Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»
методическая разработка

Романюкина Дарья Владимировна

Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Романюкиной Д.В. учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №145 Центрального района

Санкт -Петербурга

Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»

Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау , М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.

Цель исследования: теоретико-практическое изучение условий, задач и содержания работы в логопедической группе для детей с речевыми нарушениями.

Задачи исследования:

Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Дать теоретическое обоснование условий и содержания работы с детьми в логопедической группе.

Обосновать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с различными речевыми нарушениями.

Осуществить экспериментальное изучение речи детей логопедической группы и охарактеризовать условия, направления, программное обеспечение, методы и приемы коррекционной работы.

Обобщить результаты эксперимента и предложить рекомендации практическим работникам.

Методологическая основа исследования: работы Т.А. Власовой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и др.

Дошкольники, страдающие стойкими нарушениями речи и имеющие речевой диагноз: Общее недоразвитие речи, испытывают значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Нередко это становится причиной их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, тревожности, дезадаптации и препятствует полноценному развитию ребенка. Навыки общения у таких детей спонтанно не образуются. Поэтому суть логопедического воздействия заключается, с одной стороны, в целенаправленном формировании коммуникативных умений и навыков, а с другой стороны, в создании условий для развития таких нравственных качеств, как забота, отзывчивость, доброжелательность.

       Взаимодействие с детьми реализуется в различных организационных формах. Это могут быть индивидуальные и подгрупповые занятия. Могут быть развивающие, обучающие, сюжетные, ролевые, коммуникативные, вербальные и  подвижные игры. Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно учить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.  На логопедических занятиях полезно  формировать у детей  умение работать в парах.

        О том, что работа в парах – эффективный метод обучения, известно очень давно. При парном обучении практически реализуется один из главных  педагогических принципов «обучая – учусь». История возникновения такого метода связана с отсутствием учебников и бумаги в далеком прошлом, а также с ограниченным количеством учителей. Учитель, обучая ребенка, писал задание на клочке бумаги, а тот, в свою очередь, передавал полученные знания второму ученику, потом третьему и т.д. Так появилось обучение в парах. Но не всякое взаимодействие в паре является технологией. В технологии нужно соблюдать определенные правила, которые обеспечивают получение запланированного результата.

       Основными компонентами технологии парного обучения являются:

- работа именно вдвоем,

-наличие определенного количества информации, которая используется в парном   воздействии,

- возможность менять партнера в парах,

- диалог, регулируемый специальными алгоритмами работы в парах,

- набор организационных документов для учета проделанной работы.

     Работа в парах как нельзя лучше соответствует целям развития коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря наличию общей цепи, четкому распределению обязанностей, вниманию к усилиям и успеху друг друга, ответственности за общий и личный  результат, дети осваивают элементарные способы сотрудничества. Они учатся помогать, поддерживать, не мешать и не перебивать товарища, принимать совместные решения, разрешать возникающие конфликты в ходе работы, оценивать свои достижения, успехи товарища и общий результат.

      Вариантов объединения в пары на логопедических занятиях с детьми с ОНР может быть множество:

- пары, включающие детей с одинаковым уровнем речевого развития;

-пары, включающие детей с разным уровнем речевого развития;

- пары, сформированные на основе решения одной конкретной коррекционной задачи;

- пары, сформированные на основе формирования соревновательных качеств.

      Среди детей с общим недоразвитием речи есть такие, кто достаточно быстро достигает хороших результатов по всем направлениям коррекционной работы, регулярно выполняют домашние задания вместе с родителями, принимают активное участие в работе на логопедических занятиях. И есть другая группа детей, которая требует к себе повышенного внимания со стороны логопеда. У них слабо выражены волевые качества, трудности вызывают растерянность, у них слабо развит познавательный интерес. Они изначально не уверенны в собственных силах, пассивны. Объединяя детей из этих двух групп для совместной работы в парах, логопед дает возможность более сильным реализоваться в роли учителя, проявить такие нравственные качества, как ответственность за выполнение порученной работы, отзывчивость стремление оказать помощь другому. У менее подготовленных детей при такой работе формируются основы организованности, активности, инициативности и взаимопомощи.

    Дети, работающие в парах, обучают сами себя. Логопед контролирует и направляет их работу. Конечно, этого можно достичь лишь после того, как один из детей в паре уже обучен самим логопедом и имеет необходимые знания, умения и навыки. На логопедических занятиях с детьми с ОНР работа в парах эффективна и полезна. С точки зрения логопеда: он экономит драгоценное время. С точки зрения ребенка: коррекционная работа превращается в увлекательную игру, играть в которую нужно по определенным правилам.

       Технологический процесс парной работы складывается из нескольких элементов:

- подготовка к выполнению задания (постановка проблемной ситуации, инструкция к выполнению, раздача дидактического материала парам);

- парная работа (знакомство с материалом, планирование работы в паре, распределение заданий между партнерами, индивидуальное выполнение задания, проверка выполнения задания логопедом, обмен выполняющих ролями)

- заключительная часть (обсуждение индивидуальных и общих результатов работы, оценка качества выполненной работы логопедом).

      При работе в паре дети учатся уступать друг другу, сдерживать свой эгоизм, договариваться, подчиняться правилам, внимательно слушать задание, оказывать помощь друг другу, не ссориться, работать дружно и оценивать результат работы, как свой, так и товарища. Таким образом, применение методики парной работы позволяет логопеду решать наряду с коррекционными задачами еще и задачи нравственного воспитания детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Особенности организации работы в разновозрастной группе.

В соответствии с типовым положением о дошкольном обазовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей на тему:«Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО»...

"Организация работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»

Общее недоразвитие речи, испытывают значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Нередко это становится причиной их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, тревожн...

Консультация для воспитателей на тему : " Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

quot; Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...