам, владельцам заводов, фабрик.

Группа «Литосфера» - обращение к фермерам и крестьянам.

Группа «Гидросфера» - обращение к морякам и рыбакам.

Группа «Биосфера» - обращение к ученикам нашей школы.

Выступления групп. 

Классный руководитель. Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны  (обсуждение вариантов):

1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать.

2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы.

Вывод: первый  сценарий нас не устраивает; второй – устраивает, но мы должны помнить, что существующие и всё возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.

Классный руководитель. Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери говорит: «Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

А это так важно, чтобы сохранить наш общий дом и этот росток жизни?

Рефлексия.

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли мы считать себя экологически культурными людьми?

Ответы детей.

Классный руководитель. Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? Все в твоих руках! Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Будущее планеты - в наших руках"

Описание Форума "Будущее планеты - в наших руках" на иностранных языках....

«Здоровая планета в наших руках»

тематическая мероприятия....

КВН «Здоровая планета в наших руках»

КВН «Здоровая планета в наших руках»...

Методическая разработка викторины «Своя игра» «Будущее планеты в наших руках»

Методическая разработка викторины «Своя игра»«Будущее планеты в наших руках»...

Конспект внеклассного занятия по теме "Здоровье планеты в наших руках"

Цели: расширить представление детей об экологических проблемах;способствовать формированию позитивного отношения к себе и к окружающему миру;побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к...

Внеклассное мероприятие "Наша планета в наших руках"

Внеклассное мероприятие на тему: "Наша планета в наших руках"....

Открытый классный час на тему «Наше здоровье в наших руках»

Цели: расширить представление детей о здоровом образе жизни;способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового обра...