Занимаемся дома во время самоизоляции Тема недели «Весна. Растения луга и сада» 12.05 - 15.05 2020 г.
методическая разработка (старшая группа)

Головкова Ирина Николаевна

Уважаемые родители! Проведите время с пользой. Пусть дети занимаются и изучают материал в доступной для них форме.    Для того чтобы повысить познавательный интерес детей к теме  «Весна.  Растения луга и сада» предлагаем вашему вниманию подборку заданий, игр на неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvety_1.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Уважаемые родители проведите время с пользой. Пусть дети занимаются и изучают материал в доступной для них форме.

Тема этой недели- «Весна.  Растения луга и сада»

Рекомендуем вам побеседовать с детьми на эту тему.

— побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами;

 — вспомнить, какие цветы появились в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов.

 Уточнить у ребёнка, какие он знает цветы, а остальные помочь запомнить.

Начинаем день с зарядки. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12162219772151227567&text=%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1589336633882096-409853271675198238800251-production-app-host-sas-web-yp-229&redircnt=1589336666.1

Окружающий мир

Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие  цветы появились.  Все цветы, которые появляются на проталинках ранней весной, называют первоцветами.  Они первыми появляются из-под снега, поэтому их ещё называют подснежниками.  Почему же первоцветы проявляют такую нетерпеливость, пробуждаясь от зимнего сна  раньше других растений? Ведь еще совсем холодно, зачем так спешить? Все дело в том,  что эти цветы очень любят яркий весенний солнечный свет. Поэтому и спешат расцвести, пока их еще не накрыла тень от распускающихся листьев деревьев, кустарников и трав соседей. А еще, земля после схода снега очень насыщена талой водой, которую так любят   эти цветы.

Не надо срывать подснежники или покупать букеты - эти цветы занесены в Красную  Книгу!

Именно с подснежников, с этих цветов, нежных и смелых начинается Весна!

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик,

И весна придет.  (Е. Серова)

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозками, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода

Пройдёт совсем немного времени, и на смену голубым подснежникам  придёт ещё один из наших любимых лесных цветов.  Какой? Догадались? Нет? Тогда послушайте новую загадку:

Белые фонарики

На зелёной ножке

Я весною встретила,

На лесной дорожке.

Правильно, это ландыши!

Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи  на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых  уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики-  колокольчики разносят по всему лесу свой аромат.  А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или  надо оставить их в лесу, не трогая?  Эти цветы лучше тоже оставить в лесу. В вазе ландыши  стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов  выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных  и полевых радуют нас дома. Тем более, что ландыши появляются  не на всех листьях. Корневище ландыша живет, примерно, 21 год,

а цветёт он только в возрасте от 7 до 10-13 лет. Вот сорвём мы букетик  ландышей, приедем через год на то место, где собирали цветы,  а их там уже не будет. Ландыш - лекарственное растение. Это  маленький лесной доктор. Но не на поляне в лесу им надо лечиться.  Ландыш - ядовитое растение. Листья и особенно плоды ландыша  - ядовиты. Но соберут травники ландыши, принесут в аптеку   и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу.

 А теперь представь, что мы оказались  на садовых  участках. На них тоже расцвели красивые цветы. Но они растут  в садах. Как их называют? (Садовые.) Садовые цветы выращивают садоводы. Цветы на газонах, на клумбах украшают улицы, парки.

Цветы люди дарят друг другу в дни праздников, в дни рождений.  В день 8 Марта дарят мамам, бабушкам, всем женщинам в  знак уважения.

Чтобы вырастить красивые садовые цветы, нужно много потрудиться.

Что нужно сделать? (Вскопать землю. Посадить семена.

Поливать. Пропалывать.)

Если из маленького семечка вырос большой красивый цветок,   значит, садовод хорошо поработал. Вот портрет замечательного   садовода. Ей люди говорят «спасибо» за цветы! Кто знает, какие  цветы первыми расцветают на садовых участках? (Нарциссы,  тюльпаны, гиацинты.)

Покажите ребенку   иллюстрации с изображениями садовых

цветов.

 Прошла весна, а за весной наступило какое время года? (Лето.)

И мы снова в лесу. А какие мы увидели цветы, отгадайте.

Неказистый, неприметный

Он качает головой,

Не серебряный, не медный,

А голубенький иль белый

Этот маленький цветок.

Перезвоны, переливы

Не разносит ветерок.

(Колокольчик)

Очень яркий,

Синеглазый,

Любит прятаться

Во ржи.

(Василёк)

У всех цветов есть стебли, но они разные: прямостоящие

(флоксы), колючие (розы), стелющие (настурция), с короткими стеблями (анютины глазки). Окраска у листьев разных оттенков   зелёного цвета. И сами листочки на ощупь разные. Гладкие - пионы, гладиолусы; ворсистые - бархатцы; шершавые - георгины. И по форме соцветий цветы бывают разными. Многие цветы открывают и

закрывают свои соцветия в определённое время и в определённое время суток. Если всё это знать, то в поле можно обойтись и без часов, например, мак открывает свои лепестки в пять часов утра, а в три часа дня закрывает. А цикорий? Он похож на василёк, открывает свой бутон в пять утра, а уже в десять закрывает.

За полевыми цветами кто-нибудь ухаживает?

А за садовыми?

Как вы думаете, как размножаются полевые цветы? А садовые?  Семена однолетних растений - космеи, календулы собирают осенью,  а весной сеют. Многолетние растения размножаются по-  разному.  Покажите  семена, луковицы растений. Корнями     размножаются пионы, ромашки. У гладиолусов, тюльпанов,  нарциссов к осени образуются детки, и их рассаживают, корни делят   осенью или весной и тоже рассаживают. Что необходимо для

роста всех растений? (Тепло, вода, земля.)

Развитие речи

Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными):

Одуванчик (какой?) – желтый, крупный, яркий…Цветы мать – и – мачехи  (какие?) – мелкие, желтые, …Цветы незабудки  (какие?) – голубые, красивые, нежные …  

Игра «Сосчитай-ка» лилии и одуванчики до 10 и обратно -

согласование числительных с существительными.

Например: одна лилия, две лилии, три лилии и т.д.

Игра «Подбери признак» - обогащение словарного запаса именами

прилагательными.

Роза (какая?) – садовая, красивая, колючая, необыкновенная,

прекрасная, нежная, …; Одуванчик (какой?) – золотой, пушистый,

красивый, необыкновенный, нежный, лекарственный, …

Игра «Образуй признак» - образование относительных

прилагательных.

Луг ромашек - … (Ромашковый луг).

Венок из одуванчиков – … (Одуванчиковый венок).

Поляна васильков - … (Васильковая поляна).

Клумба цветов - … (Цветочная клумба).

Цвет мака - … (маковый цвет).

Игра «Назови ласково» - употребление существительных в  уменьшительно-ласкательной форме.

Например: ромашка – ромашечка, роза – розочка, стебель – стебелёк, …

Игра «Скажи наоборот» - подбор противоположных по смыслу слов.

Дерево высокое, а куст … (низкий).

У дерева один ствол, а у куста … (много).

У дуба ствол толстый, а у берёзы … (тонкий).

У розы колючий стебель, а у тюльпана … (гладкий).

Астра цветёт осенью, а тюльпан … (весной).

Роза – это садовый цветок, а одуванчик … (луговой).

Ромашка лекарственная, а белена … (ядовитая).

Трава высокая, а куст ещё … (выше).

Роща большая, а лес ещё … (больше).

Весной солнце яркое, а летом ещё … (ярче).

Игра «Путаница» - составление предложения из данных слов.

Деревья, на, листья, распустились. – На деревьях распустились листья.

Луг, на, одуванчики, растут. – На лугу растут одуванчики.

Клумба, на, лилии, цвести. – На клумбе цветут лилии.

Дети, цветы, поливать. – Дети поливают цветы.

Игра «Три цветка»

Цели:  развивать зрительно-пространственные представления,  формировать   грамматический   строй   речи   (образование

относительных прилагательных, согласование существительных  с  предлогом).

ХОД игры. Ведущий  раскладывает перед детьми картинки  с изображением трёх разных полевых цветков. Ребёнок должен   их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Колокольчик   лежит   между   ромашкой   и   одуванчиком.

 Или:

Василёк — справа от колокольчика и слева от незабудки и т. д.

 

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры  подсчитываетея, кто набрал фишек больше.

Игра «Один - много». Например: Мак – маки, много маков, и т.д.

Игра «Поймай и раздели»

Цели:   совершенствовать   навык   слогового   анализа   слов,  закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.

Ход   игры.   Ведущий  бросает   мяч  одному из детей, произнося название полевого цветка. Ребёнок   ловит мяч и, бросая его ведущему, произносит это же слово  по слогам и называет количество слогов в нём.

Например:

Ко-ло-коль-чик—четыре;  о-ду-ван-чик—четыре,  ро-маш-ка —

три; ва-си-лёк — три...

«Какое слово не подходит?»

Дидактическая задача. Формировать умение детей различать   слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных  слов лишнее.

Игровое действие. Различение.

Игровое правило. Соблюдать очередность в игре.

Ход игры

 Ведущий предлагает  послушать и повторить за ним цепочку

слов в том же порядке, в каком он их произносит. Затем

просит найти слово, не подходящее к остальным по смыслу.

Лексический материал:

Садовый, ссадина, садовод, садик.

Луг, луговой, лужок, луковый.

Лес, лесник, лиса, лесной.

Поле, поляна, полька, полевой.

Отгадать загадки:

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (Цветы).

 Голова на ножке, в голове горошки. (Мак).

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелёк. (Одуванчик).

Стоят в лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки).

 На зелёном шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш).

Если я отправлюсь в путь,            

Он посмотрит на меня                    

И шепнет мне: «Не забудь                            

Про родимые края!»

Голубой цветочек хрупкий,

Он зовется…   (незабудкой)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (колокольчик)

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным

Как привет капели звонкой,

Называется…(подснежник)

На лугу и в поле                              

Мы ее встречаем,                            

Лепесточки белые                                                

Мы на ней считаем.

Сердцевинка желтая                        

У цветка того,                                  

Будто крошка-солнышко                                    

Забралось в него. (ромашка)

На кустах в саду растет,            

Запах сладкий, словно мед.        

Но нередко льются слезы          

Тех, кто рвет руками …  (розы)  

Белым шариком пушистым      

Я красуюсь в поле чистом,        

Дунул легкий ветерок –            

И остался стебелек.   (одуванчик)  

Он стоит на ножке длинной,  

Будто в пачке балерина.  

Как букет, цветок один –  

 Темно-красный …(георгин)

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется…(подснежник)

Восприятие художественной литературы

Михаил Пришвин «Золотой луг»;

В. Глущенко «Я пойду выкопаю грядку»;

Укр. нар. песенка «Веснянка»;

Н.Калинина «Летом»;

В. Берестов «Веселое лето»;

 П. Смирнова «Солнышко»;

З. Александрова «Одуванчик»,

Е. Серова «Лужайка»,

М. Познанская «Одуванчик», «Ромашка».

А. Толстой «Колокольчики мои»

Р. н. п. «Ах вы цветики, цветочки»

 О.Бедарев «На лугу».

Прочитать ребенку стихи о цветах (выучить по выбору).

Гвоздика

Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонек?

Это дикая гвоздика новый празднует денек.

А когда настанет вечер, лепесток свернет цветок:

«До утра, до новой встречи!» И погаснет огонек.

Ландыш

Родился ландыш в майский день, и лес его хранит;

Мне кажется, его задень — он тихо зазвенит.

Ромашки

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке.

Такие веселые эти ромашки —

Вот-вот заиграют, как дети в пятнашки.

Незабудки

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал — веселых, голубых?

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.

Колокольчик

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

Одуванчик

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Е. Серова}

Люда леечку взяла,

Ландыш Люда полила.

Голубые васильки

Ждали летние деньки.

Появились из земли

И в июле зацвели.

 На лужайке под луной

Колокольчик голубой

Летней ночью сладко спал,

Головой во сне качал.

Художественное творчество

Нарисовать весенние цветы, которые распускаются весной в саду (по выбору)  ( красками, карандашами, мелками, используя разные приемы)

Опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность:

1.        Если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.

2.        Где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей);

3.        «Наблюдаем, как растет лук»

4.        «Проращиваем семена  цветов»

5.        Наблюдения за пробуждением земли, первых ростков, первоцветов.

6.        Наблюдения за одуванчиками распускаются с появлением солнца, если пасмурная    погода, то они не распускаются).

Упражнение для пальчиков.

Наши алые цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают.

Плавно разжать пальцы.

Помахать руками перед собой.

Плавно сжать пальцы.

Плавно опустить их на стол.

Вопросы для закрепления

1.        Назови  цветы, которые знаешь.

2.        Назови садовые цветы, полевые, лекарственные растения, растения занесенные в Красную книгу.

3.        Назови части цветка. (корень, стебель, лист, бутон, лепестки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимаемся дома в период самоизоляции. Тема недели: "Космос" 13.04 - 17.04 2020 года

План работы на время самоизоляции.  Уважаемые родители! Проведите время с пользой. Пусть дети занимаются и изучают материал в доступной для них форме.    Для того чтобы повысить по...

Занимаемся дома во время самоизоляции Тема недели «Насекомые» 20.04.- 24.04. 2020 г.

Уважаемые родители! Проведите время с пользой. Пусть дети занимаются и изучают материал в доступной для них форме.    Для того чтобы повысить  интерес детей к теме «Насекомые...

Занимаемся дома во время самоизоляции Тема недели «Насекомые» 20.04.- 24.04 2020 г.

Уважаемые родители! Проведите время с пользой. Пусть дети занимаются и изучают материал в доступной для них форме.    Для того чтобы повысить интерес детей к теме «Насекомые»...

Занимаемся дома во время самоизоляции. Тема недели "День Победы" .

Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Наше поколение не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами. Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне? Какие найти слова, чт...

Занимаемся дома во время самоизоляции. Тема недели "День Победы".

Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Наше поколение не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами. Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне? Какие найти слова, чт...

Занимаемся дома во время самоизоляции. Тема недели "День Победы" .

Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Наше поколение не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами. Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне? Какие найти слова, чт...

Занимаемся дома во время самоизоляции. Тема недели: «Весна. Растения луга и сада» 12.05 - 15.05 2020 г.

Уважаемые родители! Проведите время с пользой. Пусть дети занимаются и изучают материал в доступной для них форме.    Для того чтобы повысить познавательный интерес детей к теме ...