Подборка русских-народных игр и забав
материал по художественной литературе (старшая группа) на тему

Бородина Евгения Алексеевна

Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка русских-народных игр и забав

Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Катай каравай.
Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют:
Катай каравай,
Поворачивай , давай,
К лесу – куролесу,
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,- 
Куда головой?
«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник.

Гори ясно.
Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три!
На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.
Игра повторяется.

 "Цепи кованные". Количество игроков от 6 человек и более. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 10х20 метров.

Игроки должны разделиться на две команды. На ровной площадке игроки команд встают на против друг друга (лицом к лицу) и беруться за руки, образуя цепь. Расстояние между командами 7 - 10 метров. 
Игроки первой команды кричат: "Цепи, цепи кованные, разбейте нас." Игроки второй команды спрашивают "Кем из нас?"
Первая команда называет игрока, который, разбежавшись, должен разбить цепь. Если названному игроку удается разбить цепь противника, он забирает одного игрока по месту разрыва цепи. Если разорвать цепь не удалось, разбивающий игрок становиться "звеном" противоположной команды.
Команды меняются ролями. Игроки второй команды кричат: "Цепи, цепи кованные, разбейте нас. "..... и так далее. Проигрывает та команда, в которой остается один игрок.

Ручеёк

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.

Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).

Очень хорошо проводить эту игру в большом коллективе, хороший шанс познакомиться и выявить скрытые симпатии мальчишек и девчонок.

"Заря-заряница"

Играющие участники садятся в один круг на корточки.
Водящий («заря-заряница») ходит вне круга и прячет за своей спиной «ключи» - небольшой платочек с завязанным узелком.
Ходит вокруг «заря-заряница» и вместе со всеми приговаривает:
Заря-заряница
Красная девица
По небу ходила
Ключи обронила
Месяц видел
Солнце скрало!
Водящий всегда пытается незаметно положить кому-нибудь из игроков сзади «ключи».
Играющим строго запрещено оглядываться и поворачивать голову.
Тот участник, кому подложили «ключи», сразу же быстро бежит за водящим и бьет его платочком, приговаривая: «Не теряй ключей, не теряй ключей!»
Пойманный водящий садится в общий круг на его место, а «запятнавший» теперь становится «зарею».

«Каравай»

Играющие становятся в круг. В середину становится водящий (именнинник). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:

«Как на Мишины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины!
 (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вы такой нижины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!»

После этого водящий выбирает из круга другого игрока:

«Я люблю, конечно, всех,
Только <имя> — больше всех!»

и танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим. Если игра начинается с настоящим именинником, то для того, чтобы игра получилась весёлой, надо постараться, чтобы в центре круга после него побывали все гости.

«Городки»

Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзылипыбука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

Размеры площадки («город») — 2×2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полукон») — 6,5 м; длина городков — 20 см, диаметр их — 4,5—5 см; длина биты — не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

Бросок считается потерянным, если:

бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;

игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);

во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;

игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлая карусель Праздник русских народных игр и забав для детей и их родителей

Праздник для детей и родителей, который проводился в рамках акции "Здоровые дети в здоровой семье"...

Подборка русских народных игр

Подборка различных русских народных игр, фольклорные игры, хороводные игры, песенные игры....

Физкультурное развлечение с использованием русских народных подвижных игр и забав "Народные игрища"

Народные подвижные игры и забавы не только занимательны для детей, но и очень полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровые правила и подчиняться им, кроме того, народные игры вводя...

Подборка русских народных подвижных игр

В этой подборке представлена история создания подвижных игр, а также картотека игр для детей....

Сегодня в нашем детском саду прошёл День русских народных игр и забав!

Сегодня в нашем детском саду прошёл День русских народных игр и забав!Всё детки получили массу положительной энергии, заряд бодрости! Мы постарались познакомить их с самыми известными народными играми...

Сценарий развлекательного досуга в подготовительной к школе группе «Дни русских забав» (русские народные игры

Данный конспект поможет Вам организовать развлекательный досуг в подготовительной группе на тему "Дни русский забав" или "Русские народные игры"....