Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»
учебно-методический материал

Мальцева Виктория Анатольевна

«Современные подходы к развивающему занятию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»

Обучение и развитие личности обучающегося будет более глубоким и полным, если преподавателями будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые педагогические технологии.

- ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.

В современных условиях ребёнок выступает в роли не «объекта», а в роли «субъекта» образования, ребёнок – самоценная личность.

Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образованиии использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  • Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
  •  логикой процесса,
  •  взаимосвязью его частей,
  • целостностью.
  • Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
  • Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
  • Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Структура образовательной технологии:

Концептуальная часть  – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.

Содержательная часть  – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Название технологии

Цель

Классификация

здоровьесберегающие технологии

обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

- Медико-профилактические

- Физкультурно-оздоровительные

- Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

- Образовательные

- Обучения здоровому образу жизни

- Педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды

технологии проектной деятельности

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

- Игровые

- Экскурсионные

- Повествовательные

- Конструктивные

технология исследовательской деятельности

сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Опыты (экспериментирование)

Коллекционирование (классификационная работа)

Путешествие по карте

Путешествие по «реке времени»

информационно-коммуникационные технологии

предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

- Развитие воображения, мышления, памяти

- Говорящие словари иностранных языков

- Простейшие графические редакторы

- Игры-путешествия

- Обучение чтению, математике

- Использование мультимедийных презентаций

личностно-ориентированные технологии

реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

- Гуманно-личностные технологии

- Технология сотрудничества

технология портфолио дошкольника и воспитателя

копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

игровая технология

целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

технология «ТРИЗ»

развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;

с другой – поисковой активности, стремления к новизне;

 речи и творческого воображения.

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

Лишь после того, как ребёнок поймёт, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

«Золотые правила» деятельностного подхода

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;

Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

Учи анализировать каждый этап работы;

Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Принципы деятельностного подхода:

  • принцип субъектности воспитания;
  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  • принцип учета сензитивных периодов развития;
  • принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
  • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности
  • принцип активности ребенка в образовательном процессе , который заключается в целенаправленном активном восприятии  ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка современные подходы к развивающему занятию

ПАМЯТКА современные подходы к развивающему занятию...

Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"

Памятка для родителей и педагогов...

Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"

Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"...

Памятка Современные подходы к развивающему занятию в доу

Современные подходы к развивающему занятию...

памятка "Современные подходы к развивающему занятию"

памятка "Современные подходы к развивающему занятию"...