Из опыта работы. «Роль художественной литературы в жизни ребенка среднего возраста средствами мультерапии»
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа) по теме

Гибадуллина Наталья Александровна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

          МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»

 Республика Татарстан г.Бавлы

Для воспитателей младших и средних групп ДОУ

 по теме:

«Роль художественной литературы в жизни ребенка среднего возраста средствами мультерапии»

Подготовила воспитатель:

Ефимова Н.А.

Апрель, 2016г.

Чтение – вот лучшее учение!                

А.С. Пушкин

 Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы  литературного языка.

           Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность речи, в  сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.              

Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге. Но после того как книга прочитана, внимание детей фиксируется на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, веще события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книги после рассматривания иллюстраций словесный материал усваивается очень интенсивно. Исключение - в тех случаях, когда в книге идет речь о вещах, неизвестных детям, когда встречаются незнакомые, непонятные слова - целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие иллюстрации.

Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь  к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению знаний детей о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. Наряду со сказочными героями постепенно в информационно-познавательный мир малышей проникли анимационные герои фильмов и мультфильмов. Дошкольники нередко заимствуют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами. Современные дошкольники сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов.

Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей  первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение

         Ценность чтения художественной литературы в том, что с еѐ помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна. С целью ознакомления родителей с художественной литературой были проведены: родительские собрания, консультации, анкетирование, составление папок раскладок, направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

         Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – мною был организован проект, в котором  поставлены следующие задачи:

1. Сформировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. Развить поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

 Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой нам, воспитателям необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь критериями и творческим подходом к выбору книг.

Начала свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала. Затем провела анкетирование родителей, беседу с родителями и детьми. Проведенные анкетирование и беседы указали на факт, что чтение стоит далеко не на первом месте по семейному досугу детей и родителей моей группы. Поэтому дальнейшая моя работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение родителей и детей. Этому способствовали коллективные формы работы: изготовление костюмов сказочных героев, иллюстрация к сказкам, мини-праздник в маскарадных костюмах, посещение выставки в библиотеке. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Мы читали книги, играли в сюжетно-ролевые игры, путешествовали по сказкам, выступали с драматизацией сказки «Колобок», делали книжки-малышки и дарили их младшим детям, смотрели мультфильмы, оформляли «дом» для книг. В группе проведён ряд занятий по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Иллюстрация к любимой сказки». В ходе реализации проекта «Дом книжки» дети стали любознательнее, у них повысился интерес к книгам, многие дети выразили желание записаться в библиотеку вместе с родителями. А главное - у детей появилась потребность в чтении книги и это значит, что вся проведённая работа не прошла даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы "Роль художественной литературы в нравственном воспитании и развитии речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмо...

Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...

Статья для воспитателей по теме «Роль художественной литературы в жизни современного ребенка»

В данной статье раскрывается проблема компьютеризации общества в целом, и детей - в частности, роль родителей в приобщении детей к книгам. Помните - все начинается с малого, но любое, даже самое корот...

"Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Консультация о значении чтения художественной литературы в речевом развитие дошкольников....

Выступление на педагогическом совете №1 из опыта работы «Роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

         Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданск...

Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста

Консультация для родителей о значении художественной литературы в жизни детей...