картотека театрализованных игр для старших дошкольников
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) на тему

Тараненко Евгения Сергеевна

в материале представлена каротека тетрализованных игр и занятий для детей старшей группы в соответствии с тематическими неделями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека театрализованных игр и этюдов

для детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

Тема недели

Игра

Декабрь

1 неделя

Зима. Признаки зимы.

  1. (Театр на руке – перчаточный) Игра «Снегурушка»

Задачи: Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа своего героя. Способствовать тренировке памяти детей, наблюдательности. (Приложение 1)

  1. Мимические упражнения.

Задачи: Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Передать гневную интонацию деда Мороза.

                        Дед Мороз проспал в постели,

                        Встал, сосульками звеня:

                        --Где вы, вьюги и метели?

                        Что не будете меня?

Выразить мимикой, жестами и движениями настроения и действия зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами.

2 неделя

Люди зимой. Гардероб.

  1. «Храбрецы» пер.с англ. К.Чуковский

Задачи: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. Учить интонационно  и выразительно проговаривать фразы. (Приложение 2)

3 неделя

Семейный праздник – Новый год.

  1. Игра «Давайте хохотать»

Задачи: развивать навыки импровизации и монологическую речь. (Приложение 3)

  1. Психогимнастика. Пластические этюды. Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Показать: разные звери встречают Новый год. Зимние забавы. Изобразить, как катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

4 неделя

Зимние забавы. Зимние виды спорта

  1. «Игра в снежок» - этюд на выразительность жеста.
    Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. (Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями).

5 неделя

Животные зимой

  1. Игра – этюд «Представь, что ты…» (зайчишка-трусишка, волк злой и голодный и др.) для совместного придумывания сюжетной линии, в которой действует герой. Например, «Кого испугался зайчишка-трусишка?» (Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов. И замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую…).

Задачи: развитие умения создавать выразительный образ, опираясь на внешние особенности объекта, выражать разные эмоциональные состояния. Развитие способностей детей к перевоплощению на основе проживания ситуации вместе с изображаемым героем.

Январь

2 неделя

Мой Дом

  1. Обыгрывание одной из главы сказки Александровой Т.И. «Домовенок Кузька».

Задачи: Развивать умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. Учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.  Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6млет. – МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016 – стр. 169

Ход:

Беседа о хранителе домашнего очага – домовом. Чтение глав из сказки. Обсуждение поведения, характеров героев. Обыгрывание диалогов.

3 неделя

Мебель. Бытовые приборы-ст. гр.

  1. Сказка «Существует ли мебельное царство

Задачи: Развивать умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку о том, как ежик попал в мебельное царство. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. Учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. (Приложение 4)

Ход:

Беседа о том, где можно приобрести мебель. Воспитатель спрашивает о том – нужна ли мебель животным? Говорит о том, что знает одну историю о том как ежик Буль попал в « Мебельное царство», как он повел себя дети могут узнать из сказки. Чтение сказки. Обсуждение поведения, характеров героев. Инсценировка сказки.

4 неделя

Посуда. Продукты питания-ст. гр.

  1. Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!» Задачи: учить интонационно  и выразительно проговаривать фразы. (Приложение 5)
  2. Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

Задачи: развивать воображение и пантомимические навыки. (Приложение 5)

Февраль

1 неделя

Игрушки. Народные  игрушки

  1. Игры на мышечное напряжение и расслабление

«Деревянные и тряпичные куклы»

При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.

В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.

2 неделя

С днем рождения, детский сад.

Труд работников Детского сада

  1. Игры–стихи «Звонкий день» .

Задачи: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. (Приложение 6)

3 неделя

День защитника Отечества.

Военные профессии.

  1. «Я – защитник Родины»

Задачи: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. Учить интонационно  и выразительно проговаривать фразы. (Приложение 7)

4 неделя

Мужские профессии. Предметное окружение: инструменты

  1. (Театр на руке – перчаточный) Игра «Емеля».

Задачи: Учить обыгрывать литературный текст. Закреплять выразительные приемы создания образа своего героя. (приложение 8)

Приложения

Приложение 1.

(Театр на руке – перчаточный) Игра «Снегурушка»

Атрибуты: Сшитые из перчаток герои сказки (Снегурушка, дед, баба, медведь, волк и лиса); декорации двора и дома, леса.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Снегурушка», разучивание слов героев и автора. Оформление декораций.

Игровые правила: Играет 7 детей, ведущий – ребенок.

Игровые действия: Игра начинается около дома. Снегурушка уходит в лес с подружками. Там отстает от подружек, а дорогу домой найти не может. Она залезает на дерево и плачет. Подходит медведь и предлагает отвести ее домой. Снегурушка с ним не идет. Потом приходит волк. И с ним девочка отказывается идти. А лисе она поверила. Лиса довела Снегурушку домой. Дед с бабой поблагодарили лису и подарили ей подарок.

Результат: Инсценировка сказки.

Приложение 2.

«Храбрецы» пер.с англ. К.Чуковский

3-4 мальчика исполняют роль портных, а девочка небольшого роста – улитка. Мальчики сидят на стульчиках перед детьми, имитируя работу портных: шьют, вырезают, примеряют, рассматривают сшитую одежду и т.д.

На голове у девочки шапочка с небольшими рожками.

Ход игры:

Дети-зрители наблюдают за работой портных.

Ведущий (показывая на мальчиков):

«Наши-то портные

Храбрые какие!»

Портные говорят задорно, хвастливо, весело:

«Не боимся мы зверей,

Ни волков, ни медведей!»

Ведущий:

«А как вышли за калитку

Да увидели улитку –

— Испугалися, разбежалися!»

Улитка, быстро передвигая ногами, направляется к портным. Увидев, её, они разбегаются, выражая удивление, испуг.

Ведущий:

«Вот они какие

Храбрые портные!»

Мальчики-портные усаживаются на стулья и от смущения склоняют голову.

Приложение 3

Игра «Давайте хохотать»

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. Спеть ее, а затем мелодию песни без слов прохохотать. Сначала играет воспитатель: он «хохочет» песню, а дети отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет» мелодию своей песни, все остальные отгадывают.

Воспитатель собирает детей в кружок на ковре и предлагает произнести фразу «Скоро, скоро Новый год, что же он нам принесет?» с различными интонациями. Для начала уточняется, с какими интонациями может быть произнесена эта фраза (задумчиво, уверенно, с чувством неудовольствия, с сожалением, с радостью, с ожиданием волшебства и т.д.).

Ребенок произносит фразу, затем поясняет, почему выбрана именно эта интонация.

Приложение 4.

Сказка «Существует ли мебельное царство

Ежик Буль очень любил приключения. Поэтому однажды он решил увидеть город, который располагался рядом с его родным лесом. Сказано-сделано, рано-утром Ежик отправился в путь и к обеду уже попал в город. Так как раньше он никогда здесь не бывал, его все восхищало и удивляло. Первым, что попалось Ежику на глаза, был большой дом, сквозь окна которого была видна мягкая мебель. Красивые кресла расположились напротив большого дивана и, казалось, разговаривали о чем-то очень интересном.

Маленький Ежик был очарован, ведь он совсем не ожидал, что мебель умеет разговаривать. Это было настолько удивительно и невероятно, что он осмелился зайти внутрь помещения. В нем было несколько этажей и много комнат. В каждой из них он находил дивные вещи: в одной был деревянный стол и 6 табуреток. Буль подумал, что это мама с детьми, так мило они смотрелись вместе. В другой комнате стояло несколько шкафов, которые напоминали старых ворчливых бабушек, что собрались посплетничать.

Ежик не верил своим глазам, весь дом был похож на удивительное мебельное царство. Все было наполнено чудесными мелодичными звуками, напоминающими пение птиц. Буль никогда не слышал ничего подобного, поэтому решил, что это мебель так разговаривает между собой. «До чего ж она аристократична и изящна, эта мебель», — подумал Ежик и продолжил свое путешествие.

Поднявшись на второй этаж, он попал на бал. По крайней мере, именно так подумал Буль, войдя в большой зал с высокими потолками и красивыми люстрами. Здесь также было слышно что-то весьма похожее на пение птиц. Возле стен стояло несколько диванов, один красивее другого. В углу комнаты расположился самый большой из них. Его вполне можно было назвать украшением помещения, настолько изысканно он смотрелся. Рядом стояли красивые тумбы и журнальные столики.

Ежик рассматривался вокруг, когда вдруг в комнату вошло много людей. Буль немного испугался и решил на всякий случай спрятаться за диваном. В это время к нему подбежал маленький мальчик и взял его в руки. «О, ежик, а ты откуда взялся в магазине?», — удивленно спросил он. Но Ежик уже успел свернуться в клубочек и увильнуть. «Магазин! Надо же как интересно называется мебельное царство», -думал он, убегая от этого дома подальше. Он настолько испугался, что бежал без оглядки до тех пор, пока не скрылись далеко позади огни города. По дороге он лишь мельком видел странные колесницы и большие светящиеся прямоугольники в воздухе. Только увидев родной лес, он смог вздохнуть с облегчением. Приключение удалось на славу, несмотря на небольшой испуг.

Когда он приближался домой, то увидел своих друзей Зайченка и Цыплёнка. С огромным восторгом Буль рассказал о своем приключении и о мебельном царстве. Друзья слушали его с огромным интересом, только к существованию мебельного царства Цыпленок отнёсся очень скептически. «Что-то слабо верится, что мебель не только умеет разговаривать, но и имеет отдельное царство», — сказала она. Ежик расстроился, но, по правде говоря, он не был полностью уверен, поэтому решил спросить у тетушки Совы, которая была известна своей мудростью.

Когда друзья пришли к избушке тетушки Совы и все ей рассказали, она засмеялась и объяснила им, что на самом деле видна мягкая мебель не умеет разговаривать, и тем более не живет в своем царстве. То, что видел Ежик, было магазином –помещением, где стоит много мебели. Люди могут приходить туда, чтобы посмотреть на нее и купить себе ту, которая понравиться. А дивное пение птиц – это всего лишь обычная музыка. Кроме того, существуют и другие магазины, например, с одеждой или продуктами.

Узнав об этом, Ежик подумал, что в таком случае должны также существовать магазины со сладостями, и очень обрадовался. Он уже планировал следующее путешествие в город, которое обещало быть не менее интересным.

Приложение 5.

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Ход: Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку…), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.

Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно!

Кастрюлька пыхтит.

— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.

Приложение 6.

Игры–стихи «Звонкий день».

Ход:

Беседа с детьми о празднике «День рождения детского сада».

- Все радуются, даже звери веселятся - говорит воспитатель, - предлагаю послушать песенку:

Звонкий день

(на мотив «Ах вы, сени» )

Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка — рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ёжик-дед и Ёжик - внук

Взяли балалайки….

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень!

Очень звонкий день!

Занятие продолжается беседой о песенке (Какое настроение у этой песенки?, Кто играл на каком инструменте? Какие слова произносили?). Воспитатель предлагает поиграть на музыкальных инструментах. Затем, распределяют роли, после дети меняются ролями и игра продолжается.

Приложение 7.

«Я – защитник Родины»

Ход игры: Педагог говорит детям: «Ребята, военнослужащие часто глубоко любят свою отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ. Представьте, что вы защитники своей Родины». Дети с помощью пантомимы изображают «защитников». (можно детям предложить показать «защитника» различного рода войска, выбрав любой атрибут из предложенных или разделить детей на 2 подгруппы: одна подгруппа показывает пантомимы «защитника», а вторая подгруппа - отгадывает. Затем дети меняются ролями.

Игра:. «Солдаты» (пальчиковый игротренинг)

Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети  (говорят тоненьким голосом).
Безымянные пальцы — мама 
(говорит обычным голосом).
Средние пальцы — папа 
(говорит низким голосом).
Указательные пальцы — солдаты 
(говорят басом).

(Скрещенные большие пальцы — порог избы).
Ночь. В избе все спят. Раздается стук.
Солдаты. Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга).
Дети. Кто там? Мизинцы постукивают друг о друга.

Солдаты. Два солдата. (Указательные пальцы постукивают друг о друга). Пришли переночевать!
Дети. Спросим у мамы. (Мизинцы постукивают друг о друга).
Мама!

Мама. Что, дети? (Безымянные пальцы постукивают друг о друга).
Дети. Два солдата. (Мизинцы постукивают друг о друга). Пришли переночевать!
Мама. Спросите у папы! (Безымянные пальцы постукивают друг о друга).

Дети. Папа! (Мизинцы постукивают друг о друга).
Папа. Что, дети? (Средние пальцы постукивают друг о друга).
Дети. Два солдата. (Мизинцы постукивают друг о друга). Пришли переночевать.

Папа. Впустите! (Средние пальцы постукивают друг о друга).
Дети. Входите! (Мизинцы постукивают друг о друга).

Солдаты. Ах, (Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения).

Какая благодать,

Что пустили ночевать!

Войдем!

Приложение 8.

(Театр на руке – перчаточный) Игра «Емеля».

Атрибуты: Сшитые из перчаток герои сказки (Емеля крестьянин и царевич, царь, царевна, невестка, боярин); печка, ведра, щука, сани из картона; декорации дома и деревни, дворца царя и дворца Емели.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки, рисование декораций.

Игровые правила: Играет 7 детей, воспитатель в организации.

Игровые действия: Действие начинается в доме. Емеля после разговора с невесткой отправляется за водой и вылавливает щуку. Он отпускает щуку, которая говорит ему волшебные слова. От этих слов идут ведра сами домой. А сани сами едут за дровами и обратно. На печке Емеля едет к царю. Там он встречается с царевной и женится на ней.

Результат: Инсценировка сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека театрализованных игр в старшей группе

Тетарализованные игры в старшей группе...

Картотека театрализованных игр в старшей группе

Театрализованные игры имеют большое значение для всестороннего развития детей. Они развивают выразительность речи, творческие способности, художественный вкус.  Театрализованные игры используются...

Методическое обеспечение программы. Картотека театрализованных игр для старших дошкольнико 5-6 лет "Загадки без слов"

   Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказ­ка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «прожива­ет» с героем весь его путь. В процессе и...

Картотека театрализованных игр для старшей группы детского сада

Картотека театрализованных игр для старшей группы детского сада...

Картотека театрализованных игр для старших дошкольников

Материал предназначен для работников дошкольного образования...

Картотека театрализованных игр для младших дошкольников

Материал предназначен для работников дошкольного образования...

Картотека театрализованных игр для старших дошкольников.

Материал для логопедов и воспитателей....