Роль сказки в развитии ребенка
статья по художественной литературе на тему

Галкина Елена Александровна

Дети дошкольного возраста очень любят слушать сказки - полные чудесных приключений и ярких событий. Сказки учат справедливости,вызывают желание помочь слабому, воспитывают чувство коллективизма.

Психологи утверждают, что именно с детской сказки начинается знакомство с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazki_v_razvitii_rebenka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в развитии ребенка

      В настоящее время уделяется много внимания «креативности» как детей, так и взрослых. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

       Познавательная и креативная деятельность детей и взрослых осуществляется через общение с взрослыми и сверстниками, что очень важно для развития маленького человека.

       Сказка на сегодняшний день, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать».

        Сказка является одним из элементов человеческой культуры, а вернее, ее эстетической стороны. Все сказки мира содержат в себе как рациональную, так и иррациональную сторону жизни.

        Значение сказки обусловлено тем, что, слушая ее, ребенок имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять ее иррациональные моменты. Она создает богатые возможности для развития творческих способностей детей, воображения (М.М. Безруких). Сказка как вид культуры, как отражение жизненного опыта определенного народа имеет огромное значение в развитии ребенка.

       Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. принятия новых поколений к общественному и этническому опыту. А.С. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В сказках нет прямых нравоучений. Сказочное свойство «мягкого намека» (метафора) глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует «потенциальные части нашей личности», которые, в свою очередь, помогают человеку найти свой собственный, лучший на данный момент, выход из проблемного состояния.

        Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Формируя привычные навыки, знания и умения, цель взрослого сформировать у ребенка интерес не только запоминание информации, но и творить в создании, на имеющейся уже информации, новых сюжетов или новых образов. Этап формирования творческого потенциала предполагает единство как репродуктивных, стандартных, так и новаторских, креативных элементов.

       В-третьих, признак настоящей сказки - хороший конец, психологическая защищенность, философское осмысление действительности.

       В-четвертых, сказке присуща культурно-этническая функция. Сказка отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад определенного народа, его особенности менталитета, язык. Поэтому через сказку ребенок усваивает богатство этнической культуры.

       В-пятых, через сказку формируется лексико-образная функция, способность формировать языковую культуру личности, владение многогранностью и многозначительностью народной речи.

       В-шестых, вполне естественно выделить развивающую терапевтическую функцию сказки. Терапевтическую функцию можно осуществить через «сказкотерапию». Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные стороны личности. В сказке присутствует и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений и т.п. В частности, сказки могут служить хорошим пособием по ОБЖ. При работе со сказкой делается акцент не на приобретение знаний, умений и навыков, а на развитие личности, творческой сущности ребенка (в процессе работы).            Важным моментом является само общение, как взаимодействие субъектов, оно эмоционально насыщено фантазией. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

• Потребность в автономии (герой делает свой выбор).

• Потребность в компетентности (герой способен все преодолеть).

• Потребность в активности (герой постоянно действует).

      В работе с дошкольниками используются различные виды сказок: народные, авторские, поэтические. Сказка - это средство эмоционального погружения ребенка в новую область знаний.

      Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним.

      Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, она должна быть отражена во всех его видах деятельности, чтобы он какое-то время жил в ней. Используя сказочные сюжеты в различных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей, познавательную активность, коммуникативные навыки.

       Сказочные образы, как говорилось выше, несут информацию об окружающем мире. Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребенка, педагог может организовать увлекательную и познавательную беседу, игру.

       На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности через сказку можно пропустить следующие элементы:

• проблемные ситуации;

• вопросы и задания на развитие нестандартности, оригинальности мышления;

• игры-фантазии, исследования, эксперименты.

      Мир социальных отношений. В сказках черпается первая информация о

взаимоотношениях между людьми, о разнообразии социальных ролей субъектов

общения.

      Через сказку формируются:

• умение устанавливать контакты и действовать в различных конфликтных ситуациях;

• умение реализовать самоутверждающие способы поведения;

• умение выразить свои желания, чувства и эмоции, умение высказать свое мнение.

      Говоря: «Сказка - источник творчества», мы имеем в виду не только творчество детей, но и профессиональное творчество педагогов, так как педагог использует сказки гибко и вариативно, включая их в различные виды деятельности детей каждодневно. Мы предлагаем план работы со сказкой в течение одного или нескольких дней, пока все «полезные» элементы сказки не будут проработаны до конца.

• Название сказки.

• Нравственный урок.

• Воспитание добрых чувств.

• Речевая зарядка.

• Развитие воображения и мышления.

• Сказка и математика.

• Сказка и экология.

• Сказка развивает руки.

       Проиллюстрировать этот план можно на примере сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Мир не без добрых людей»

 Полюбил(а) я Аленушку за то, что она... (нежная, заботливая и т.п.). - Какие ласковые слова нам нравятся в этой сказке?

Почему же не послушал братец сестрицу?

«Коровье копытце полно водицы» складно звучит, почему?

«Наряжу в злато-серебро». Как это понимать?

Пошлем срочно телеграмму купцу, пусть он поможет Аленушке.

-А если бы слуга не пошел за козленочком?

Что еще можно придумать, чтобы спасти Аленушку? Сравнить по величине копытца.

-Какие еще копытца могли бы встретиться братцу и сестрице?

Какие травы росли в поле, по которому шли Аленушка с Иванушкой?

С помощью пантомимы покажите эпизод из сказки.

       На следующем этапе работы со сказкой можно использовать проблемные беседы, обучая ребенка анализировать и делать конкретные выводы, аргументировать свою точку зрения. Использование же сказок в качестве основы театрализованной деятельности детей позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

       Таким образом, педагогические, психологические возможности сказки неограниченны и многогранны. С помощью сказки и творчества педагогов формируется личность ребенка, его культура, положительное отношение к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в развитии ребенка

рекомендации родителям по домашнему чтению...

Роль сказки в развитии ребенка

В данной консультации содержится информация о роли сказок в развитии ребенка, прилагаются несколько игр на понимание, осознание и запоминание сказок...

Роль сказки в развитии ребенка

Консультация для родителей...

Роль сказки в развитии ребенка

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Особе...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии ребенка"

Сказка... У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку....