Главные вкладки

    Перспективное планирование в подготовительной группе "Чтение художественной литературы"
    методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

    Кулаева Елена Сергеевна
    Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx79.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевое развитие

    Чтение художественной литературы

    6-7 лет

    месяц

    неделя

    День недели

    Тема

    Цель

    сентябрь

    I

    понедельник

    «Откуда пришла книга» А.Барков, Р. Сурьянинов

    формировать представления детей о книге как источнике знаний;  воспитывать бережное отношение к книге

    вторник

    Л.Н. Толстой  «Филиппок»

    донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для крестьянского ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, человек«дела»

    среда

    С. Маршак

     «Первый день календаря»,

    Развивать связную речь, её выразительность, произвольную словесную память; обогащать словарь

    четверг

    «У слонёнка день рождения» Д.Самойлов

    учить детей читать в лицах отрывок из стихотворения, развивать умение передавать жестами, мимикой своё отношение к героям.

    пятница

    З. Александрова

    «В Школу».        

    Формирование умения внимательно и заинтересованно слушать рассказы, стихи на школьную тематику

    II

    понедельник

    В.Бианки «Лесные домишки»

    познакомить с творчеством В.Бианки; учить понимать главную мысль рассказа; развивать знания о жанровых особенностях рассказа.

    вторник

    Поэзия. М. Волошин. «Осенью»

    развивать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения: упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.

    среда

    «Стрекоза и муравей» И. А. Крылов (басня)

    формировать представление о басни, её жанровых особенностях, подводить детей к аллегории басни, её идеи; развивать интерес к басни, воспитывать чуткость к образному строю языка басни

    четверг

    Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;

    закрепить знания детей об изменениях в природе осенью, характерные особенности погоды осенью, познакомить детей с поэтическими произведениями об осени.

    пятница

    Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы послушайте, ребята».

    Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, обращать их внимание на выразительные средства. Развивать у детей чувство юмора

    III

    понедельник

    Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»

     показать важность правильного взаимоотношения человека и природы , воспитывать и прививать ответственность за свои поступки, чувство юмора.

    вторник

    А. Раскин«Как папа укрощал собачку» -

    Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения

    среда

    Г. Скребицкий

    «Как галчонок есть научился» -

    учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу.

    четверг

    «Осень» Е. Трутнева стихотворение

    (заучивание наизусть)

    учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы, подбирать эпитеты, метафоры для описания осенних пейзажей, развивать речь, воспитывать любовь к природе

    пятница

    Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»

    учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанрах, композиционных, языковых особенностях русской сказки; продолжать развивать умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений

    IV

    понедельник

    А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»);

    Продолжать знакомить с творчеством А.С. Пушкина, закреплять знания об отличии стихотворных текстов от прозы, учить подбирать рифмы к заданным словам.совершенствовать интонационную выразительность речи, интерес к творчеству великого русского поэта.

    вторник

    Малые фольклорные формы, составление рассказов по пословицам

    Дать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок. Их отличия от других произведений малых форм.

    среда

    В. Крупинина «Отцовское поле»

    М. Глинская

    «Хлеб»

    Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес; воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.

    четверг

    Любимые стихи, рассказы и сказки про осень

    Формировать устную речь, учить выделять признаки осени, воспитывать любовь к прекрасному через художественное слов.

    пятница

    Заучивание стихов к осеннему утреннику

    Помочь детям запомнить стихотворения, выразительно читать наизусть

    октябрь

    I

    понедельник

    П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С.Маршака

     расширять словарный запас детей;  воспитывать патриотизм, любовь к Родине, понимание её значимости для каждого человека.

    вторник

    Рассказывание украинской сказки « Хроменькая Уточка»

    Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

    среда

    Э. Лир. «Лимерики», пер. с англ. Г. Кружкова: «Жил-был старичок из Гонконга…»

     «Жил-был старичок из Винчестера…»

    «Жила на горе старушонка…»

     «Один старикашка с косою…».

    создать детям радостное настроение, воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний

    четверг

    Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака

    Обогащать словарный запас детей, развивать устную речь, умение поддержать беседу, вызвать положительные эмоции

    пятница

    Работа с иллюстрированными изданиями сказок.

    приучить детей с интересом рассматривать рисунки в книгах, активизировать речь детей.

    II

    понедельник

    Ш. Перро«Кот в сапогах», пер, Т. Габбе;

    развивать монологическую и диалогическую речь;воспитывать у детей интерес к чтению художественной литературе

    вторник

    Загадки о животных

    Продолжать учить детей отгадывать загадки, расширять кругозор, развивать познавательный интерес.

    среда

    «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова

    познакомить учащихся с эстонской народной сказкой "Каждый свое получил". Показать красоту и меткость эстонской сказки; учить детей видеть заключённую в сказках народную мудрость.

    четверг

    М. Лермонтов. «Горные вершины»

    развивать интерес  дошкольников к пейзажной лирике М.Ю. Лермонтова

    пятница

    Л. Толстой « Прыжок»

    Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок».

    III

    понедельник

    П. Ершов. «Конек-Горбунок»

    Расширить  представления  детей  о  писателе  и  поэте  П.П.Ершове. Учить  передавать  своё  отношение  к  поступкам  героев  сказок. Учить  отвечать  на  вопросы  по  тексту, используя  разные  виды  предложений.  Воспитывать  любовь и интерес к жизни  и  творчеству  писателя  П.П.Ершова.

    вторник

    среда

    К. Ушинский. «Слепая лошадь»

    учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным

    четверг

    Театрализация р.н. сказки «Гуси-лебеди»

    учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре,подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа;формировать живой интерес к русскому фольклору

    пятница

    Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов

    Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении

    IV

    понедельник

    Л.Толстой «Собака и её тень».

    учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы

    вторник

    Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван..»

    уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях прибауток; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний

    среда

    Е. Пермяк «Чужая калитка

    формировать умение анализировать поступки людей;расширить знания детей о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека.

    четверг

    Е. Пермяк «Пичугин Мост»

    Способствовать воспитанию в детях чуткого и бережного отношения к окружающему миру (природе, людям); воспитывать в детях стремление совершать добрые поступки; развивать представления детей о доброте и добрых поступках

    пятница

    Мини-викторина «Русские народные сказки»

    Выяснить, знают ли дети русские народные сказки, развивать художественное воображение, обогащать лексический запас.

    ноябрь

    I

    понедельник

    Н. Телешов «Самое лучшее

    Познакомить с творчеством Н. Телешова, учить внимательно слушать рассказ, воспитывать интерес к художественной литературе, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям развивать речь

    вторник

    « Кошкин дом» С.Маршак (чтение по ролям)

    учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к огню

    среда

    Загадки:Е. Благинина

    «На ступеньку»

    Продолжать учить детей отгадывать загадки, расширять кругозор, развивать познавательный интерес.

    четверг

    В. Катаев «Цветик-семицветик

    Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки.

    пятница

    Литературная викторинапо русским народным сказкам

    закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках, формировать запас литературных художественных впечатлений; приобщить к чтению, воспитывать любовь к народной культуре;

    II

    понедельник

    М. Михалков

    «Лесные хоромы» -

    чтение сказки.

    ознакомить детей с авторской сказкой; помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»; научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

    вторник

    С. Топелиус «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской

    развитие коммуникативных качеств, содействовать воспитанию доброго отношения к людям и животным, чувства сострадания, взаимопомощи. 

    среда

    С. Романовский.  «На танцах»

    Учить внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы

    четверг

    Малые фольклорные формы

    Составление рассказов по пословицам и поговоркам

    Учить детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закреплять знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений

    пятница

    А. Куприн. «Слон»

    Познакомить с произведением А. Куприна «Слон», формировать умение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения

    III

    понедельник

    С. Городецкий. «Первый снег»;

    Познакомить с творчеством С.  Городецкого; развивать память и внимание, учить участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Воспитывать интерес к художественной литературе

    вторник

    В. Даль. «Старик-годовик»;

    учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе

    среда

    Малые фольклорные формы, составление рассказов по пословицам

    Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок.

    четверг

    Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».

    формировать у детей представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме, воспитывать интерес к жизни диких зверей.

    пятница

    Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку»

    развитие познавательного интереса детей; воспитание бережного, заботливого отношения к птицам..

    IV

    понедельник

    С. Маршак

    «Откуда стол пришел?»

    Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение подбирать рифмы к различным словам; формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте)

    вторник

    Песенка «Зима пришла ..»;

    Знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить песню наизусть

    среда

    Бр. Грим «Госпожа метелица»

    Познакомить детей с творчеством братьев Гримм; выяснить, как сказочные события     соотносятся с реальной жизнью

    четверг

    «Волк и лиса», обработка И. Соколова-Микитова

    прививать любовь к художественной литературе, учить грамотно, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь

    пятница

    Н. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок)

    познакомить детей с творчеством Н. А. Некрасова и его произведениями; способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении; способствовать эстетическому развитию

    V

    понедельник

    М.Зощенко. «Великие путешественники»

    ознакомление детей с понятием юмор, юмористические рассказы; формировать умение формулировать собственное мнение и позицию.

    вторник

    В. Драгунский «Заколдованная буква».

    ознакомление детей с понятием юмор, юмористические рассказы; формировать умение формулировать собственное мнение и позицию

    среда

    А. Л. Барто «Снегирь»

    познакомить с произведением, формировать умение характеризовать героя, прогнозировать его поступки; обогащать словарный запас, развивать речь

    четверг

    «Сказка про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д.Мамин - Сибиряк

    закреплять знания об особенностях разных литературных жанрах; учить целостно воспринимать текст сказки; развивать умение подбирать сравнения,синонимы, антонимы;

    пятница

    Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?»

    учить внимательно, слушать произведение.Учить понимать содержание произведения.Продолжать учить беседовать по содержанию произведения.Развитие навыков связной речи

    декабрь

    I

    понедельник

    С. Есенин. «Береза»

    учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природы

    вторник

    «Мороз Иванович» В.Одоевский (сказка)

    учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; показывать связь идеи сказки со значением пословицы; развивать слуховое восприятие; воспитывать любовь к природе

    среда

    С. Иванов «Каким бывает снег»

    углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в  словесном описании

    четверг

    «Снегурочка» русская народная сказка

    учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев; развивать интерес к прочтению сказки; воспитывать любовь к русскому народному творчеству

    пятница

    Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику

    Помочь детям запомнить стихотворение, развивать выразительность речи

    II

    понедельник

    А. Гайдар

    «Чук и Гек»

    учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев

    вторник

    А. Гайдар

    «Чук и Гек»

    Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев..

    среда

    А. Гайдар

    «Чук и Гек»

    Развивать речь детей, воспитывать любовь к близким людям

    четверг

    «Тайное становится явным» В. Драгунский

    Познакомить с творчеством В. Драгунского; раскрыть характер главного героя Дениски. Воспитывать интерес к чтению, товарищество

    пятница

    Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику

    Помочь детям запомнить стихотворение, развивать выразительность речи

    III

    понедельник

    И. Крылов « Ворона и Лисица»

    продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

    вторник

    Н.Н.Носов «На горке»

    закрепить знания детей о знакомых произведениях Н. Носова;развивать связную монологическую речь детей; воспитывать бережное отношение к труду людей.

    среда

    Д. Крюсс «Снеговик в маскараде»

    Познакомить детей с новым художественным произведением. Учить детей участвовать в коллективном разговоре. Формировать умение содержательно строить высказывание

    четверг

    Л. Воронкова «Снег идет»

    Познакомить детей с содержанием рассказа Л .Воронковой «Снег идет» Учить слушать и следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

    пятница

    С. Маршак «Песня о елке»

    углублять и расширять знания детей о творчестве С.Я.Маршака, продолжать развивать интерес к художественной литературе,  пополнять литературный             багаж детей различными произведениями

    IV

    понедельник

    В. Сутеев «Елка»

    способствовать воспитанию устойчивого интереса к литературе, накоплению читательского опыта

    вторник

    Повторение выученных стихотворений

    Развивать выразительность речи

    среда

    В. Драгунский «Ровно 25 кило»

    Учить поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение.

    четверг

    М. Клокова «Дед Мороз

    Обобщить представления детей о главном герое новогодних праздников - Дедушке Морозе.  Воспитывать желание поддерживать и сохранять новогодние традиции

    пятница

    С. Маршак «Двенадцать месяцев»

    Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С. Я. Маршака. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Развивать умение подбирать признаки предметов

    январь

    II

    понедельник

    Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»;

    Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

    вторник

    Л. Воронкова «Хитрый снеговик

    Обогащать представления детей о зимней природе, устанавливать причинно-следственные связи

    среда

    А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...»

    Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии, прививать любовь к поэзии, природе

    четверг

    К. Ушинский

    «Проказы старухи зимы»

    Закрепить знания о времени года - зима. Учить детей выражать свое состояние и настроение в разное время зимы. Расширять и активизировать словарный запас детей. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь

    пятница

    И. Суриков. «Зима»;

    Развить устную речь, память, внимание, помочь понять, запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова

    III

    понедельник

    «Как на тоненький ледок», «Ты мороз, мороз, мороз.»

    уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок.

    вторник

    «Каждый свое получил», эстон., обр. М.Булатова

    Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Использовать выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения). Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения

    среда

    «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина

     Учить детей участвовать в коллективном разговоре. Формировать умение содержательно строить высказывание

    четверг

    «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина

    учить внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе.

    пятница

    Загадки про зиму

    Продолжать учить детей отгадывать загадки, расширять кругозор

    IV

    понедельник

    С. Есенин. «Пороша»

    Учить внимательно слушать стихотворение, воспитывать интерес к художественной литературе, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям развивать речь.

    вторник

    Русская народная сказка «Морозко»

    Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки.

    среда

    С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках», «На коньках», «Зимние забавы».

    познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызывать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствовать развитию образной речи детей.

    четверг

    «Поэты -детям». Чтение стихотворений А. Барто, С. Михалкова

    Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умение придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему.

    пятница

    Литературная викторина

    Активизировать детское чтение; вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях прочитанных произведений за год; организовать досуг учащихся.

    февраль

    I

    понедельник

    «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях

    вторник

    «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);

     Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Дать представление о былине, былинных героях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.        

    среда

    Заучивание стихотворений ко дню защитника Отечества

    Развить устную речь, память, внимание, помочь понять, запомнить и выразительно читать стихотворение

    четверг

    С. Могилевская «Сказка о громком барабане»

    учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью

    пятница

    Стихи о папе, дедушке

    Познакомить со стихами разных поэтов, развивать устную речь, память. Воспитывать доброе отношение к родителям.

    II

    понедельник

    А. Твардовский

    «Рассказ танкиста»

    Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

    вторник

    А. Митяев «Почему Армия всем родная»

    учить внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы  по содержанию рассказа. Формировать чувство гордости за воинов –защитников

    среда

    С. Михалков «Кормовой флаг»

    Упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Воспитывать уважение и благодарность к людям, защищающим Родину.

    четверг

    А. Митяев «Землянка»

    Расширить представления детей о жизни солдат на фронте. Показать их сноровку, умение, ловкость, привлечь к трудностям фронтовой жизни. Показать человеческие качества бойца, его обаяние, юмор, простоту.

    пятница

    Заучивание стихотворений ко дню защитника Отечества

    Развить устную речь, память, внимание, помочь понять, запомнить и выразительно читать стихотворение

    III

    понедельник

    Б. Никольский «Солдатские часы»

    учить внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы  по содержанию рассказа. Формировать чувство гордости за воинов –защитников

    вторник

    С. Я. Маршак. «Февраль»,

    Продолжать знакомить детей с армией и военными профессиями. Совершенствовать диалогическую речь. Приобщать детей к поэзии. Развивать умение выразительно читать стихи.

    среда

    Вечер загадок о профессиях военных

    уточнять представления детей о загадках, воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, активизировать словарный запас

    четверг

    Конкурс стихов, посвященный Дню защитника Отечества

    развивать навыки эмоционального отклика на стихи, продолжать учить рассказывать стихи эмоционально, с выражением, вызвать радостный, эмоциональный настрой.

    пятница

    Календарные обрядовые песни «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка .»; «Масленица, Масленица!».

    Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

    IV

    понедельник

    «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина

    учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме

    вторник

    «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой

    учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к маме

    среда

    «Кукушка» (ненецкая сказка)

    Учить детей пересказывать литературный текст, учить подбирать подходящие по смыслу существительные к прилагательным. Воспитывать чувство доброты, интерес к народному творчеству.

    четверг

    Заучивание стихотворений о мамах, бабушках

    Познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать, развивать устную речь, память. Воспитывать доброе отношение к маме.

    пятница

    Г. Виеру «Мамин день»

    Познакомить с творчеством Г. Виеру, развивать память и устную речь. Воспитывать любовь к маме, бережное к ней отношение

    март

    I

    понедельник

    В. Осеева «Сыновья»

    Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построение сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить передавать своё отношение к персонажам.

    вторник

    Е. Благинина

    «Вот, какая мама»

    Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, отличать стихотворение от других литературных жанров.

    среда

    С. Михалков «А что у вас»

    учить проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением С. Михалкова

    четверг

    Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»

    Познакомить детей со стихотворением Ф. И. Тютчева" Зима недаром злится" и помочь детям запомнить его. Продолжать учить понимать содержание стихотворений, обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства

    пятница

    Стихи посвященные 8 марта.

    Воспитывать умение рассказывать и слушать стихи, которые рассказывают другие дети, развивать навыки эмоционального отклика на стихи, продолжать учить рассказывать стихи эмоционально, с выражением, вызвать радостный, эмоциональный настрой

    II

    понедельник

    Знакомство с малыми фольклорными формами

    Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Развивать умение придумывать загадки.

    вторник

    «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);

    учить осмысливать характеры персонажей сказки; формировать образность речи, понимание выражений; развивать творческие способности; воспитывать любовь к сказкам

    среда

    Г Сапгир. «Считалки, скороговорки»

    учить детей отчётливо произносить скороговорки, формировать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.

    четверг

    «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;

    Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки  и структуру сюжета.

    пятница

    Драматизация сказки по желанию детей

    Создавать условия для проигрывания сказочных эпизодов, использования в диалогах характерных для сказки образных выражений. Поддерживать стремление детей участвовать в игре-драматизации.

    III

    понедельник

    Н. Рубцов. «Про зайца

    Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.

    вторник

    «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.

    Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение.

    среда

    А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

    Продолжить знакомство с поэтом; помочь учащимся увидеть красоту пушкинских героев, художественное мастерство сказки. Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми

    четверг

    «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок

    уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок

    пятница

    П. Ершов. «Конек-Горбунок»

    создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

    IV

    понедельник

    «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

    Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать поступки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде. Развивать умение инсценировать произведение. Воспитывать желание быть опрятным..

    вторник

    Песенки. «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...».

    Знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить песню наизусть

    среда

    К. Коровин. «Белка» (в сокр.

    Расширять знания детей о диких животных . Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность

    четверг

    Малые фольклорные формы

    Составление рассказов по пословицам и поговоркам

    закреплять знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений

    пятница

    К. Паустовский. «Теплый хлеб»;

    закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки

    апрель

    I

    понедельник

    Я. Аким. «Апрель»

    наизусть

    учить выразительно читать стихотворение наизусть, менять силу голоса, интонацию; развивать связную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе

    вторник

    Х.-К Андерсен. «Дюймовочка»,

    уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам.

    среда

    Х.-К Андерсен. «Гадкий утенок»

    учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе

    четверг

    В гостях у К. И. Чуковского

    Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения;

    пятница

    Литературная викторина

    Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.

    II

    понедельник

    «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой иМ. Туберовского

    Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки.

    вторник

    А. Фет.
    «Уж верба вся пушистая» (отрывок);

    развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы

    среда

    «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон

    Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа; Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями

    четверг

    С. Городецкий. «Весенняя песенка»;

    Учить детей видеть красоту русской природы. Учить слушать стихотворную речь. Обогащать словарный запас детей.

    пятница

    «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

    Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.

    III

    понедельник

    А. Блок. «На лугу»;

    продолжить знакомить детей со стихотворениями о весне

    вторник

    Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»

    Продолжать учить различать жанровые особенности сказки. Формировать оценочное отношение к героям

    среда

    П. Соловьева. «Подснежник»;

    Познакомить детей с первым весенним цветком-подснежником.  Воспитывать бережное отношение детей к природе.

    четверг

    И. Соколов-Микитов. «Соль земли

       воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать и понимать окружающую природу

    пятница

    Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.

    Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

    IV

    понедельник

    А. Гайдар

    «Поход»,

    Познакомить детей с военным временем, тяжелой судьбой людей нашей страны.

    вторник

    А. Митяев

    «Мешок овсянки»

    Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.

    среда

    С. Алексеев

     «Дом»

    Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, уточнить знания детей о событиях Великой Отечественной Войны

    четверг

    Воробьев. «Обрывок провода»;

    обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации; пробуждать интерес к истории, желание знакомиться с художественными произведениями; воспитывать уважение к героям войны, вызывать восхищение силой духа, мужеством, бесстрашием защитников Отечества.

    пятница

    Заучивание стихов ко Дню Победы

    Помочь запомнить стихотворения, развивать выразительность речи

    май

    I

    понедельник

    Г. Виеру «Девятое мая»

     воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов.

    вторник

    С. Алексеев. «Первый ночной таран

    вызвать у детей чувство восхищения

    подвигом героев, их моральными качествами; воспитывать желание стать такими же.

    среда

    С. Михалков «Быль для детей»

    Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день

    четверг

    Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату»

    вызвать у детей чувство восхищения

    подвигом героев, их моральными качествами; воспитывать желание стать такими же

    пятница

    Рассказывание стихов о ВОв

    Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них

    II

    понедельник

    B.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.);

    Учить детей внимательно слушать произведение, подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы

    вторник

    А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой

    Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки.

    среда

    «Что за прелесть эти сказки!»

    Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина; вызвать желание услышать сказочные произведения поэта, воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.

    четверг

    В. Драгунский

    «Друг детства» -

    Вызывать эмоциональный отклик на восприятие образного содержания произведения; помочь осмыслению идеи значения образных выражений; закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ

    пятница

    В. Драгунский «Он живой и светится»

    учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер

    III

    понедельник

    Э. Успенский. «Страшная история», «Память».

    Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму

    вторник

    К. Драгунская. «Лекарство от послушности»

    Воспитывать интерес к художественной литературе, учить слушать внимательно и заинтересовано, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Развивать речь.

    среда

    В. Бианки «Май»

    Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

    четверг

    Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

    систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки

    пятница

    Н. Носов

    «Автомобиль» -

    чтение рассказа.

    Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть; учить оценивать поступки героев.

    IV

    понедельник

    А. Барто«В школу»

    Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;развивать внимание, память, связную речь.

    вторник

    И. Демьянов «Одежкин домик», «До свиданья, детский сад!»

    продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

    среда

    Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

    расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе

    оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.

    четверг

    А. Алексин

     «Первый день»

    Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения

    пятница

    Итоговая литературная викторина

    Закреплять и систематизировать знания детей о знакомых литературных произведениях, их особенностях. Развивать способность детей высказывать развернутые суждения. Воспитывать интерес к художественной литературе.

    Принято педагогическим советом                                             Утверждаю

    от 2.09 2016 протокол  № 1                                                              Заведующий_______ Т.В. Иванова

                                                                                                           Приказ № _122 от   2.09.2016.

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

    Чтение художественной литературы

    Группа общеразвивающей направленности №9

    Возраст 5-6 года

    Воспитатели: Кулаева Е.С., Мячикова А.А..

    2016/2017 учебный год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой

    Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой во 2 младшей группе...

    перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой

    ознакомление детей с художественной литературой...

    Перспективное планирование в подготовительной группе: "Художественная литература".

    Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

    Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

    В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте...

    Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе

    Данный материал будет полезен воспитателю в планировании работы по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на год ....