Роль в художественной литературе в речевом ...
консультация по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Из опыта работы воспитателя Шубиной Е.П на педсовете 30марта 2016 г. По теме: «Роль художественной литературы в решении задач ОО «Речевое развитие»» .
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
После четырех лет у ребенка возникает новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений.
На пятом году жизни дети осознано воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причины в сюжете.
При анализе любого литературного текста педагог должен правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.
Выделяют следующие характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений:
1)конкретность мышления;
2) небольшой жизненный опыт;
3) непосредственное отношение к действительности.
На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.
Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь».
В это понятие включается три признака:
1) богатство;
2) точность;
3) выразительность.
Богатство речи - большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.
Точность речи - оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.
Выразительность речи - отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.
Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.
Работа над смысловой стороной слова выдвигается на первое место, так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование осознания явлений языка и речи.
От фонетической стороны речи во многом зависит интонационное оформление высказывания, эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют сила голоса, четкая дикция, темп речи.
Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.
Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Консультация : «Роль художественной литературы в решении задач ОО «Речевое развитие»» .
Воспитатель: Шубина Е.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»
Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...
«Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....
Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей
Художественная литература рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По сл...
Роль художественной литературы в речевом развитии детей
quot;Главное в чтении не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя" Н. А. Рубакин...
Роль художественной литературы в речевом развитии детей
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...
Презентация на тему "Роль детской художественной литературы в речевом развитии ребенка "
Задачи ознакомления детей с художественной литературой:*Воспитывать интерес к художественной литературе.*Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературе.*Воспитывать...