Приемы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению
консультация по художественной литературе на тему

Яковлева Екатерина Васильевна

В данном материале описаны основные рекомендации, соблюдение которых позволит привить любовь детей дошкольного возраста к книге. Думаю, статья будет интересна как педагогам, так и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы работы по приобщению дошкольников  к чтению

Э. П. Короткова отмечает высокое воздействие художественных произведений на личность ребенка, на его речевое развитие, особенно если дошкольник не только слушает рассказы, сказки, но и воспроизводит их в собственной речи.

Думаем, каждый согласится с утверждением О.С. Ушаковой, что художественная литература и устное народное творчество сопровождают человека с первых лет жизни: воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, поскольку последний не только расширяет знания об окружающей действительности, но и развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка [5].

Конечно же, умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой. Все эти умения нужно развивать и воспитывать с самого раннего возраста, а значит, важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря именно этим навыкам у ребенка будет формироваться своя красочная, яркая, образная и грамматически правильно построенная речь.

Работая с дошкольниками, следует помнить о том, что для детей данного возраста характерно слушать, а не читать. Именно поэтому очень важно для воспитателя уметь каждое прочитанное вслух произведение  донести до детей не только как произведение искусства и раскрыть его замысел, но и побудить будущего читателя эмоционально выражать свое отношение к прочитанному: к поступкам героев книг, их переживаниям и мыслям [4, с. 145].

Приобщение дошкольников к художественной литературе является одной из целей речевого развития дошкольников и проводится с учетом возрастных особенностей их эстетического восприятия. К общим задачам, стоящим перед педагогом в данном направлении можно отнести следующие:

1) обеспечение усвоения детьми содержания произведений, их понимание (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);

2) формирование умения воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни);

3) формирование умения элементарного анализа произведения (определять основных героев, форму произведения, примеры образности языка);

4) воспитание правильного отношения к книге и чтению.

Другими словами, задачи, стоящие перед каждым возрастным периодом, постепенно усложняются по мере повышения уровня восприятия литературных произведений. От группы к группе происходит усложнение вышеперечисленных общих задач:

1-я младшая группа

Чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных

2-я младшая группа

Подведение к различению жанров (сказка, рассказ, стихотворение); чтение небольших стихов, содержание которых близко опыту ребенка

Средняя группа

Акцентирование внимания не только на содержании, но и некоторых особенностях языка (идет работа над выразительностью); тематика произведений более разнообразна

Старшая группа

Различение жанров, введение рассказов о природе, усложнение тематики (сказки и рассказы со скрытой моралью)

Подготовительная группа

Научение элементарному анализу произведения, знакомство с тропами

Методы работы по приобщению детей к чтению:

  1. Словесные: выразительное чтение художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, потешек и т.д.); заучивание наизусть и пересказ произведений; беседы о прочитанном в процессе свободного общения воспитателя с детьми.
  2. Практические: игры-драматизации; дидактические игры; упражнения-инсценировки; изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации); театрализованная деятельность.
  3. Наглядные: показ иллюстраций, картинок, игрушек; просмотр видеороликов, фильмов; оформление выставок в книжном уголке; использование разных видов театра.

Работа по приобщению к художественной литературе может проходить в форме:

  1. Непосредственно-образовательной деятельности (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников-иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).
  2. Кружковой работы.
  3. Культурно-досуговой деятельности (литературных конкурсов, праздников, развлечений, интеллектуальных игр).
  4. Свободной от занятий деятельности (экскурсии в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Больницы для книжек»; проведение «Недели детской книги»; игровой деятельности – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, режиссерские игры, настольно- печатные игры).
  5. Сотрудничества с родителями (родительские собрания; индивидуальные консультации; семинары-практикумы; папки-передвижки; фото презентации; участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов).

Структура занятий по ознакомлению с художественной литературой:

  1. Вводная часть (подготовка к восприятию текста): рассматривание книги, вводная беседа (постановки проблемы в виде вопроса), рассказ о писателе (фактах в основе сюжета), рассматривание рисунков по содержанию, прослушивание музыкальных произведений, наблюдения во время прогулок, объяснение и уточнение значения непонятных слов.
  2. Выразительное чтение произведения,
  3. Беседа о прочитанном произведении (целенаправленные вопросы в определенной последовательности).
  4. Повторное чтение произведения или интересных отрывков из него. Если это поэтическое произведение, то следует сделать установку на запоминание.
  5. Для поэтических произведений – воспроизведение текста детьми индивидуально, можно менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме)

Н. А. Стародубова напоминает, что время вне занятий также следует проводить плодотворно: с одной стороны, можно читать объемные книжки с продолжением, с другой стороны, повторно прочитывать знакомые с занятий произведения. Желательно также соблюдать определенные правила:

  • читать не более 1 раза в течение дня;
  • нельзя рассказывать или читать между делом, в ожидании еды и т.д.;
  • нельзя читать перед сном (образы книг возбуждают воображение);
  • не заставлять слушать произведение тех, у кого обязательность слушания вызывает негативную реакцию;
  • читать книги, принесенные детьми из дома, по их просьбе [4, с. 196].

Приемы рассматривания художественных иллюстраций. В разных возрастных группах следует отметить различные цели данной работы.

В 1-й и 2-й младшей группе цель рассматривания художественных иллюстраций – научить ребенка узнавать персонажи, вещи («Скажи, кто (что) это?», «Покажи, где, кто или что?»).

В средней группе – помочь ребенку научиться соотносить фразы текста с картинками, к примеру, «Найди картинку к таким словам героя», «Какие слова из прочитанного подходят к этой картинке?»

В старшей группе цели рассматривания книжных иллюстраций еще более усложняются: ребенок учится оценивать цвет нарисованных предметов и выразительность жестов героев произведений, определять расположение фигур и т.д. – определять свое отношение к данной иллюстрации («Почему нравится тебе эта картинка?»).

В подготовительной к школе группе детей подводят к сравнению иллюстраций разных художников-иллюстраторов одного и того же произведения.

Таким образом, ребенок должен сопровождать рассматривание иллюстраций словами (чтобы зрительный образ «слился» со словом). Это является главной целью взрослого при работе с детьми любого возраста при рассматривании иллюстраций к художественным произведениям – беседа с ребенком об увиденном.

Также необходимо учить детей сразу относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Учить различать жанры детей можно начинать уже с младшей группы, в первый год воспитатель всегда называет жанр литературного произведения (а дети просто запоминают, например, что «Игрушки» А. Барто – это стихотворения, а «Маша и медведь» – это сказка). Углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. Здесь Ф. А. Сохин рекомендует строго соблюдать правильное название жанра: стихотворение (а не стишок) читается или заучивается, сказка (а не сказочка) рассказывается, рассказ читается [2, с. 146].

Таким образом, чтобы заинтересовать ребенка книгой, следует соблюдать некоторые общие рекомендации:

  1. Необходимо создать обстановку эмоциональной приподнятости: возможно это будут какие-то вводные слова, возбуждающие интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать, красочная обложка новой книжки, которую можно показать перед началом чтения, или «приход» главного героя рассказа или сказки.
  2. Читать текст художественного произведения следует без комментариев, не прерываясь, а непонятные для детей слова необходимо объяснять в начале занятия.
  3. Выразительно чтение произведения – залог успеха проведенной работы. Только так можно научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой. Так мы учим детей выражать интонацией не только свое отношение к тому, о чем читаем, но и развиваем и совершенствуем его  чувства.

Элементы выразительного чтения:

  • произношение тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой;
  • сила голоса чтеца (усиление и ослабевание голоса в строгом соответствии с содержанием текста) позволяет довести до маленького слушателя содержание произведения;
  • правильная расстановка логических ударений определяет точность и выразительность речи. Их выразительность определяется умением педагога (или родителя) модулировать свой голос по силе;
  • темп речи также немаловажен. Слова, на которые нужно обратить внимание, произносятся медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Особенно выделяется нравственное начало произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».

При проведении работы по приобщению детей к чтению,  , во 2-й младшей группе можно запланировать следующий комплекс мер:

  • расширить круг читательских интересов дошкольников и отобрать художественные произведения (согласно программе по развитию художественно-речевой деятельности для данного возрастного периода);
  • проводить индивидуальные и групповые  беседы с детьми;
  • проводить в совместной деятельности дидактические  игры и игры-драматизации;
  • знакомить родителей с необходимой информацией, которая может совместными усилиями помочь приобщить дошкольников к чтению.

Детям в свободное время до прогулки предлагается к чтению литература малых форм фольклора – потешки, заклички, считалки и т.д., а перед сном пелись колыбельные.

В ходе бесед детей спрашивают о том, читают ли им дома родители и как часто, какую книгу слушали на этой неделе, есть ли у ребенка любимые книги и какие. Два-три раза в неделю во время утренней беседы можно проводить пятиминутки «Что мы читаем?», во время которых те дети, которые могут говорить, могут рассказать о том, что им читали накануне, понравились ли им книга и почему. В ходе таких пятиминуток, как правило, детей данного возраста учат пока просто высказывать свое отношение к героям произведений, пытаться найти замысел автора («О чем хотел сказать автор?).

Для родителей можно провести консультацию «Литературное воспитание ребенка в семье», с целью расширения представления взрослых о детской литератур данного возрастного периода в родительском уголке ежемесячно обновлять информацию «Советуем почитать». Также в форме консультаций можно познакомить родителей с особенностями читателей младшего дошкольного возраста.

На улице и в группе в совместной деятельности можно проводить игры-инсценировки по известным сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.

Совместно с родителями также можно подготовить настольные дидактические игры, к примеру, «Угадай героя сказки», «Что перепутано», которые могут помочь ребятам запомнить главных героев произведений и их названия. Либо можно подобрать загадки и поговорки, к которым родители вместе с детьми должны найти картинку или зарисовать. Можно оформить картотеки загадок, считалок, поговорок.

Можно организовать экскурсии в библиотеку с целью знакомства детей с главным «хранилищем» книг, с творчеством отдельных детских авторов.

Источники:

  1. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс]: уч. пос. – М. : Академия, 2000. – 400 с. // Режим  доступа : http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-327.shtml
  2. Развитие речи детей дошкольного возраста : пос. для воспитателя детского сада [Электронный ресурс] / под ред. Ф.А. Сохина. – Москва : Просвещение, 1979. – 223 с. – Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-145.shtml
  3. Система работы по приобщению детей к чтению родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://sch224s.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/conditions/vzaimodejstvie_s_roditelyami/sistema_raboty_po_priobweniyu_detej_k_chteniyusistema_raboty_po_priobweniyu_detej_k_chteniyu/
  4. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : уч. пос. / Н.А. Стародубова. – Москва : Академия, 2008. – 256 с.
  5. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи : метод. пос. – Москва : Сфера, 2011. – 288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"

Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг

Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками -...

Родительское собрание "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг"

Цель:         развитие интереса к художественной литературе и речевой активности.  Задачи:       1. обогатить лексику, помочь...

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»

Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

Современные формы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений....

«СТОРИСЕК» как форма работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению

Технология «Сторисек» - это современный вариант знакомства детей с литературным произведением. Эта форма предполагает непосредственное громкое чтение и дальнейшую творческую деятельно...