«Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий» (доклад)
материал

Кушхова Оксана Хусеновна
«Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий» (доклад)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий»

(доклад)

Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления. В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий.

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.

В сложившихся условиях деятельность педагога переформатировалась, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.

Дистанционное обучение дошкольников можно организовать как онлайн, так и оффлайн.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Актуальность темы также обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями, интернетом.

Таким образом, «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.

В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.

В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме.

В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны – больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагога.

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.

Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.

Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.

Особенности дистанционного обучения дошкольников:

  1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
  2. Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.
  2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
  3. Возможность контролировать круг общения ребенка.
  4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
  5. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
  6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
  2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
  3. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
  4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
  5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Принципы построения дистанционного обучения дошкольников:

  1. В центре – ребенок;
  2. Взрослый – тьютор.

Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:

  • индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
  • повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
  • поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).

Как сделать дистанционное обучение эффективным?

1. Составить расписание онлайн занятий:

  • продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
  • продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания.

2. Вовлекайте ребенка постепенно:

  • сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
  • затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;

3. Направляйте, но не указывайте:

  • договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;
  • ненавязчиво контролируйте процесс обучения: интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
  • сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок  произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно.

Просто будьте в курсе, как ваш ребенок осваивает материал, и следить за соблюдением графика.

Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.

Требования, которые предъявляются к онлайн занятиям с детьми:

1.  Рекомендации к  необходимым материалам для занятий, как организовать рабочее место перед компьютером;

2.  Информационные письма;

3.  Краткий обзор видео‑материалов;

4.  Инструктаж по средствам навигации, правила взаимодействия.

5.  На занятиях всегда присутствует взрослый

6.  Ограничение количество участников в  онлайн‑группе (5–6 человек)

7.  Четкость и медленный темп речи педагога.

8.  Общение с участниками занятия

9.  Создание ситуации успеха.

Структура онлайн занятия

Я полагаю, воспитателю, также важно создать и свой персональный сайт, в котором он будет пополнять свою методическую копилку.

Для чего воспитателю сайт, канал, рубрика?

–  это, прежде всего, площадка для публикаций и обобщения собственного опыта работы;

–  это презентация собственных достижений;

–  это возможность привлечь родителей и  найти единомышленников, обмен опытом.

     Дистанционное общение и  обмен информацией с родителями происходит через мобильное приложение WhatsApp, Facebook, Telegram.

Через электронную почту родители воспитанников могут получать необходимые консультации и рекомендации по вопросам воспитания и образования детей.

Дистанционное обучение с  использование технологий позволяет педагогам повышать уровень знаний за счёт применения современных средств: тематических сайтов, Youtube‑каналов, авторских колонок на образовательных сайтах и др.

    Для достижения этих задач ежедневно разрабатывалось содержание деятельности в соответствии с календарно-тематическим планом работы и программой по всем образовательным областям: – проведение досуговых мероприятий, направленных на эмоциональное благополучие детей в период самоизоляции.

    Итогом качественной дистанционной деятельности ДО №2 стало активное и результативное участие воспитанников в онлайн конкурсах и мероприятиях на базе дошкольного отделения, на уровне городского поселения и муниципалитета:

  •  Мероприятия - «День России», «День Победы», «День защиты детей», «День Адыгов», онлайн-выпускной бал для подготовишек, «День дошкольного работника», «День пожилых людей», «День Матери», Неделя творчества;
  •  Конкурсы – «Международный конкурс «Юный интеллектуал» - 1 место -1, «Первый всероссийский открытый онлайн-конкурс  «Веселый День Дошкольника»: 1 место – 3 воспитанника, по одному 2-му и третьему месту, общее количество принявших участие и получивших сертификаты - 9,  «Доутесса» - 1 место - 3, конкурс на онлайн–платформе Учи.ру 1-е место – 11 воспитанников, республиканский конкурс «Зеленая планета» - 3-е место, за подготовку победителя к конкурсу – 4 грамоты, районные конкурсы «Наследие победы» - 1-е место - 1, 2-е место - 11 , 3-е место - 2, «Осень золотая»  1-е место  - 5;   2-е  места - 6 , 3-е места – 9.

Результаты работы показывают, что дети и их родители с большим удовольствием принимают очень активное участие в предлагаемых конкурсах и мероприятиях, справляются с предложенными заданиями. Об этом свидетельствуют налаженная «обратная связь» родителей с детским садом в виде сообщений, фотографий с работами детей. Дистанционные образовательные технологии в данные период времени стали новыми средствами обучения дошкольников. Ранее они были представлены только в режиме консультативного пункта (на сайтах некоторых детских садов). А значит, произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса. В современном мире воспитателю важно обладать многими навыками: уметь создавать презентации, видео-уроки на видео-хостинге youtube.com, отбирать уже имеющийся образовательный материал, аудиоматериалы для детей, работать с разными фото и видео-редакторами. Здесь большую роль играет самообразование педагога.

Перечень, ресурсов для дистанционного обучения:

  • Образовариум;
  • Интернет-школа Фоксфорд;
  • InternetUrok.ru;
  • Видеоуроки на видеохостинге youtube.com.
  • Чевостик - интерактивный образовательный портал. 
  • Тилли - сайт с развивающими заданиями для детей от двух до восьми лет.
  •  Logiclike - онлайн-курс развития логики, памяти и интеллекта для детей от 5 лет. 
  • Детская комната Arzamas - на сайте можно посмотреть мультфильмы, послушать старые пластинки. Для детей постарше есть курсы по истории, литературе, искусству...
  •  Реши-пиши - здесь можно скачать и распечатать большое количество развивающих заданий.
  • Простой карандаш - мастер классы и уроки рисования в разных техниках.
  •  Дети Онлайн - большая подборка сказок, загадок, раскрасок, МК по рисованию и многое другое.
  •  Играемся  - пазлы, загадки, раскраски и другие полезные компьютерные игры для детей

Вашему вниманию представляем электронный каталог. В каталоге представлены результаты анализа ресурсов, размещённых в сети интернет, интересных для родителей детей дошкольного возраста.

  • http://det-sad110.ru/eresurs.html 
  • https://eschool.pro/welcome  - бесплатная онлайн -  платформа предназначенная для детей дошкольного и школьного возраста для изучения математики и русского языка в интерактивной форме.
  • https://iqsha.ru/  - онлайн-сервис интеллектуального развития детей
  • https://skazbuka.com/main  - заботливое обучение для детей от 2 до 7 лет
  • https://tillionline.ru/ - детская образовательная платформа: упражнения для детей от 2 до 10 лет. Логика, чтение, счёт.
  • https://www.razumka.com/ - первая образовательная онлайн -  платформа. Интерактивные задания, интересные задачи, игры.
  • https://alimok.com/ru//   - дошкольное, школьное образование
  • АСУ РСО – https://asurso.ru//
  • Портал «Учи.ру» - https://uchi.ru

Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя:

  1. Создание «группы» на платформе Zoom (проведение онлайн-занятий 2-3 раза в неделю по 15-20 минут)
  2. Аудиозапись «Сказки воспитателя» - воспитатель записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям, как обычно делается перед дневным сном в детском саду, что оказывает благоприятное психологическое воздействие на ребенка
  3. Создание аудиозанятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания
  4. Работа воспитателя с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по темам «Мой огород на окне», «Перелетные птицы» в течении недели или двух. По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составление коллажей и небольших видеороликов
  5. Запись воспитателем видео мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком дома «Пластилинография», «ИЗО», «Проведение опытов»
  6. Подбор для детей и родителей мероприятий посредством интернет-ресурсов (интерактивные экскурсии по музеям города, детские онлайн-спектакли и т.п.)

Ссылки на внешние ресурсы:

Академия «АРТ-талант» https://www.art-talant.org/   

http://potomy.ru - «Потому.ру – Детская энциклопедия. Вместе познаѐм мир».

http://andersen.com.ua  - «Все сказки Андерсена»

http://www.kindereducation.com - Журнал для умных деток и их родителей. Обучение и развлечение дошколят. Развитие речи, забавная математика, детская психология, уроки изобразительного искусства, игры и конкурсы, (от 4-х лет).

https://solnet.ee/ - Данный портал могут использовать родители и дети для развития, развлечения, обучения.

https://www.kinoteatr.ru/blog/y2015/722/681/?fbclid=IwAR3zQSMkzVM9Go_id4gtQ7n76rAPR6-i5DojIQvSM0oa95_gCPgzNzfYka4  - На данном сайте вы можете найти на свой вкус старинные, любимые сказки

https://jablogo.com/teaching-children-at-home/12-prakticheskix-razvivayushhix-zanyatij-na-temu-kosmos.html  - 12 практических развивающих занятий на тему Космос

http://www.babylessons.ru/ - Развивающий сайт для детей

http://www.barbariki.ru/ - Развивающий сайт для детей

https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry - Детский развивающий сайт

https://uchi.ru/matematika/doshkolniki/4-goda - Математика для детей 4 лет

https://ds7ruz.schoolrm.ru/edu-process/directions/442022/razvivashka33.ru/index/glagol/0-5 Развивающий сайт для детей (стихи, сказки, загадки и т.д.)

https://vk.com/video-102446075_171391283 - Космос и Звездное небо - видео энциклопедия для малышей от Дошколят

https://risuemdoma.com/video/flowers  - Видеоуроки для детей: рисуем цветы.

Заключение

   Работая в инновационном режиме, наше учреждение постепенно сформировало свой фирменный стиль, который заключается в уникальной системе ценностей, обычаев, традиций и стилей поведения. Модернизированная методическая работа, обеспечивает стабильность, удовлетворенность трудом, профессиональное развитие и устойчивый уровень качества образовательных услуг.

В результате формирования и онлайн работы  мы приобрели:

 - родителей-сторонников, заинтересованных в получении качественных образовательных услуг и готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами;

-  заинтересованных сотрудников ДОО, уверенных в том, что они работают в стабильном коллективе;

- осведомлённое  социальное окружение о качестве оказываемых услуг, социальной значимости и ценности деятельности ДОО.

       Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.

Т аким образом, технологии дистанционного образования не только не противоречат современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлемы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальны в данные период и доступны всем педагогам ДОУ. В современных условиях стала актуальной смешанная модель образования. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему занятия, они могут стать дополнением к традиционным видам деятельности. Этот не должно превратить процесс только во взаимодействие ребенок-компьютер. Ребёнок должен развиваться гармонично!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образова...

Консультация "Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий"

Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий"...

Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образова...

Консультация для педагогов «Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий»

В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось...

Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий в ДОУ

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Осно...

Консультация для родителей «Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий».

Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения н...