Сказка-раскраска как элемент формирования словаря дошкольника
книга по художественной литературе (младшая группа) по теме

Макарова Анастасия Михайловна

За счет чего  происходит рост уровня развития речи:

1.     Возрастные особенности. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

2.     Образовательный процесс. Детям выдаются разнообразные поручения, которые дают им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Предлагаются для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве материала для общения детей. Воспитателем ведутся рассказы о предметах и интересных событиях.

3.     Обучение в семье. Родители являются партнерами детского сада в реализации Программы развития. Овладение речью у детей успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить степень партнерства родители-педагоги в формировании словаря ребёнка с помощью приобщения к художественной литературе.

Задача выяснить, каким образом обогащается словарь детей за пределами детского сада. Основная педагогическая диагностика по речевому развитию детей первой младшей группы проводилась в течение года. В марте 2017 проведена внеплановое исследование уровня развития речи младших дошкольников с использованием авторской сказки-раскраски «Приключения одной картофелины» (приуроченной к смотру «Огород на окне группы «Кроха»,  март - 2017 г.)  и анкетирования родителей по итогам работы с этой сказкой дома. В эксперименте приняло участие 11 семей.

Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в семье для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно составлять рассказы по картинкам раскраски.

Ход работы:

1.     Выдать родителям на дом сказку-раскраску 

2.     К раскраске прикреплена поэтапная инструкция выполнения домашнего задания 

3.     К раскраске прилагается анкета для родителей по домашней работе, состоящая из 5 вопросов

4.     При обработке данных п.4 анкеты, выявляется каким образом обогащается словарь детей в домашних условиях  – это и есть позиция родителей, формирующая словарь дошкольника вне стен образовательного учреждения.

Результаты исследования. Дети, чьи родители, в п.4 «По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?», ответили «чаще читать вместе», «сделать это неотъемлемой частью распорядка дня», «читать почаще самим, держать книги в зоне доступа, завести традицию чтения перед сном» и «стать примером» (так ответили 55,6% родителей), показали высокую динамику развития речи на протяжении всего года. 91% дошкольников, участвующих в исследовании - зрители, т.е. рассматривают картинки раскраски, из них: 73% задают вопросы по содержанию сказки, а 27% в состоянии пересказать сюжет по картинкам.

Дети, чьи родители ответили «показывать красочные книжки», «рассматривать картинки и раскрашивать их», «должно быть много картинок», «привлечь красочными иллюстрациями и интересным сюжетом» (так ответили 44,4% родителей), показали средний и низкий уровни речевого развития. 9% - слушатели, без интереса к картинкам, 27,3% - не задают вопросов, если ему непонятны слова или какая-то ситуация в сказке, соответственно 72,7% не в состоянии описать историю по заготовкам раскраски.

По итогам исследования родителям, у чьих детей низкий уровень речевого развития, выдана консультация «Совместное чтение родителей и детей» с пояснениями возможных причин отставания речевой моторики. В консультации корректно прописаны шаги как повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития. Нацелить их на создание условий для развития речи своих детей. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком.

Вывод. Как бы ни была неоспорима роль воспитателей детского сада в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным «руководителем» детского чтения является семья. Именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребенком его радость узнавания и удивления, его горе и счастье.

Также для формирования словаря ребёнка с помощью приобщения к художественной литературе необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями. Дошкольник с его наглядно-действенным мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша.

В данном эксперименте дети сами создают иллюстрации к сказке-раскраске «История одной картофелины», т.к. «Изобразительная деятельность привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств», как говорит Т.С.Комарова.

Совместное чтение дает общение. Доверительные отношения ребенка ко взрослому, его пародийное копирование поведения старших, усиливает желание говорить. А раскраска соединяет это в себе воедино.

Таким образом, используя сказки-раскраски в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Занятия со сказками-раскрасками развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей по домашней работе:

«Формирование словаря ребёнка

с помощью приобщения

к художественной литературе»

  1. Ваш ребенок (подчеркнуть):
  • зритель (см.картинки)
  • слушатель (без интереса к картинкам)?

  1. Задаёт ли Ваш ребёнок вопросы, если ему непонятны слова, или какая либо ситуация в сказке? _____________________________

       О чем спрашивает? ____________

       _____________________________

       _____________________________

  1. В состоянии ли он описать 

        историю по картинкам раскраски?

        ____________________________

  1. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

       _____________________________

       _____________________________

  1. Последняя раскраска, купленная вами? ________________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Свободное времяпровождения как элемент субкультуры дошкольника"

Одной из сторон субкультуры ребенка является свободное времяпровождение. Что же в свободное время можно предпренять ребенку. Кто из нас в детстве не рассказывал страшных историй таких как: "Гроб на ко...

Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающи...

НОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РППС, ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЕЁ ЭЛЕМЕНТОВ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

ФГОС ДО рекомендует особое внимание уделять развивающей предметно-пространственной среде предусматривая новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную м...

Выступление "Ритмический самомассаж, используемый на музыкальных занятиях, как один из элементов здоровьесбережения дошкольников"

Выступление на ТУМО для музыкальных руководителей на тему: «Поисковая оптимизация ФГОС: актуальность использования инновационных технологий в развитии психического и физического здоровья до...

Сказка-раскраска к проекту "Народные игрушки"

В буклете представлена сказка, сочиненная родителями и детьми для занятий по теме "Народные игрушки"....

Сказки. Раскраски

Сказки. Раскраски...