Главные вкладки

    Год литературы
    статья по художественной литературе на тему

    России 2015 год объявлен Го­дом литературы, книги и чте­ния. Как полюбить книгу и чтение. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл god_literatury.docx18.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОД ЛИТЕРАТУРЫ

    Пусть книги друзьями заходят в дома,

    Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

    С. Михалков

    России 2015 год объявлен Годом литературы, книги и чтения. Мероприятия, предусмотренные на этот период, должны повысить интерес граждан страны к классической и современной литературе, приобщить их к книге и чтению. Не так давно нашу страну считали самой читающей в мире. Книги издавались миллионными тиражами, но их все равно не хватало. Читали все, везде и всегда (дети даже ночью с фонариком под одеялом, чтобы мама не заметила). Сейчас не все хотят читать, а треть наших граждан не имеет в доме книг.

    В XXI веке дети, действительно, читают не то и не так, как это делали их родители, дедушки, бабушки. Меняются время, которое затрачивается на чтение, способ работы с печатным текстом, выбор книг, мотивы чтения. Все это влияет на качество образования, грамотность, умение общаться, способность внятно выражать свои мысли.

    Год литературы призван изменить положение дел, ведь государственные акценты много значат для общественного мнения. Мы, педагоги, должны сформировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона.

    Но вся работа рассчитана на школьников, студентов и взрослых граждан страны, а у нас, в детских садах, маленькие, не умеющие читать дети. Можем ли мы включиться в эту работу как равноправные партнеры, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свои творческие способности в разных видах художественно-эстетической деятельности, связанной с книгой?

    Безусловно, можем и даже должны это сделать. Наших детей тоже можно назвать читателями, считает 3. Гриценко - известный исследователь проблем, связанных с приобщением дошкольников к книге. Им доступны такие виды читательской деятельности, как чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание. Все это формируется только в совместной со взрослым деятельности, ведь сам ребенок читать не может и зависит от того, какие книги и как читают ему взрослые.

    Книга в детском саду и дома должна стать не только частью предметного мира, окружающего ребенка, ее следует обязательно включать в разнообразную деятельность. Хорошо, если эта деятельность становится праздником совместного чтения с веселыми играми и серьезными разговорами, с рассматриванием иллюстраций и забавными спектаклями.

    Методика чтения детям книг разработана давно, и если ее разумно использовать, результат будет. Главное - не переусердствовать, не перегрузить детей «разборами» текстов, литературоведческими терминами, не погубить детскую непосредственность и целостность восприятия. В книге детских поэтов В. Левина и Р. Мухи «Между нами» говорится: «Не следует разъяснять малышу, как «правильно» понимать произведение, подгоняя детское восприятие под наше. Особенности порождения и существования детской книги наделяют ее свойствами, благодаря которым на каждом возрастном этапе читатель вычерпывает из произведения именно то, в чем острее всего нуждается в это время».

    Надо играть в стихи и сказки, тогда дети полюбят книгу и чтение.

    В современной педагогической теории игра для дошкольников рассматривается как ведущая деятельность, которая наиболее существенна для развития личности ребенка данного возраста и в которой наиболее полно реализуются его отношения с обществом. «Чтение как процесс и форма развития ребенка, - пишет 3. Гриценко, - должно осознаваться как вид деятельности, активно сопутствующий основному. Тогда оно сыграет свою роль в становлении личности и не только обогатит игру, но и, передавая ребенку опыт жизни, закрепленный в слове, существенно изменит процесс его социализации, обогатит интеллектуально и нравственно».

    Книга знакомит детей с новыми явлениями, событиями, разными людьми и их взаимоотношениями. Дошкольник не рассуждает по поводу поступков героев: они ему нравятся или не нравятся. Он всегда эмоционально воспринимает рассказ или сказку и часто видит в ней сюжет для ролевой игры: отождествляет себя с полюбившимся персонажем, испытывает сострадание, сочувствие к героям книги. Как читать с детьми, получая удовольствие и доставляя им радость, объясняется в упомянутой книге В. Левина и Р. Мухи: «Игровое восприятие искусства выглядит наивным по сравнению с восприятием зрелого взрослого читателя. Но как раз такое переживание естественно и полноценно для дошкольника, потому что именно игра ведет за собой развитие ребенка этого возраста. Непосредственные игровые художественные переживания приносят ребенку радость от общения с искусством, открывая стихам и сказкам возможность полноценно воздействовать на становление личности растущего человека. Наивный читатель-дошкольник воспринимает искусство по-своему талантливо - ярко, сильно и целостно».

    Для Года литературы мы составили программу работы с детьми. В беседах, наблюдениях и при помощи специальной методики «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» вы яснили отношение детей к книге и чтению. Оказалось, что для трети старших дошкольников чтение-слушание книги является значимой деятельностью, у них доминирует познавательный мотив, т.е. в условиях выбора «дочитать интересную книгу или поиграть» предпочитали первое. У остальных воспитанников интерес к книге отступал на второй план: они в любой момент готовы были оставить слушание произведения и начать игру.

    Беседы показали, что дети убеждены: «Воспитатели много книг нам читают», «Книги читаем в детском саду каждый день», «У нас в группе много книг. Когда хочу, тогда и могу их читать или рассматривать». Высказывания воспитанников позволяют сделать вывод, что педагогам удалось выстроить субъект-субъектные взаимоотношения с детьми в процессе чтения-слушания. Это видно по умению детей задавать вопросы, делиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, пересказывать сюжет понравившейся книги. У детей есть любимые книги. Среди них: русские народные сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Змей Горыныч», «Колобок», «Богатыри»; из произведений русских авторов дети отдают предпочтение следующим: «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского, «Телефон» и «Айболит» К. Чуковского, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Приключения Незнайки» Н. Носова. Наиболее популярными произведениями зарубежных авторов названы «Русалочка», «Принцесса на горошине» и «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена, «Винни Пух» А. Милна, «Маугли» Р. Киплинга. Правда, не всегда дети называли автора.

    У старших дошкольников избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля: кто-то любит сказки, кому-то нравятся приключения или природоведческая литература, есть ребята, которые увлекаются историческими событиями. Знание предпочтений детей, умение найти для каждого нужную литературу - путь к формированию положительной мотивации старших дошкольников к книге, что так важно для них при переходе к самостоятельному чтению.

            (из опыта работы воспитателей МБДОУ № 57 г. Белгорода)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

    Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

    Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

    В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

    Художественная литература для детей подготовительной группы по программе "От рождения до школы" Раздел: "Дополнительная литература"

    В материале представлены тексты художественных произведений для детей 6-7 лет по разделу "Дополнительная литература"   ((сказки, поэзия, проза, литературные сказки) для реализации образовате...

    " Русская литература-духовная литература"

    Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!Великой красоты и сложности предел,Животворящий сплав прошедшего и мига,Фундамент для грядущих добрых дел(по книге М.М. Дунаева «Вера в горниле сомн...

    14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

    Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

    14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

    Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

    14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

    Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...