Роль рассказов Н.Носова в развитии чувства юмора у дошкольников
статья по художественной литературе на тему

Ильинская Александра Дмитриевна

Статья - рассуждение о том, как влияют на развитие чувства юмора у детей рассказы Н.Носова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль рассказов Н. Н. Носова в развитии чувства юмора у дошкольников

Учитель – логопед

ГБОУ Школа №158

Ильинская А.Д.

Москва 2015

Носов Николай Николаевич (1908 – 1976) русский, советский прозаик, драматург. Родился 10 (23) ноября 1908 г. в Киеве в семье актёра – эстрадника. Разносторонне одарённый, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством. Был газетным торговцем, землекопом, косарем. В 1927 – 29 гг. учился в Киевском художественном институте, откуда перевёлся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932). В 1932 – 1951 гг. – режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных (в т.ч. для красной Армии, заслужив этим в 1943 г. орден Красной звезды) фильмов.

        Начал публиковать рассказы в 1938 г. («Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры»). Носов ввёл в детскую литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

        Творчество Носова решает одну из сложнейших задач художественной литературы для детей: назидание без скуки, показ эволюции детского характера в преодолении собственных недостатков (лени, неорганизованности, безответственности), без натяжек и скидок, в естественном, органичном, увлекательном изложении легко узнаваемых событий жизни ребёнка.

        Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Носова о Незнайке и его друзьях. В остроумной форме автор знакомит читателя с основными законами человеческого общежития, заменяя в первых двух частях реальные социальные конфликты противоречием между «взрослым» мироустройством и «детским» миросозерцанием героев.

        В последней части читатель сталкивается с серьёзными проблемами возможного конфликта знания и нравственности, цивилизованного и духовного потенциала человека.

        «Уважение к труду, знаниям, профессионализму, честное и доброжелательное отношение к людям внушаются в произведениях Носова мягко и неназойливо, с тёплым, сочувственным юмором, сочетаясь с признанием самоценной личности ребёнка и признаков свободного воспитания». 1

        В. Катаев в предисловии к собранию сочинений Н. Носова пишет так: «У этого талантливого человека – вечно юная, детски чистая, чудесная душа… Носов – умный, вдумчивый художник, полный неистощимого юмора».

        Рассказы Носова для дошкольников хороши тем, что они короткие. Очень часто ребёнок не может долго сосредоточиваться на восприятии длинного, даже очень интересного и смешного рассказа. Рассказы Носова также очень легко представить образно. В «Фантазёрах» Мишутка и Стасик сидят в саду на скамеечке и врут. Вполне узнаваемая детская ситуация. Начинается рассказ с вранья о возрасте. Мы прекрасно знаем как маленькие дети хотят быстрее вырасти и часто «прибавляют» себе годы. Рассказ хорош ещё и тем, что дети пытаются логично (с их точки зрения) объяснить своё враньё. Когда Мишка рассказывает как в море акула откусила ему голову, он выплыл и пошёл домой без головы. А на вопрос Стасика : «Почему же ты теперь с головой?» быстро придумывает ответ: «Другая выросла». Точно так же быстро реагирует и Стасик в своём вранье. Их враньё смешное и безобидное. А вот Игорь врёт с умыслом, от его вранья плохо маленькой Ирочке. И когда читаешь этот рассказ детям реакция на диалоги Миши и Стасика – смех, а на рассказ Игоря – возмущение и осуждение его поступка. Хотя, к сожалению, в последние несколько лет я слышала от детей и одобрение поступков Игоря. Вот он какой хитрый, в жизни не пропадёт. Это уже «современный подход к жизни», «прозападный образец».

__________________________________________________________________

1. Энциклопедия «Кругосвет»

        После прочтения рассказа «Живая шляпа» моя младшая сестра и её приятели долго хохотали, а потом несколько дней сами (без указаний взрослых) инсценировали ситуацию, заменяли шляпу шалью, пледом и даже картонной коробкой.

        В рассказе «Дружок» Мишка и Стасик тайком в чемодане везли в город щенка. Щенку, естественно, надоело сидеть взаперти, он начал скулить. И ребята, чтобы не выдать присутствия в вагоне «нелегального» пассажира, громко читали вслух стихи и пели песни. Когда ребята вышли из поезда и, открыв чемодан, обнаружили пропажу щенка, они долго искали его с помощью объявлений. Сколько смешных курьёзов детям пришлось пережить, пока собака нашлась.

        Знакомую ситуацию дети видят в рассказе «Находчивость». Вовка и Котька играют в прятки. Игра любимая детьми во все времена. Куда только дети не прячутся: и в чулан, и под кровать, и под рогожу. Где водящий только их не ищет: и под печкой, и в чулане, и в сундуке, и в комоде. Юмор ситуации заключается в том, что прятаться лучше всего в самом неожиданном месте. Прочитав этот рассказ на даче, моя сестра спряталась под большим кустом чёрной смородины и её искали дольше, чем всех детей, хотя очень много раз проходили мимо её убежища. А сколько смеха было, когда она, наконец-то вылезла из своего убежища! Через комизм ситуации здесь идёт и развитие эмоций.

        В рассказе «Заплатка» Бобка порвал штаны и ребята осмеяли его. Когда мама отказалась зашивать, Бобка сам пришил заплатку, а чтобы ровнее легла, обвёл карандашом место стежка. Смешно? Ещё как! Зато, кроме смеха, ребёнок получил трудовой навык.

        Рассказ «Три охотника» в чём-то повторяет «Фантазёров», только основные действующие лица – взрослые дяди. Они фантазируют как ходили на охоту, один испугался волка, другой – медведя, смеются друг над другом, ситуации ведь действительно смешные. Но вывод в конце рассказа очень серьёзный: «Пусть зайчики, белочки, ёжики и лисички мирно в лесу живут. Не надо их трогать. Без зверушек и пичужек в лесу было бы скучно. Никого убивать не надо. Животных надо любить».

        В рассказе «Бобик в гостях у Барбоса» очень ярко смоделирована ситуация поведения детей дома в отсутствии взрослых на примере животных. Когда хозяин ушёл на работу, Барбос пригласил в гости Бобика. Показал всё, по его мнению, интересное: часы-ходики, гребешок, телевизор; угостил пирогом и киселём; пригласил полежать на хозяйской постели. При этом утверждал, что хозяин – он, Барбос, а дедушка спит «там, в углу, на коврике». Каждому, кто в детстве оказывался сам или видел других детей в такой ситуации, сразу понятно кто такие Барбос и Бобик. Часто дети, ещё не зная до конца этой истории, начинают предсказывать, как поступит дедушка и что он скажет, увидев безобразия, творящиеся в его жилище. Дети знают, что наказание последует, но от души смеются, т.к. ситуация, действительно смешная.

        Когда в 6 лет моей младшей сестре прочитали книгу «Весёлая семейка» вся наша большая семья смеялась до слёз. Сестра с подругой обсудили прочитанное, вытащили из холодильника яйца и устроили «инкубатор» из фанерного ящика, старых шерстяных платков, даже термометр туда положили. Подходящей лампы для обогрева не нашли и решили сидеть на ящике по очереди. Поскольку в комнате было тихо, мы не заметили ничего подозрительного. Затея раскрылась в середине дня, когда девочек позвали обедать. Они не могли оставить ящик без обогрева и предложили бабушке на время обеда заменить «наседок». Конечно, когда родители объяснили девочкам, почему из этих яиц не вылупятся цыплята, они смеялись вместе со всеми, но как комична ситуация. И как заманчиво написана повесть, если дети последовали примеру героев.

        Особое место в творчестве Носова занимают «Приключения Незнайки и его друзей». Вот уж истинный кладезь смеха! Один только костюмчик Незнайки чего стоит – весь цветовой спектр.

        В любом из героев дети могут узнать себя или своих друзей, посмеяться над их делами и поступками. Даже имена своим героям Носов даёт так, что сразу становится понятно: Пончик – маленький обжорка, Растеряйка – неорганизованный человечек, Торопыжка – всё делает быстро и некачественно, Авоська – надеется на случай, Незнайка – маленький неуч, Ворчун – вечно чем-то недоволен (это не отрицательные герои, но им нужно что-то изменить в себе в лучшую сторону).

        Стоит только посмотреть на доктора Пилюлькина, Знайку, художника Тюбика или механиков Винтика и Шпунтика – вот примеры положительных героев. Но все вместе они создают смешную историю, которая нравится детям на протяжении многих лет.

        Есть у Носова один рассказ, который называется «Когда мы смеёмся». Это рассказ о воробьях, которые клюют хлеб, брошенный специально для них.

        Человек, наблюдающий за птицами даёт им клички, соответствующие их характерам. Нахальный воробей становится Афонькой Вредным, вздорный и драчливый воробей – Задирой, странный и взъерошенный – Стёпкой-растрёпкой. Наблюдая за воробьями автор даёт очень точный ответ на вопрос почему мы смеёмся над ними. «Смешит нас в них то же самое, что и в людях. Мы смеёмся обычно над такими людьми, которые заботятся только о себе и не думают о других; смеёмся над невежами, грубиянами, задирами, драчунами, которые не уважают никого, кроме самих себя, и не умеют ужиться с людьми; смеёмся над холодными и завистливыми, которые стараются захватить всё в свою собственность, над зазнайками, гордецами, которые воображают, что они самые лучшие, а другие совсем ничего не стоят; смеёмся и над разинями, над рассеянными, над трусишками, которые пугаются всякого пустяка…

        Мы смеёмся над воробьями, когда замечаем, что они в чём-то похожи на людей.

        Но мне почему-то кажется наоборот: мы смеёмся над людьми, когда замечаем, что они в чём-то похожи на воробьёв».

        Так Н. Носов объяснил над чем мы смеёмся. А дети, прочитав книги Носова, учатся думать неординарно, с юмором относиться к своим неудачам и исправлять их. Юмор у Носова не злой, а очень добродушный, понятный детям  и оттого очень ими любимый.

Список литературы:

  1. Энциклопедия «Кругосвет»
  2. В. П. Катаев Предисловие к собранию сочинений Н. Носова
  3. Н. Н. Носов «Собрание сочинений» в трёх томах, изд. «Детская литература», Москва, 1969 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план системы мероприятий по развитию чувства юмора детей старшего дошкольного возраста

СодержаниеВремяОбщее времяБлок 1   Занятие 11.Знакомство с клоуном3  2. Игра «Клоун Тяп-Ляп»7  3. Этюд «Делай как Я»5  4. Игра «Пушинка» ...

Психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников.

В данном материале раскрывается понятие юмора и особенности развития чувства юмора у детей дошкольного возраста....

Развитие чувства юмора у детей

Хорошее чувство юмора –  это инструмент, на помощь которого ребенок сможет полагаться всю свою жизнь....

Развитие чувства юмора у дошкольников.

                                                    [[{"ty...

Консультация для родителей "Развитие чувства юмора у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие чувства юмора у дошкольников"...

Развитие чувства юмора у дошкольников. Консультация для родителей

Маленькие дети улыбаются и смеются, но юмора ситуаций, комического — не понимают. Их надо этому учить. Ребенку год — и вот он уже понимает комическое. Например, если мама пытается нарядить...