Консультация родителей от педагога психолога «Медлительные дети»
консультация (старшая группа)

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedagoga_psihologa.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Медлительные дети»

«Медлительные дети. Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игре»

Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Поведение медлительных детей отличается устойчивостью, однако высокий уровень тревоги влияет на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что затрудняет адаптацию ребенка к условиям образовательного учреждения, а затем и к школе.

Медлительные дети склонны к избирательности контактов со взрослыми и сверстниками; их пугает боязнь публичных выступлений; они демонстрируют низкий уровень социальной активности.

Дети-«тихони» легко соглашаются с мнением активных сверстников, т. е. легко принимают чужую точку зрения. Медлительность не является недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям, сложностей педагогам и родителям.

Причины медлительности обусловлены:

1. Наследственными особенностями нервной системы, проявляющиеся в низкой скорости любых действий, движений, деятельности.

2. Влиянием окружающей среды, условиями жизни и воспитания.

Степень подвижности нервных процессов действительно является генетически обусловленной, но не является постоянной в течение всей жизни. Наиболее сензитивным является период с четырех до шести лет (он обусловлен активным развитием биохимических процессов нервной системы).

Особенности медлительных детей

На уровне вербальных контактов

• В речи наблюдается использование словесных стереотипов.

• Медлительные дети «тянут» слова, делают паузы между ними.

• Речь может быть невнятная, тихая, неэмоциональная.

• Вопросы взрослого, заданные в быстром темпе, вызывают затруднение, ситуацию отказа от общения, непонимания речевой инструкции.

• Сложности в выражении словами желаний, эмоций.

• Речевую активность проявляет редко.

На невербальном уровне

• Низкая моторная активность: движения и действия замедленны, не скоординированны.

• Мимика лица невыразительная.

• В ситуациях ранее незнакомых испытывает эмоциональное напряжение.

• Отказ от телесного контакта со взрослым и сверстниками в незнакомой ситуации (игры, занятия).

На уровне социальных контактов

• Избирательность в контактах со взрослыми и сверстниками.

• Сложности с адаптацией в группе сверстников.

• Боязнь не успеть выполнить задание.

• Отказ от совместных игр, требующих активного участия и взаимодействия со сверстниками.

• Боязнь публичных выступлений (на праздниках, занятиях).

• Низкий уровень притязаний.

• Предпочтение второстепенных ролей в сюжетно-ролевой игре.

• Наличие социальных страхов.

Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игровой деятельности

В общении со сверстниками и медлительные дети, как правило, не пользуются популярностью, стараясь подчинить свое поведение действиям активных и инициативных детей.

Медлительные дети не выступают в роли организатора игры, а лишь поддерживают ее, внося предложения, уточнения, связанные только с его ролью, предпочитают играть в те игры, где чувствуют себя уверенно и комфортно. В новой игре способны выполнить те действия, которые предлагают сверстники, занимая подчинительную позицию в общении.

Из-за сложности в установлении социальных контактов недостаточно могут быть сформированы игровые навыки.

Медлительные дети долго обдумывают свой выбор - во что играть, как играть; сложность в выборе партнера по игре, распределении ролей, в переключении с реального диалога на ролевой. Часто из-за сложности в выборе партнера такие дети играют в одиночку. Если взрослый не помогает в развитии игровой деятельности, то игра медлительных детей может носить манипулятивный характер. При возникновении конфликтных ситуаций медлительный ребенок использует чаще всего деструктивный способ решения: уход от ситуации (например, «Я в эту игру не играю») или привлечение внешних средств для разрешения конфликта (например - привлечение педагога или родителя на помощь).

При организации деятельности с медлительным ребенком важно помнить:

1. Наблюдая за ребенком, определить, что особенно его интересует, - идти от ребенка, его потребностей.

2. Разговаривать, общаться с медлительным ребенком необходимо спокойно, без упреков, понуканий; тон общения должен быть ровный, неторопливый.

3. При выполнении любых заданий не торопить с выполнением, продумать задание так, чтобы у медлительного ребенка было больше времени на выполнение, чем у других детей. При этом не следует фиксировать внимание ребенка на том, что он делает медленнее других, а наоборот, при выполнении похвалить за качество работы и проявленное старание.

4. В общении с медлительными детьми взрослые должны поддерживать хороший эмоциональный фон, веселое настроение, что будет стимулировать ребенка и вызывать у него желание продолжить общение со взрослым и сверстниками.

5. Взрослый может использовать личный пример и игровую мотивацию для ускорения реакций медлительных детей, но и педагогам и родителям важно помнить, что прямые указания медлительному ребенку на скорость выполнения, неумение что-то делать быстро (умываться, одеваться, отвечать на вопросы) имеют прямо противоположный эффект: ребенок будет выполнять задание еще медленнее, теряя веру в свои силы.

6. Для медлительных детей важно создавать ситуацию успеха, а не предъявлять слишком завышенные требования.

7. Медлительного ребенка необходимо настраивать на общение со взрослыми и сверстниками, обучая и проигрывая различные ситуации взаимодействия; начинать играть в спокойные игры, игры с образами, знакомых сказочных персонажей, где взрослый не будет давать оценку тому, как играет ребенок; важно чтобы медлительному ребенку это нравилось, вызывало интерес, он мог чувствовать себя свободным и уверенным в обучении диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

8. В повседневном общении с медлительными детьми необходимо использовать приветливые фразы, которые создают ощущение комфорта, психологической защищенности: «Ты конечно справишься», «Хорошо, что ты рядом», «Я рада, что ты это выполнил», «Мне нравится, как ты.», «Как я рада тебя видеть.», «Ты очень старался», «Я чувствую, что.». Особенно это важно в начале школьного обучения.

9. Взрослым необходимо помнить о том, что медлительный ребенок с раннего возраста нуждается в организации: режима дня (это основа выработки у него динамического стереотипа, организации двигательного режима (гимнастика, подвижные игры, организации занятий (чтение книг, рисование, музыка) на основе развития познавательной активности, социальной и личностной.

Педагог-психолог: Астафьева Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей от педагога-психолога МБДОУ ДС КВ "Сардана "Развитие памяти у детей, игры и упражнения"

Вообще развитие памяти детей необходимо начинать как можно раньше и продолжать постоянно. Это необходимо делать как родителям, так и учителям. Обычно лишь подросток может использовать мыслительные дей...

Консультация для родителей от педагога-психолога "Как избежать конфликта и наладить отношения с ребенком"

Как избежать конфликта и наладить отношения с ребенком (Консультация для родителей от педагога-психолога) Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы разговаривать о своем неправильном повед...

Консультация для родителей и педагогов "Психология цвета".

Какими цветами рисует ваш ребенок?С древних времен человечество придавало цвету символическое значение. Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам...

консультация для родителей от педагога психолога

Влияние семьи на развитие ребенка...

Консультация для родителей от педагога-психолога "Как облегчить адаптацию детей к детскому саду"

Консультация для родителей от педагога-психолога "Как облегчить адаптацию детей к детскому саду"...