Консультация для родителей
консультация по художественной литературе (средняя группа) на тему

Консультация для родителей "Роль чтения книг в жизни дошкольника 4-5 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль чтения книг в жизни дошкольника 4–5 лет»

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Чтение в дошкольном возрасте открывает волшебный мир. Привить ребёнку любовь к чтению означает зажечь вечный двигатель любознательности. Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потеши, прибаутки, песни игрового характера, сказки, стихи. Отношение к книге, к чтению у детей пятого года жизни иное, чем, у дошкольников младшего возраста. Четырехлетний ребенок не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся. Подобные эмоциональность и активность связаны с рядом изменений, которые возникают в развитии детей, начиная с четырех лет. И, пожалуй, главное заключается в том, что у ребенка появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте, способность мысленно выходить за пределы привычного, знакомого окружения. Естественно, что детская художественная литература и есть тот главный источник, из которого ребенок черпает знания и представления о разных сферах действительности; о жизни и поведении взрослых и сверстников; о животных и птицах, об их облике и повадках; об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом. Дети теперь не только способны эмоционально и целостно воспринимать текст, но и выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете, оценивать поступки персонажей. Читать детям желательно каждый день. Если потребность ребенка в новых знаниях и впечатлениях не будет своевременно удовлетворятся, то свойственная этому возрасту активность побудит малыша сосредоточиться на каких-то нежелательных бытовых вещах – семейных неурядицах…  В данном возрасте дети проявляют интерес не только к речи, но и к буквам, этим таинственным и притягательным для них знакам. Заглядывая в книгу, которую вы ему читаете, ребенок стремится не только рассмотреть иллюстрации, но и вглядеться в текст, отыскать буквы своего имени и другие знакомые ему буквы. Дети очень любят слушать, когда им читают. И если вы не будете жалеть времени и сил для общения с ребенком при помощи книг, он будет развиваться своевременно и разносторонне. Читайте детям как можно больше и чаще. Это обогатит не только ребенка, но и вас.

Десять «почему» детям необходимо читать книжки.

Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

 Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

 Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

Книги придают силы и вдохновение.  Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ:

 БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ, КОГДА ОН ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛУШАТЕЛЕМ.  

Подсказки для родителей:

ДА:

Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день.

Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

Дарите ребёнку книги.

Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

НЕТ:

Не заставляйте читать насильно.  

Не выбирайте книги для ребёнка пока он вас, об этом не попросит.

Не заставляйте читать слишком трудные книги.

Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте, и улучшение наступит быстрее.

Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не читать.


Вот высказывания о детской книге и чтении известных людей:

  • «Детская книга при всей её внешней простоватости - вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство - детская книжка!»            (Лев Токмаков.)

  • «Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги —мир дикарей».                                                         (Н. И. Морозов.)

«Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности.»        (Е. А. Флёрина.)

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое.»                                            (В. А. Сухомлинский.)

Помните об этом ,родители, и читайте детям книги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...