Консультация для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Абдиева Расмия Гамидовна

Мультфильмы как средство нравственного воспитания младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мультфильмы как средство нравственного воспитания младших школьников

  Ребёнок в нравственном поведении ориентируется на поступки и действия ближайшего окружения, то есть идентифицируется с ними. Таким образом, для ребёнка необходимы наглядные образцы, эталоны, обладающие определёнными нравственными ценностями. Безусловно, основными такими эталонами являются родители и учителя, но, как отмечает ряд авторов, таким эталоном, с которым ребёнок себя идентифицирует, может стать мультипликационный герой. При этом влияние мультфильмов и мультипликационных героев на нравственное воспитание младших школьников является значительным.

Зачастую мультипликационные герои являются носителями полярных эталонов и образцов нравственного поведения (хороший -плохой, добрый -злой, жадный -щедрый и др.), которые легко распознаются ребёнком. Такая поляризация помогает ценностям легко усваиваться и в целом соотносится с возрастными особенностями

Зачастую ,герои мультфильмов, полярно разделённые по нравственным ценностям, вызывают однозначную эмоциональную оценку (положительную или отрицательную), что соответствует особенностям возраста, а именно преобладанием эмоционального восприятия нравственных ценностей над рациональным восприятием.

Мультфильмы, обладая яркой зрелищностью, являются зрительными образами, а значит, играют важную роль в научении через наблюдение.

Мультфильмы схожи со сказками, влияние которых на нравственное воспитание ребёнка давно известно.

В настоящее время о роли мультфильмов в нравственном развитии детей, их воздействии на детскую психику также много говорится и пишется. В основном разногласия встречаются по поводу содержания отечественной и зарубежной мультипликации.

Одни педагоги утверждают, что современные мультфильмы зарубежного производства несут угрозу для еще несформированной психики детей, поскольку в них имеются элементы агрессивности, примеры нежелательных форм поведения и др. и рекомендуют к просмотру только мультфильмы отечественного производства.

Другие считают, что независимо от того, чьему производству принадлежит мультфильм, они благотворно действуют на психику ребенка и могут быть действенным средством формирования и развития нравственных качеств детей, но при условии тщательного отбора в соответствии с их нравственным содержанием.

В частности, в исследовании И.Н. Алёшиной [ с соавторами изучались особенности восприятия дошкольниками мультфильмов, на примере российских, а именно «Цветик-семицветик» и серия «Смешариков». В результате было установлено, что логика нравственного поведения доступна лишь незначительному количеству дошкольников. Кроме этого, негативный поступок не запомнился большинству детей, из чего авторы делают вывод, что дети не смогли выделить негативный характер поступка. Кроме этого, было установлено, что советский мультик («Цветик - семицветик») более понятен детям, чем современный.

Изучаются не только особенности освоения нравственных ценностей через мультфильмы, но и способы организации просмотра мультфильмов таким образом, чтобы нравственное воспитание проходило эффективнее.

 Дети младшего школьного возраста подвержены подражательности, и поэтому к выбору мультфильмов необходимо подходить очень осторожно - их нравственное содержание должно соответствовать целям нравственного воспитания, способствовать решению нравственных задач, то есть учить детей положительному примеру достойного поведения, видеть негативные последствия плохих поступков, научить детей сопереживать, преподносить образцы нравственных качеств: справедливости, сопереживания и др].

К таким мультфильмам можно отнести мультфильмы, которые содержат нравственную основу, где злые и жестокие поступки всегда наказываются, а добрые - награждаются.

Современная мультипликация не может похвастаться обилием таких мультфильмов, поскольку фактически приобрели размах массовой штамповки, что значительно сказывается на качестве содержания и проработанности образов персонажей.

Поэтому многие родители и педагоги обращаются к отечественной мультипликации советского времени их производства, поскольку в те годы мультфильмы выпускались в единичных количествах, что сказывалось на проработанности сюжета, соответствия его нравственному содержанию, поскольку производились с целью нравственно-познавательного развития детей, а не с целью только развлекательного характера.

В советских мультфильмах отрицательные черты характера и поведения персонажа легко перевоспитывались, и причина, например, зловредности героя, заключалась в том, что с ним никто не дружил.

Отрицательный персонаж подавался всегда в юмористичной форме, тем самым смягчая его отрицательную сущность (например, Баба-Яга). Поэтому мультфильмы тех лет способны научить ребенка правильному поведению, способны показать, как нужно и необходимо заводить дружбу, как быть хорошим другом, как полезно помогать другим и др.

Таким образом, приходим к выводу, что мультфильмы являются действенным средством формирования нравственных ценностей детей, в том числе и младшего школьного возраста, но при условии, что их нравственное содержание соответствует целям нравственного воспитания, способствует решению нравственных задач, то есть учит детей положительному примеру достойного поведения.

Среди мультфильмов к таким можно отнести мультфильмы, созданные в советское время, поскольку в те годы мультфильмы подвергались тщательной цензуре, что сказывалось на их качестве. Примером хороших мультфильмов, способных быть средством нравственного воспитания младших школьников могут служить мультфильмы про Карлсона и Малыша, про кота Леопольда, Крокодила Гену и Чебурашку, Цветик-семицветик, Дядю Федора и многие другие.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики и не теряет актуальности в настоящее время.

Кроме этого исследователи всё чаще обращаются к мультфильмам, как средству формирования нравственных ценностей.

Исследователи отмечают, что мультипликационные герои оптимально подходят для идентификации детей с ними, а значит, восприятия нравственных ценностей, представленных в мультфильме.

Также дети в большей степени ориентируются на последствия поступков - поощрение или наказание, чем на саму суть поступка и его причины.

В целом авторы выделяют мультфильмы как значимый фактор нравственного воспитания младших школьников. Исследования нравственного воспитания посредством мультфильмов подтверждают выделенные ранее возрастные особенности в освоении нравственных ценностей: незначительная часть испытуемых понимает суть нравственных поступков, дети ориентируются на результат поступка - наказание или поощрение, который получил герой мультфильма. В то же время в имеющихся исследованиях изучение мультфильмов в основном проходит на выборке старших дошкольников, хотя младший школьный возраст также является сенситивным для освоения нравственных ценностей.

В связи с этим изучение мультфильмов как средства формирования нравственности младших школьников приобретает особое значение, так как позволит расширить понимание нравственности детей и особенностей её формирования с помощью мультфильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...