Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а так же их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
учебно-методический материал

Наталья Витальевна Иванова

Лекция из курса   «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».                                                     ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Выявление и развитие способностей обучающихся

к  научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а так же их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

       Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста средствами искусства.

Для высокой культуры художественно-образованного человека необходимо активное участие самого ребёнка с его индивидуальностью, психологией, творческим мышлением. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у ребёнка предполагает активизацию его познавательно-творческой деятельности. Это одна из актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса. Активизация предполагает:

- учёт психологии дошкольника (возрастные и индивидуальные особенности);

- творческое использование принципов дидактики;

На занятиях с детьми по изобразительному творчеству формируется эстетическое восприятие окружающего мира, творческое воображение зрительных представлений, логическое мышление. Всё это входит в процесс взаимосвязи деятельности воспитателя и  дошкольника, который использует различные приёмы, формы и методы повышения активности детей в познании мира вокруг нас, так как от этого зависит достижение определённых результатов в области знаний, умений и навыков.

Познавательная деятельность – это деятельность, ведущая к постижению истины об окружающей нас действительности. Наше сознание отражает мир, а это главный процесс, который помогает человеку познать объективную реальность, увидеть её развитие, использовать своё творчество в её преобразовании. Человек от неточного, неполного знания о внешнем мире идёт к более точному и полному. На основе этого воспитателю необходимо осуществлять руководство познавательной деятельностью детей. На этом основан принцип научности.

Достижение истинных знаний осуществляется через чувственное и активное познание на основе связи теории с практикой. Процесс познания начинается с ощущений и восприятия окружающего мира. В дошкольном возрасте преобладает чувственное восприятие объективной реальности.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс – это организация познавательно-творческой деятельности детей с целью ускорения и совершенствования индивидуального психического развития и овладение знаниями законов развития окружающего мира. Благодаря творческой, целенаправленной деятельности воспитателя ребёнок даёт результаты в области теории и практики познания окружающего мира.

В процессе активной деятельности дошкольников должны формироваться диалектико-материалистическое мировоззрение, нравственность, эмоциональность, эстетическое чувство, любовь к Родине. Развивается интерес, активность к познанию, где проявляются творческие способности и возможности ребёнка.

Процесс подготовки к занятиям по разным видам искусства должен быть основательным, систематическим: материал доступным, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, единство всех дидактических принципов.

Занятия должны быть не только развивающими, но и активными, творческими, чтобы был резкий подъём уровня использования знаний в своих рисунках.

                               

Такого подхода требуют современные психолого-педагогические условия. Нашему обществу необходимы люди с активным познавательным мышлением, высоким уровнем интеллекта, культуры, творческие.

Соединение в познавательной деятельности детей чувственного и рационального познания приводит нас к использованию системы наглядности и активной мыслительной деятельности, осознанного выполнения целей и задач познания, а так же соединения теории с практикой.

Особо следует остановиться на использовании зрительного ряда в обучении, где взаимосвязаны все дидактические принципы, формы и методы работы с детьми.

Ещё Ян Амос Коменский уделял большое внимание чувственному, наглядному восприятию. Он считал, что чем больше знание опирается на ощущение, тем оно достовернее.

Наглядность обосновывается развитием перехода мысли от конкретного к абстрактному, от чувственного к рациональному. Чувственное познание активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает его индивидуальность, формирует образы с выполнением заданий. Но необходимо помнить, что наглядность – это модель, а не объективно существующий мир.

На занятиях используется натуральная наглядность  (муляжи, предметы быта, модели, растения) и изобразительная (фотографии, схемы, картины, иллюстрации и т.д.).

                                   

Важно, чтобы воспитатель знал, что наглядность является ведущим звеном в проведении различных занятий по изобразительному творчеству.

Сегодня требуется от воспитателя, педагога не только совершенствования форм и методов, но и обязательно поиска нового в педагогической деятельности. Очень важно, чтобы он сам был для мальчишек и девчонок образцом, объектом подражания; чтобы он занимался всем тем, чему учит своих питомцев; чтобы умел правильно руководить художественно-творческой деятельностью.

Рисунок ребёнка отражает его ощущение, представление об окружающем мире. Именно в раннем детстве у него закладывается основа будущей жизни. Этот период становления личности Л. Н. Толстой оценил так: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что за всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Обязательной предпосылкой формирования личности является эстетическое познание. Способность наслаждения прекрасным – не привилегия избранных. Это свойство,  задатки которого есть в каждом человеке, не получая развития, оно гибнет. Но и яркий талант может погибнуть для общества, если общий уровень художественного образования низок. Понимая это, педагоги должны работать над проблемой активизации познавательно-творческой деятельности детей.

 Художественно-эстетическое образование – это и культура, и нравственность, и знание, и духовное богатство.

Дети должны не только услышать, но и убедиться, что без народного искусства не было бы Пушкина, Глинки, Сурикова.

                             

Они должны понять, что не смогут ощутить себя частью единого исторического процесса развития отечественной культуры без ярких представлений об этом звене развития нашего народа. Многое будет безвозвратно потеряно, утрачено для детей, если в их жизнь не войдут бабушки, музыканты, художники. Нравственная и художественная неполноценность ожидает таких детей.

                      Главным помощником в решении названной проблемы является УМК.

  1. Натуральный фонд (предметы декоративно-прикладного искусства, сделанные мастерами, в том числе и народными умельцами своего края; предметы старины).
  2. Динамические таблицы.
  3. Учебно-методические пособия по народному и декоративно-прикладному искусству (с краткой исторической информацией и последовательностью выполнения).
  4. Иллюстрированный материал с методическими рекомендациями.
  5. Художественное лото (для проведения игр, конкурсов).
  6. Карточки-задания (рисунки по тексту, по заданной художественной линии, задания по поиску цветовой гаммы и др.)
  7. Иллюстрационный материал и элементы к народным костюмам (для подготовки сценариев разных форм проведения занятия).
  8. Различные предметы народного, декоративно-прикладного искусства, сделанные самими детьми, для организации и проведения выставок, ярмарок,  игр, посиделок и др.
  9. Методический фонд работ детей, разработки игр, викторин, конкурсов, посиделок, праздников искусств (с учётом возрастных особенностей детей).
  10. Тематические фильмы на электронных носителях.
  11. Свои презентации, видеоматериал «Народное искусство детям».
  12. Материал для проведения интегрированных занятий.
  13. Фонотека.
  14. Материал по изобразительному и музыкальному фольклору.
  15. Литературный материал (сказки, былины, стихи, обряды, традиции).

Перечисленный материал будет способствовать формированию психолого-педагогических условий для ценностного отношения к окружающему миру средствами изобразительного искусства. Художественное творчество детей через эмоциональное отношение к теме, творческое состояние ребёнка и необходимые знания выражаются в рисунке через слово, образ и цветовое решение. Это достигается путём воздействия комплекса искусств на психологию ребёнка. Слово «комплекс» означает связь, сочетание. Поэтому «комплекс искусств» - это сочетание видов искусства, и нельзя понимать по-другому: как одновременное использование всех видов искусства.

В сотрудничестве, интеграции поэзии, музыки и изобразительного искусства строится эмоциональное, эстетическое развитие ребёнка. Часто во вводных беседах используются элементы игр, особенно в младших группах ДОО. В игре дети учатся, познают красоту природы, быта. Незаметно для себя впитывают всё то прекрасное, душевное, что несёт в себе искусство.

Творчески работающие воспитатели, педагоги стали большое внимание уделять совершенствованию своего педагогического рисунка, заниматься своим творчеством, принимать активное участие в выставках местных художников, художников-педагогов области и на международных выставках.

В своей работе они показывают научно-теоретические и практические знания в освоении окружающего мира, совершенствуют профессиональное мастерство, изучают разные технологии изобразительного творчества, обмениваются опытом работы в совершенствовании образования в соответствии с концепцией развития художественного образования России.

Из курса  «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».                                                     ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 5-6 лет старшей группы № 8 «Сказка» на 2018-2019 учебный год

План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 5-6 лет старшей группы № 8 «Сказка» на 2018-2019 уч...

План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 уч.г.

План по выявлению и развитие способностей  к научной (интеллектуальной), творческой,  физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе гру...

План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 5-6 лет старшей группы № 8 «Сказка» на 2018-2019 учебный год

План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 5-6 лет старшей группы № 8 «Сказка» на 2018-2019 уч...

План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 уч.г.

План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 &laq...

План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» на 2020-2021 учебный год

План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» на 2020-...