Опыты и эксперименты в детском саду
занимательные факты на тему

Магденко Наталия Витальевна

Опыты и эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_i_eksperimenty_v_detskom_sadu.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты и эксперименты в детском саду.


Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.


Задачи:

  • Формировать знания детей о явлениях природы весной.
  • Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
  • Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
  • Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

 

Опыты для младшего дошкольного возраста

ТАЯНИЕ СНЕГА.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

 

МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы,  чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую  воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

 

Опыты для среднего дошкольного возраста.

СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам  рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

 

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы,  бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие  «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне,  аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

 

ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?

Знакомство детей с ветром и воздухом путем экспериментальной деятельности

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

Цель:

  • Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
  • Учить делать выводы.

Предварительная работа:

  • Изготовление корабликов на занятиях по конструированию.
  • На прогулках обратить внимание на ветреную и безветренную погоду, чем отличаются эти дни.
  • Прослушивание музыкальных композиций на занятиях по музыке.

Ход занятия

1 ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята сейчас я вам загадаю загадку об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.

Я березку качну
Я тебя подтолкну
Налечу, засвищу
Даже шапку утащу
А, меня не видать
Кто я? Можешь отгадать?

Дети: Ветер!

В. Ребята, а что ветер умеет делать?

Д. Он может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, налететь освежить, закружить, развивать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки.

В. Да, ребята ветер много умеет делать. Может он навредить человеку?

Д. Разрушает дома, ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и переворачивает машины.

В. Как ветер помогает нам?

Д. Надувает паруса, вертит крылья мельницы.

В. Вот какой разный ветер, а теперь подумайте, каким может быть ветер?

Д. Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, приятный, быстрый, резкий, незаметный.

В. А теперь послушайте музыкальные фрагменты ( подбираются музыкальные композиции со звучанием резкого ветра, шквального, тихого). Определите о каком ветре идет речь. Кто знает, как получается ветер? Откуда он берется. Для того, чтобы это понять я покажу вам опыт.

ОПЫТ №1.

Приоткрываем дверь на улицу, зажгли свечи, первая свеча снизу, вторая на верху. Дети определяют куда направляется пламя свечей (нижнее во внутрь помещения, верхнее наружу).

Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать. В комнате такой воздух поднимается вверх. Ему хочется поскорее вырваться и полететь. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли. Откуда он будет входить к нам сверху или снизу. Получается, что один воздух теплый движется вверху, а на встречу ему, внизу ползет другой холодный. Там где двигаются и встречаются, теплый и холодный воздух - появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

А сейчас вообразите себя, листочками и снежинками. Я включу вентилятор, а вы покажите, как кружатся снежинки.

В. А можно ли изобразить ветер?

Д. Да, нарисовать (просмотр рисунков), станцевать, через музыку, стихах: "Дуб и ветер".

Приглашаю вас в лабораторию для экспериментов.

2 ЧАСТЬ

На столах миски с водой для каждого ребенка. В каждой миске свое "море"- красное, черное, желтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны, чем сильнее дуть, тем больше волны, если подуть сильнее море разбушуется.

Художественное слово: А. Орлов.

Ветер пастушок.
Ходили в море
Ветер - пастушок
Дует ветер
В маленький рожок
А вокруг него бегут барашки
У барашков белые кудряшки.

ОПЫТ № 1

Опустите парусные кораблики в поддон с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

Что произойдет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение. (фото)

Художественное слово. А.С. Пушкин.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах,
Ветер весело шумит, судно весело бежит
Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана:

ОПЫТ №2 Иллюстрация песчаной пустыни.

Перед каждым ребенком стеклянная банка с песком. Песок в банке - это личная пустыня ребенка. Дети дуют в банку, через трубочки. Что с ним происходит? Сначала появляются волны как в миске с водой, а затем песок перемещается в другое место, потом появляется песчаный холмик. Такие холмы можно встретить в пустыни, они называются барханами, с помощью ветра песок путешествует по пустыни.

 

3 ЧАСТЬ

Выходим на улицу, для определения силы ветра при помощи флюгера.

В. Ребята наш флюгер не кружится, стоит на месте, что это означает?

Д. Нет ветра.

В. Совершенно верно.

Воспитатель подводит итог занятия.

 

Домашнее задание. Объяснить родителям, как получается ветер.

 

Еще  опыты

Волны

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.

  Воздух имеет вес

Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Воздух невидим

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

В воде появляются пузырьки воздуха

Рассмотрите губку. Что видите? (Дырочки, отверстия.) Что в этих дырочках? (Воздух.) Что случится, если губку погрузить в воду? В воде появятся пузырьки - воздух из дырочек будет выходить в воду.

Гром и молния 

Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводить в темной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»

АУ ДОУ ДСОВ №10 "Березка"      «Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»   Составила воспитатель Ермакова С.И....

Опыты и эксперименты в детском саду

Значимость экспериментирования при работе со старшими дошкольниками...

Опыты и эксперименты в детском саду. (методическая разработка)

Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.Задачи:Формировать знания детей о явлениях природы весной.Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делат...

Элементарные опыты и эксперименты в детском саду

Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию....

Опыта и эксперименты в детском саду

Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека....

"Опыты и эксперименты в детском саду"

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней....

Опыты и эксперименты в детском саду

Предлагаю доступные экперименты для детей дошкольников....