Консультация для педагогов "Решение задач, методов и приёмов в процессе работы с художественной литературой"
методическая разработка по художественной литературе по теме

Руга  Татьяна  Владимировна

Консультация  помогает   раскрыть   основные  задачи по  ВХЛ,   усложнение задач  по  возрастам  дошкольников. Кроме  того,   в  консультации  продобраны  универсальные   методы и  приёмы  в  работе по ВХЛ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_konsul_realizatsiya_zadach.docx26.46 КБ
Файл realizatsiya_zadach.pptx78.47 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБДОУ «Черлакский  детский  сад №2»

                           Консультация

Решение  задач, методов и  приёмов в  процессе  работы  с  художественной  литературой.

                                                                       Подготовил:

                                                                                           воспитатель  Руга  Т.В.

                           

                         Черлак  2018 год

Анализируя  задачи   по  ВХЛ  по  программе  «Детство»  можно  отменить  основное  содержание  работы  с  детьми.

  1. Восприятие   литературного  текста
  2. Творческая   деятельность  на  основе  литературного  текста

Восприятие  литературного  текста

Задача в   младшей  группе.

 Развивать    умение   воспринимать   текст, с  помощью  взрослого  понимать  содержание, устанавливать   порядок  событий  в  тексте,  представлять  события    и  героев,  устанавливать  простейшие   связи     последовательности   событий   в  тексте.

Задача в   средней  группе.

Развивать   умение   воспринимать  текст:  понимать  содержание, устанавливать  временные   и  простые   причинные    связи, называть   главные  характеристики  героев, несложные  мотивы   их  поступков, оценивать  их с  позиции  этических  норм, сочувствовать   и  сопереживать   героям  произведений, осознавать  значение   средств   языковой   выразительности   для  передачи   образов  героев,   общего  настроения  произведения.

Задача в   старшей  группе.

  Совершенствовать   умение  художественного   восприятия   текста  в  единстве  его  содержания   и  формы, смыслового    и эмоционального   подтекста.

Творческая  деятельность

 Задача в  младшей  группе.

 Поддерживать   желание   эмоционально   откликаться  на  чтение  и  рассказывание,  сопереживать  изображённым   героям   и  событиям.  

Привлекать   к  исполнению   стихов, пересказыванию   знакомых  сказок  и  рассказов.

Задачи в  средней  группе.

Отражать   свои  впечатления   о  прослушанном    произведении, литературных  героев  и  событиях  в  разных   видах   художественной  деятельности  в  рисунках,    изготовлении   фигурок  и элементов  декораций  для  игр.

 Способствовать  освоению   художественно -    речевой   деятельности  на  основе   литературных   текстов:  пересказыванию  сказки  и  рассказы (по  частям, по  ролям),   выразительно  рассказывать  наизусть   потешки  и  прибаутки, стихи   и  поэтические  сказки, короткие  описательные   загадки, участвовать  в  литературных  играх  со  звукоподражанием, рифмами и  словами   на  основе  художественного   текста.

Задачи   в  старшей  группе.

 Поддерживать   самостоятельность  и  инициативность  детей  в х.р. д:

 пересказывать   сказки и     рассказы   близко  по тексту,

 пересказывать  от  лица  литературного  героя, выразительно  рассказывать  наизусть  стихи   и  поэтические  сказки,

 придумывать  поэтические   строфы, загадки, сочинять  рассказы  и  сказки  по  аналогии  со  знакомыми   текстами, участвовать  в  театрализованной  деятельности, самовыражаясь   в  процессе   целостного  образа  героя.

Этапы работы над художественным произведением

I. Организационный 

Цель: вызвать желание прочитать книгу. 

Предугадывание (называем автора, показываем портрет, узнаём, знаком ли автор, есть его книги дома, называем заглавие, рассматриваем титульный лист, задаём вопросы: «Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе» и т.п.).

II. Чтение текста. 

Цель: помочь детям войти в текст. 

Читать произведение необходимо с остановками, комментируя непонятные слова. Можно предложить домыслить («Предположите, а что может быть дальше»); показать иллюстрацию.

При остановке начинать читать с того же предложения.

III. Обсуждение и воспроизведение. 

Цель: выяснить, как дети усвоили текст. Пропустить через себя, пережить. 

Краткое обсуждение, большая часть работы отводится на воспроизведение

 Методы  работы  с детьми  по  возрастам.

Младший дошкольный  возраст

  1. Чтение (рассказывание) художественных произведений.
  2. Беседа о прочитанном.
  3. Рассматривание иллюстраций, картинок.
  4. Показ настольного театра (би-ба-бо и др.)
  5. Разучивание стихотворений, потешек.
  6. Игры (использование сюжетов литературных произведений в игровой деятельности).
  7. Продуктивная деятельность. 
  8. Беседа.
  9. Разучивание  стихотворений и отгадывание загадок на прогулке.
  10. Рассматривание иллюстраций книг, картинок.
  11. Самостоятельная деятельность в книжном  уголке и уголке театрализованной деятельности.
  12. Участие  в  мини -  спектаклей по  знакомым    народным  сказкам.

Средний  дошкольный возраст  

  1. Моделирование
  2. Игры – драматизации. Инсценирование. Показ  кукольного  театра.
  3. Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка.
  4. Вечера литературных развлечений. Вечера загадок, сказок.
  5. Тематические выставки.
  6. Конкурсы чтецов.
  7. Ситуативный разговор с детьми.
  8. Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.
  9. Чтение наизусть и отгадывание загадок.

Старший  дошкольный  возраст

  1. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов.
  2. Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми.
  3. Чтение с продолжением. Выразительное чтение
  4. Обсуждение. Беседа о прочитанном. 
  5. Беседы о книгах (об истории книг).
  6. Обобщающие  беседы о видах и жанрах.
  7. Пересказ произведения
  8. Разучивание небылиц.
  9. Сюжетные игры: «Театр», «Концерт». 
  10. Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям, конкурсы.
  11. Инсценирование. Игры – драматизации.
  12. . Вечера загадок, сказок.
  13. Неделя детской книги.
  14. Проектная деятельность.
  15. Тематические выставки.
  16. Ознакомление с писателями и поэтами, художниками – иллюстраторами детских книг.
  17. Посещение  детской библиотеки.
  18. Отгадывание  загадок.
  19. Сочинение загадок.
  20. Создание «Книжкиной больницы».
  21. Создание книг – самоделок, макетов.
  22. Игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)
  23. Самостоятельная деятельность в книжном  уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, выразительное чтение, инсценировка и др.)
  24. Продуктивная деятельность (выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений).
  25. Проблемные ситуации
  26. Использование различных видов театра
  27. Схемы
  28. Алгоритмы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация задач, методов и приёмов в процессе работы с произведениями художественной литературы

Слайд 2

Расширение читательских интересов детей Восприятие литературного текста Творческая деятельность на основе литературного текста

Слайд 3

Литературные произведения Обогащать опыт слушания литературных произведений за счёт разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок ( о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных. Расширять опыт за счёт разных жанров фольклора (загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказки, рассказы), и поэзии (стихи, авторские загадки, весёлые детские сказки в стихах). Обогащать «читательский опыт детей за счёт произведений более сложных жанров фольклора (волшебные сказки бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка - повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки). Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах ( фольклор и авторская литература), видах( проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).

Слайд 4

Восприятие литературного текста Развивать умение воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Развивать умение воспринимать текст: понимать содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, оценивать их с позиции этических норм , сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения. Совершенствовать умение художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы , смыслового и эмоционального подтекста.

Слайд 5

Творческая деятельность Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, сопереживать изображённым героям и событиям. Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов. Отражать свои впечатления о прослушанном произведении, литературных героев и событиях в разных видах художественной деятельности в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для игр. Способствовать освоению художественно - речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказыванию сказки и рассказы (по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражанием, рифмами и словами на основе художественного текста. Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в х.р.д: пересказывать сказки и рассказы близко по тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами, участвовать в театрализованной деятельности , самовыражаясь в процессе целостного образа героя.

Слайд 6

Читательский интерес Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление их внимательно слушать. Углублять интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой и совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности. Развивать литературно- художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических сказок текстов: красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.

Слайд 7

Круг детского чтения КДЧ – это круг произведений, которые читают (слушают ) и воспринимают дети. В КДЧ входят (Гурович Л.М.): произведения детского фольк лора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки); произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.); произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина , В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.). произведения народов мира. Программа «Детство», опираясь на разработку Л.М. Гурович, определяет КДЧ: Русское народное творчество. Фольклор народов мира. Произведения русской классической литературы. Произведения современной русской и зарубежной литературы

Слайд 8

Формы работы по приобщению детей к чтению . Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы. Чтение Обсуждение Разучивание

Слайд 9

Этапы работы над художественным произведением. I. Организационный Цель: вызвать желание прочитать книгу. Предугадывание (называем автора, показываем портрет, узнаём, знаком ли автор, есть его книги дома, называем заглавие, рассматриваем титульный лист, задаём вопросы: «Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе» и т.п.). II. Чтение текста. Цель: помочь детям войти в текст. Читать произведение необходимо с остановками, комментируя непонятные слова. Можно предложить домыслить («Предположите, а что может быть дальше»); показать иллюстрацию. При остановке начинать читать с того же предложения. III. Обсуждение и воспроизведение. Цель: выяснить, как дети усвоили текст. Пропустить через себя, пережить. Краткое обсуждение, большая часть работы отводится на воспроизведение

Слайд 10

Методы Чтение воспитателя - дословное передача текста. Требует подготовки разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений. Рассказывание - более свободное передача текста, перестановка слов, включение пояснения (познавательные рассказы, газетные и журнальные материалы) Метод заучивания наизусть. Дидактические игры на материале знакомых произведений (начиная со средней группы)

Слайд 11

Приёмы формирования восприятия произведений Выразительность чтения Повторность чтения Выборочное чтение (отрывки, песенки, концовки). Старшие группы (загадки, викторины) Показ игрушки, иллюстрации картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками (Младшие группы ) словесные приёмы(напоминание сходного из жизни) Рассматривание иллюстраций в книге. (Сравнительное рассматривание иллюстраций , выполненными разными художниками) Вопросы Беседа по произведению вводная беседа (предварительная беседа до чтения и краткая (разъяснительная) после чтения. Использовать приём беседы нужно особенно точно и тактично, не нарушая эстетического воздействия. Прослушивание .

Слайд 12

Методика заучивания стихотворения Кратковременная вводная беседа. Припомнить созвучный образ. Показ предмета игрушки, картинки, близкие теме стихотворения. Выразительное чтение. Повторное чтение. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно заучить. Разъяснительная беседа о самом стихотворении, о форме его чтения. Чтение воспитателя. Затем читают дети. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмыслённость текста и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, не хором. Работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения. Закончить занятие следует ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребёнка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие хотят прочитать новое стихотворение.

Слайд 13

Формы работы с книгой вне НОД Чтение и рассказывание. Организация развлечений, инсценировки, литературные утренники.

Слайд 14

Методы Словесные методы Чтение произведений. Чтение с продолжением. Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению. Прослушивание грамзаписи Практический Элементы инсценировки. Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность. Инсценирование. Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов. Оформление выставки

Слайд 15

Младший дошкольный возраст Чтение (рассказывание) художественных произведений. Беседа о прочитанном. Рассматривание иллюстраций, картинок. Показ настольного театра ( би-ба-бо и др.) Разучивание стихотворений, потешек. Игры (использование сюжетов литературных произведений в игровой деятельности). Продуктивная деятельность. Беседа. Разучивание стихотворений и отгадывание загадок на прогулке. Рассматривание иллюстраций книг, картинок. Самостоятельная деятельность в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности. Участие в мини - спектаклей по знакомым народным сказкам.

Слайд 16

Средний дошкольный возраст Моделирование Игры – драматизации. Инсценирование. Показ кукольного театра. Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка. Вечера литературных развлечений. Вечера загадок, сказок. Тематические выставки. Конкурсы чтецов. Ситуативный разговор с детьми. Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц. Чтение наизусть и отгадывание загадок.

Слайд 17

Старший дошкольный возраст Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов. Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми. Чтение с продолжением. Выразительное чтение Обсуждение. Беседа о прочитанном. Беседы о книгах (об истории книг). Обобщающие беседы о видах и жанрах. Пересказ произведения Разучивание небылиц. Сюжетные игры: «Театр», «Концерт». Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям. Конкурсы. Инсценирование . Игры – драматизации. Вечера литературных развлечений, литературные праздники. Вечера загадок, сказок. Неделя детской книги. Проектная деятельность. Тематические выставки. Ознакомление с писателями и поэтами, художниками – иллюстраторами детских книг. Посещение детской библиотеки. Отгадывание загадок. Сочинение загадок. Создание «Книжкиной больницы». Создание книг – самоделок, макетов. Игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) Самостоятельная деятельность в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, выразительное чтение, инсценировка и др.) Продуктивная деятельность (выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений). Проблемные ситуации Использование различных видов театра Схемы Алгоритмы

Слайд 18

Метод «Сказка + слово». Разыгрывание с помощью пальцев. Оживление картины. Игра «Меняем сюжет». Рисование мультика. Сочинение сказки. Письмо герою. Придумывание загадки о герое. Фантазирование. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Коллаж из сказок. Сказка от смешного стишка. Сказка от считалки. Сказка от загадки. Сказки от странных историй. Сказки от потешек, кричалок. Сказка, но по-новому. Решение противоречий в сказке. Моделирование сказок. Сказки с новым концом. Сказка с середины. Из сказки убежали все глаголы (существительные). Сказка от пословицы. Выставка книг, предназначенных разным возрастным группам читателей. Выставка – иллюстрация – выставка с рисунками читателей. Выставка – викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературойв разных группах детского сада....

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Развитие речи в процессе ознакомле...

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

Детская литература в России возникла на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственно...

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

В докладе раскрываются методы и приемы работы с детьми всех возрастных групп....

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

Детская литература в России возникла на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственно...

ПЛАН-КОНСПЕКТ интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомлению схудожественной литературой в старшей группе

В занятии интеграция областей: познавательное развитие, хкдожественно-эстетическое развитие,физическое и речевое развитие детей в старшей группе. Занятие проведено 11.02.2020 г в рамках мероприятий не...

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада....