Консультация для родителей «Роль дидактической игры в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Гвоздева Марина Николаевна

Консультация для родителей по развитию математических способностей у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль дидактической  игры в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В последние десятилетия в жизни нашего общества и в системе образования произошли большие изменения. Одна из современных тенденций в воспитании детей – раннее развитие дошкольников. В советские времена, поступая в школу, многие из нас не умели ни читать, ни считать. Этого от нас и не требовалось. Совсем другое дело сейчас. Современные выпускники детских садов при переходе в школу должны обладать немалым багажом знаний. Но самая главная наша задача научить детей мыслить, думать, решать поставленные проблемы, рассуждать, формулировать и доказывать свою точку зрения.

   Один из основных школьных предметов – математика, но знакомиться с математикой ребенок начинает задолго до школы. Математические знания играют большую роль в умственном развитии  дошкольников и  направлены прежде всего на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение анализировать, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на построение обучения через детскую игру.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Существует много игр, влияющих на развитие математических способностей ребенка. Широкое использование обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математике, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

В нашей группе большое количество игр обучающего характера, многие из них выполнены своими руками. Дети очень любят занятия, в которые мы включаем игры математического содержания, созданные нами  с использованием приставки Mimio. Все как один хотят выйти к доске и выполнить задание.

Дидактические игры математического содержания можно разделить на следующие подгруппы:

  • игры на ознакомление с числом и обучение счёту
  • игры на формирование представлений о величине предметов
  • игры на ознакомление с формой предметов
  • игры на формирование временных и пространственных представлений
  • игры на развитие логического мышления

К первой группе игр математического содержания относятся игры на обучение детей  количественному и порядковому счету, умению сравнивать группы предметов (больше, меньше, поровну), знакомству с образованием чисел, составом числа из двух меньших чисел, умению называть предыдущее и последующее число, умению составлять и решать задачи.   

«Эскимо», «Конфетки», «Умные мухоморы», «Тучки», «Засели домики», «Букет», «Математическая рыбалка», «Найди рукавичке пару», «Ромашки», «Собери грибы».

Игры и упражнения, о которых пойдет речь далее, прекрасно подойдут для занятий с ребенком дома. Они простые и понятные, для них понадобится минимальное количество дополнительных материалов. А главная их особенность — это увлекательность и эффективность.

 «Найди игрушку» (Закрепление названий порядковых числительных. Найди божью коровку, она спряталась под пятым стаканчиком…А под вторым нет игрушки?), «Назови соседей» (Взрослый бросает мяч ребенку и называет число, например,5. Ребенок ловит мяч и называет соседей - предыдущее и последующее числа – 4 и 6), «Реши и ответь» (Взрослый бросает мяч и называет арифметический пример: 4+2. Ребенок дает ответ: 6 и бросает мяч обратно…), «Какое число пропущено?» (Называет, какое число пропустил ведущий), «Магазин» (Чтобы сделать покупку, ребенку нужно отсчитать определенное количество денег), «Ждем гостей» (Поставить три тарелки, салфеток столько же, сколько тарелок и т.д.)

Считать можно все что угодно: сколько машин проехало по дороге, сколько скамеек на детской площадке, сколько девочек играет, сколько мальчиков, кого больше? На сколько? и т. д.

          Вторая группа математических игр помогает закрепить знаний детей о форме геометрических фигур (плоских и объемных). Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата…

«Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика» (составление изображения предмета из геометрических фигур), «Почини ковер», «Залатай рукавичку», «Укрась кукле платье», «Подбери по форме», «Сложи фигуру из палочек».

Можно поиграть с детьми в игру «Найди предмет, похожий по форме» (Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата и др.)

           Игры на формирование представлений о величине предметов:

«Матрёшки», «Посади елочки в ряд» (в порядке убывания или возрастания), «Закрой двери в домиках».

Для игры дома подойдут игры:

«Помоги маме разложить полотенца» (разложить полотенца на две стопки: широкие и узкие), «У кого лента длиннее», «Расставь спортсменов по порядку» (10 полосок- спортсменов одинаковой ширины, разной длины разложить от самой короткой до самой длинной, померяв их по росту. Можно попросить ребенка отвернуться и поменять полоски местами, затем предложить вернуть их на свое место), «Подели предмет» (торт, яблоко на 2, 4 и т. д. частей). Показать, что целое всегда больше части.

Во время прогулки: «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», (Какой дом больше, меньше).

          Следующая группа игр помогает знакомить ребят с понятием времени (часы, время суток, дни недели, месяцы, времена года, их последовательность»):                                                                                   «Когда это бывает?», «Живая неделя», «Что за чем идет?», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Найди ошибку», «Что перепутал художник»

          Игры на формирование пространственных представлений:

Дети определяют своё место по заданному условию, выполняют задания «встань справа от стула», «встань, чтобы сзади был стул, а впереди стол», дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Дидактические игры: «Найди предмет», «Какая птичка выше?», «Путешествие», «Собери бусы», «Назови соседа справа (слева)», «Лабиринты»,  «Повтори узор»,  «Что изменилось?»

Для закрепления знаний о пространственных ориентировках можно поиграть с ребенком в игру:

«Какое дерево дальше?» (Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше?)

Игры с мячом: Мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад.

Задание можно и усложнить: брось мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии ребенок гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Кто между …Что на скамейке, под, перед…Что в правом верхнем углу…

«Найди игрушку» (Сделать три шага вперед, повернуться направо, и т.д.)

   Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

К этой группе относятся игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов («Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм»). Данные игры представляют собой разрезанные определенным образом  на части геометрические фигуры – квадрат или овал. Правила заключаются в том, чтобы при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

 «Продолжи ряд», «Найди недостающую фигуру», «Найди предмет по тени», «Четвертый лишний», «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?»,  «Найди 5 отличий» и другие.

Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Вывод: Таким образом, отметим, что дидактические игры являются незаменимым средством воспитания у дошкольников интереса к математике. В процессе игры дети считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции и все это они делают незаметно для себя. Знания, полученные в занимательной и интересной форме, усваиваются детьми гораздо быстрее, легче и прочнее и не разрушают естественность жизни дошкольников, ведущей деятельностью которых является игра

Список  литературы:

1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Наука, 2001.

3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.

4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Знанте, 2000

5. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по  формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.

6. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.

7. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Наука, 2009.

8. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 2006.

9. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

10. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.: Знание, 2003.

11. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб.: Питер, 2004.

12. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М.: Инфра-М, 2005.

13.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания    М.: Педагогика , 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера./Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.

14.Интернет-ресурс  http://www.maam.ru/detskijsad/ikt-kak-sredstvo-razvitija-poznavatelnyh-sposobnostei-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

15.Интернет-ресурс  https://infourok.ru/pedagogicheskiy

16. Интернет-ресурс  solncesvet.ru

17. Интернет-ресурс  zen.yandex.ru

18. Интернет-ресурс  gym1786uz.mskobr.ru

19. Интернет-ресурс  art-talant.org

20. Интернет-ресурс  tmndetsady.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к ком...

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму ...

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» 12.05.2020г.

Консультация для родителей«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Математическое развитие ребенка способствует формированию интеллекта ребенка, познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном воз...