ФКЦМ "Песок, глина, камень. Свойства"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ферапонтова Елена Владимировна
  • Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.

  • Научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fktsm_pesok_glina_kamen._svoystva.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФКЦМ

 (старшей группе)

"Песок, глина, камень. Свойства"

Цели:

- развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.

- научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.

- развивать «чувство времени». Знакомство с песочными часами.

- учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.

-воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.

Предварительная работа: наблюдение за свойствами песка, глины, камня.

Рассматривание народных глиняных игрушек.

Пособие и материал: песок, глина и камни на каждого ребенка, банки с водой, пластмассовые ложечки, увеличительные стекла, деревянные палочки, фартучки, комочки влажной глины.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня очень интересная работа. Оно будет проходить в нашей детской «лаборатории». Представим, что мы «ученые». А кто такие ученые?

Дети. Люди, которые изучают разные предметы, ставят опыты, делают открытия, работаю т с приборами

Воспитатель. Правильно, в нашей лаборатории есть приборы, с которыми мы уже работали. И мы, «ученые», будем проводить опыты, исследования, наблюдения, делать выводы.

Воспитатель. Вы видите перед собой природный материал. Какой? Посмотрите и назовите.

Дети. Глину, песок, камни.

Воспитатель. Сегодня мы будем сравнивать материалы парами - песок и камень, песок и глину, камень и глину. Давайте рассмотрим и сравним песок и камень. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?

Дети. Песок сухой, его можно сыпать.

Воспитатель. Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите?

Дети. Много мелких крошек, песчинок

Воспитатель. Правильно, песок - это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня. А камень, он какой?

Дети. Он твердый, жесткий, гладкий.

Воспитатель. Сейчас мы будем выяснять, что тяжелее песок или камень. Я буду проводить опыт, вы внимательно посмотрите, а потом проведите его сами. В банку с водой насыпаю песок и камни и все перемешиваю палочкой, наблюдаем, как происходит оседание на дно, что коснулось быстрее дна камни или песок?

Воспитатель: Так, как вы ученые сами сейчас проведете опыт, сделайте наблюдения и вывод, что тяжелее и что легче. Берите баночку с водой, насыпайте в банку песок и камни, палочкой все перемешайте и наблюдайте, что видите, что быстрее коснулось дна, и почему?

Дети. Камешки.

Воспитатель. Почему?

Дети. Камни тяжелее, чем песок.

Воспитатель. А теперь будем сравнивать песок и глину. Определим, что лучше пропускает воду. Возьмите увеличительные стекла, рассмотрите песок и глину, чем они отличаются друг от друга?

Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.

Воспитатель. Сейчас я проведу еще один опыт с песком и глиной. Нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? У нас задача определить, что быстрее пропускает воду песок или глина: Вот поэтому воду нужно наливать одновременно. Беру две баночки с воронками, отверстия в воронках закрываю ватным диском, в первую воронку насыпаю ложку глины, а во вторую воронку - ложку песка. Затем одновременно наливаю в две банки воду из стаканов до верху на глину и песок, смотрим, в какой банке быстрее наливается вода.

Дети. В банке, где песок.

Воспитатель. Правильно, а почему? Кто сможет ответить?

Дети. Песок пропускает воду, а глина нет.

Воспитатель. Мы убедились, что песок пропускает воду, а глина почти не пропускает, так как влажная глина становится вязкой, липкой, она состоит из мельчайших частичек, тесно связанных между собой, из нее хорошо лепить. А сейчас будем сравнивать камень и глину. Уточним, какой камень?

Дети. Тяжелый, твердый, прочный.

Воспитатель. Ребята, а когда глина высыхает, то она превращается в камень. Посмотрите, что произойдет, если нажать на камень из глины, что вы видите?

Дети. Она рассыпался.

Воспитатель. А нажмите на обычный камень. Что с ним произошло?

Дети. Ничего.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что камень прочный, твердый.

Воспитатель. Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это, и песок, и глина, и камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?

Дети. Геологи.

Воспитатель. А кто такие геологи?

Дети. Геологи - это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.

Физкультминутка.

Воспитатель. А сейчас представим, что мы с вами «геологи» и пойдем на поиски полезных ископаемых. Может нам сегодня повезет? (Дети имитируют движения, копая лопатой, находят глину.) Ребята, вы что - то нашли?

Дети. Да, глину.

Воспитатель. Глина - это что?

Дети. Полезное ископаемое.

Воспитатель. А зачем нам нужна глина, чем она полезная?

Дети. Из нее делают игрушки, красивую посуду, используют в строительстве.

Итог занятия.

Воспитатель: Ну вот, мы сегодня были и «учеными», и «геологами», и «исследователями», узнали о свойствах каких полезных ископаемых? Что мы о них узнали, чем они полезны? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей: « Песок. Глина. Камень.»

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, п...

Дневник проекта Мини-музей: « Песок. Глина. Камень.»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 21 «Росинка» комбинированного видагородского округа город Кумертау Республики Башкортостан  Дневник проектаМини-му...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Экспериментальная деятельность в средней группе Камень и глина. Рисование божьей коровки на камне.

Экспериментальная деятельность в средней группе Камень и глина. Рисование божьей коровки на камне....

Тема: " Природные материалы: камень, глина, песок".

Тема: " Природные материалы: камень, глина, песок".Задачи:Образовательные: Расширять знания детей об окружающем мире, знакомить с особенностями не живой природы...

Конспект по познавательному развитию старшей группы. «Природные материалы: песок, глина, камень»

Конспект по познавательному развитию старшей группы.«Природные материалы: песок, глина, камень»    Составила и провела:ВоспитательБобровская Елизавета Сергеевна...

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»...