Заучивание стихотворения Сергея Есенина "Береза"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_bereza_-esenina-konspekt.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение № 95

Организованная образовательная деятельность

Заучивание стихотворения

Сергея Есенина «Береза»

Воспитатель: Морозова Л. П.

Г. Мурманск

Задачи:

  1. Развивать интерес детей к художественной литературе.
  2. Привлекать внимание детей к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).
  3. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность красоту языка произведения, чуткость к поэтическому слову.
  4. Пополнить литературный багаж детей новыми стихотворениями.
  5. Совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения.
  6. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Предварительная работа.

  1. Экскурсия и рассматривание заснеженных деревьев на участке детского сада.
  2. Экскурсии детей с родителями в зимний парк и лес.
  3. Рассматривание иллюстраций и картин деревьев зимой, беседа по ним.
  4. Рисование с детьми березы зимой.

Материал.

  1. «Волшебная веточка».
  2. «Волшебная шкатулка».
  3. Иллюстрации березы в разные времена года.
  4. Картинки – подсказки к тексту стихотворения.
  5. Работы детей – рисунки, для последующей самостоятельной деятельности.
  6. Серебряные блестки для украшения берез.
  7. Платок или шаль с каймой, бахромой и кистями.
  8. Музыкальное сопровождение (используется во время тихого проговаривания стихотворения руками).

Ход непосредственно образовательной деятельности.

       Ребята, послушайте, что со мной случилось. Шла я утром в детский сад и вдруг слышу, возле деревьев кто-то плачет. Подошла, а это веточка. Я принесла ее в сад, отогрела и вот что она мне рассказала.

Издавна на Руси любили и берегли каждое дерево. И даже, когда рождался мальчик, сажали дуб, а когда девочка - березку. И относились к ним, как к живым существам. Хороводы водили, просили совета, помощи, любовались ими.

А белую березку и сейчас называют символом России. Складывают про нее песни, пишут стихи. Вот и замечательный русский поэт Сергей Есенин сочинил про березу стихотворение. Показываю портрет. Послушайте его.

Выразительное чтение стихотворения. (У воспитателя на плечах платок с кистями и бахромой). Вот такое красивое стихотворение.

Про что оно?

Какая береза в этом стихотворении?

Ребята, посмотрите, какие красивые картины я вам принесла. Как вы думаете, какие из них подходят к этому    стихотворению? (рассматривание картин). Почему  так считаете? Рассуждения детей. Послушайте стихотворение еще раз.

(Чтение стихотворения второй раз.)

Дети, скажите, а есть в этом стихотворении новые для вас слова, которые мы редко слышим? Кто их запомнил?

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

Рассматриваем с детьми мой платок и объясняю: посмотрите какая красивая кайма, так называют отличающуюся по цвету или рисунку полосу по краю ткани или изделий. А это бахрома - для обшивки чего-нибудь, с рядами свисающих кистей или нитей. Кистью еще называют украшения в виде стянутых вверху и расходящихся к низу пучка ниток, шнурков.

И поэт наряжает свою березу и снежною каймой, и кистями, и белой бахромой.

Дети, посмотрите, веточка принесла вам вот такую волшебную шкатулочку и просит, чтобы вы туда положили каждый новые слова:

Снежною каймой,

Распустились кисти,

Белой бахромой.

 Каждый ребенок проговаривает эти словосочетания и «кладет» их в шкатулку.

Молодцы! А сейчас веточка хочет поиграть с вами в игру «Верни слова». Она вам будет задавать вопрос, а вы ей должны ответить этими же словами.

Белая береза под моим окном?

Принакрылась снегом точно серебром?

На пушистых ветках снежною каймой?

Распустились кисти белой бахромой?

И стоит береза в сонной тишине?

И горят снежинки в золотом огне?

А заря лениво обходя кругом?

Обсыпает ветки новым серебром?

Все дети проговаривают строчки стихотворения. Они отвечают веточке.

ФИЗМИНУТКА:

Дети, а давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы тоже превратились в березу. Вот вы тянете свои руки веточки вверх. Ветер дует тихонько и ваши веточки колышутся, вдруг подул сильный ветер и они  закачались сильнее. Пошел снег и  принакрыл нас точно серебром, веточки чуть-чуть опустились и  на них горят снежинки в золотом огне –

(показываем руками и тихо проговариваем вместе все стихотворение).

 Мы красивые заснеженные деревья, мы тянемся вверх, а теперь мы медленно опускаем руки и садимся на свои места.

А сейчас я хочу еще раз рассказать вам стихотворение С. Есенина  «Бе-реза». Вы постарайтесь его запомнить, а помогут вам в этом картинки-подсказки. Выставляю детям картинки.

Выразительное чтение стихотворения.

Дети, кто из вас хочет рассказать стихотворение С. Есенина «Береза»? А мы с веточкой будем вам помогать. Кто-то из детей начинает, другой продолжает. Затем спрашиваю 3-4 ребят по желанию.

А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Эмоции». Надо рассказать любую строчку из этого стихотворения так, как показано на картинке. Предлагаю например рисунок черепахи - надо говорить медленно, ракета- быстро, веселое лицо- весело, испуганное лицо- испуганно, веселое- весело и так далее.

Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. А кто может сказать, с  каким  стихотворением мы с вами познакомились, и кто его написал? Спрашиваю 2-3 детей.

Дети, веточка хочет вам подарить волшебную шкатулку, в которую вы положили новые красивые слова. Она узнала, что вы нарисовали березы зимой и предлагает их украсить серебром. (даю детям шкатулку с серебряными блестками).

Самостоятельная работа детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения Сергея Михалкова в развитии речи ребёнка.

Стихотворения Сергея Михалкова в развитии речи ребёнка.В читающих семьях дети с нетерпением ждут вечернего часа – часа, когда отец или мать прочтут им что-нибудь... Речевое развитие: SOS!!! И, во...

"Белая береза под моим окном" по мотиву стихотворения Сергея Есенина

—Презентация может быть использована как часть непосредственной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности, досуговой деятельности в следующих образовательных областях: позн...

Стихотворение Сергея Михалкова "Моя улица"

Стихотворение Сергея Михалкова "Моя улица" в виде презентации....

Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы» с детьми 4-5 лет по теме Чтение заучивание стихотворения Сергея Александровича Есенина «Покраснела Рябина»

Конспект НОД  по образовательной  области«Чтение художественной литературы»с детьми 4-5 летпо теме  Чтение заучивание  стихотворения   Сергея Александровича ...

Мнемотаблица к стихотворению Сергея Есенина "Береза"

Поэт описывает красоту березы не только как символа России, но и как части природы, как воплощения волнующих воспоминаний детства. Для кого-то это обычное дерево, но главный герой, который “озвучивает...

Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Лошадка» в младшей группе Тема: заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» Цель:

Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Лошадка» в младшей группеТема: заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»Цель:Воспитывать у детей умение слушать, запоминать...