Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с произведением В.Осеевой "Волшебное слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_volshebnoe_slovo.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 образовательной деятельности

в подготовительной группе

по теме: «Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Цель: познакомить детей с рассказом «Волшебное слово» В. Осеевой.

Программные задачи:

Образовательные: учить детей эмоционально воспринимать содержания литературного произведения; углубить знания детей о доброте, вежливости.

Развивающие: закреплять умения последовательно и логично излагать свои мысли, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие: воспитывать интерес к художественной
литературе, к жизни людей, воспитывать нравственные чувства.

Словарная работа: поддал хорошенько, засопел, утащу, широко раскрыла глаза, смущен, стряпает, взъерошил волосы, сквер, сгребла.

Методы и приемы: игровой прием, чтение художественного произведения, вопросы, ответы детей, указание, напоминание, подсказка.

Предшествующая работа: чтение сказок, рассказов о доброте, вежливость. Почему? «Плохо». Чтение рассказа «Просто старушка». Заучивание стихотворения о вежливых словах, пение песен о доброте, заучивание пословиц и поговорок.

Материал и оборудование: Кукла - Фея, цветы, колючки, полоски разного цвета.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель вместе с дошкольниками садится на полянку в круг.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами вновь пришли на волшебную полянку. Дети, посмотрите, кто же к нам пришел?

Дети:

- Это пришла Фея Добра.

Воспитатель:

- Совершенно верно! Эта же наша знакомая, Фея Добра. Ребята а вам, не кажется, что наша гостья чем - то сегодня расстроена?

Дети:

- Да, она расстроена ее глаза стали грустными и печальными.

Воспитатель:

 - Ребята, как вы думаете, что же могло случиться?

Дети:

- Когда мы раньше приходили на волшебную полянку, на ней были красивые цветы, а сегодня цветов совсем нет.

Воспитатель:

- Да дети, вы правы! Все цветы на полянке превратились в невзрачные комочки. И волшебная полянка стала очень скучной! И это расстроило Фею Добра!

Воспитатель:

-Ребята, а давайте с вами вспомним, какие же цветы росли на полянке?

Дети:

- На полянке росли розы, фиалки, маки, ромашки....

Воспитатель:

- Совершенно верно! Ребята, вы же знаете, что Фея на своей волшебной «Полянке добра» именно добрыми словами творит любые чудеса... А давайте   и мы попробуем с вами оживить яркие цветы с помощью добрых слов. А я думаю, что вы их знаете немало.

Дети:

- Доброе утро, добрый день, всего хорошего, счастья вам, спокойной ночи...

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, благодаря вашим добрым словам опять засверкала, засеяла красками наша поляна, засеяли и лучистые глаза Феи Добра. Ребята, вы наверняка заметили, что на полянке появилась новая скамейка, такая необычная нежно розового цвета, и появилась она вот так вдруг, словно по волшебству. Кажется, я догадываюсь... Мне недавно рассказала Фея Добра, что на этой скамейке произошла необычная встреча, которую для всех описала детский писатель Валентина Александровна Осеева.

А сейчас давайте вспомним, какие рассказы Осеевой мы уже с вами читали?

Дети:

- Мы читали рассказы «Просто старушка», «Почему?».

Воспитатель:

- А сейчас я вам хочу предложить послушать еще  один рассказ. Ребята, хотите послушать?

Дети:

-Да, хотим!

Воспитатель:

- Рассказ называется «Волшебное слово», автора В.А.Осеева.

"Волшебное слово" - В.А. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

- С тобой что-то случилось?

- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.

- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь?

- Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.

- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

- Что же, не берёт тебя брат?

- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...

- А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

"Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!.."

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

- Какую тебе?

- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

"Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!

- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

"Помогло! Опять помогло!"

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, пожалуйста, кого встретил Павлик сидящим на скамейке.

Дети:

- Маленького старичка с длинной седой бородой.

        Воспитатель:

- Каким был мальчик, когда встретил старичка.

Дети:

        - Сердитым с красным лицом.

        Воспитатель:

        Как вы считаете, почему мальчик был сердитым

Дети:

        Мальчик был сердитым, потому что сестра не дала краски, бабушка не дала морковку, а брать не покатал на лодке.

        Воспитатель:

        - Какой совет дал старичок мальчику?

Дети:

        Говорить волшебное слово.

        Воспитатель:

        Павлик воспользовался советом старичка? Если да, то как?

Дети:

        Да, мальчик воспользовался советом старичка и сказал волшебное слово       сестре, бабушке и брату.

         Воспитатель:

        И какие же изменения произошли в жизни мальчика?

Дети:

        Сестрёнка дала краски, бабушка пирожок, брат покатал на лодке.

        Воспитатель:

        - Чем закончился рассказ?

        Дети:

        Мальчик решил отблагодарить старичка за добрый совет, но старичка на скамейке не было.

        Физминутка.

Ребята, вы, наверное, устали? Хотите немного отдохнуть и поиграть?

Дети:

- Да! Хотим!

Воспитатель:

-А игра называется «Не ошибись, пожалуйста!». Я буду просить вас выполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Присядьте, пожалуйста, три раза!

Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель:

- Ребята, а как бы вы поступили на месте Павлика? Расскажите, может быть с кем -  то из вас произошла похожая история?

(рассказы из личного опыта детей)

Воспитатель:

- Вот ребята, видите, что быть вежливыми не только приятно, но и полезно. Я очень рада, что вы это поняли, и не будете забывать, обращается друг к другу, к окружающим вежливо. А наша Фея добра предлагает вам поиграть в игру «Раз, два, три, четыре, пять - волшебные слова прошу назвать». Хотите поиграть?

Дети:

-Да, хотим!

Воспитатель:

- Ребята, какие вы молодцы! Но нашей гостье пора возвращаться в свою страну Доброты. Она благодарит вас за то, что вы помогли оживить яркие цветы с помощью добрых слов.

Давайте попрощаемся с Феей Добра.

Дети: До свидания!

Воспитатель:

- И нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу.

Воспитатель:

- Ребята, где мы с вами сегодня были и что мы делали?

Дети:

- Мы были на волшебной полянке. Помогали Фее Добра. Слушали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Играли в игру.

Воспитатель:

- Ребята, что вам понравилось больше всего сегодня?

(Дети высказывают о свои впечатления)

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Сегодня вы были внимательными, активными, любознательными. А в следующий раз, мы познакомимся еще с одним произведением замечательного писателя Валентины Александровны Осеевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы  Тема: «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»...

Конспект: Чтение рассказа В.Осеевой "Волшебное слово"

Чтение рассказа В.Осеевой " Волшебное слово"...

техкарта Чтение рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»

Поиск ответа на вопрос «Хорошо ли быть вежливым» по средствам прочтения рассказа...

конспект занятия по чтение рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»

Поиск ответа на вопрос «Хорошо ли быть вежливым» по средствам прочтения рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»...