Проект "Сказка ложь, да в ней намёк"
проект по художественной литературе (средняя группа)

Левина Елена Геннадьевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_lozh_da_v_ney_namek_dobrym_molodtsam_urok.docx264.86 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.»

(Социализация детей дошкольного возраста с особенными возможностями здоровья в дошкольном учреждении посредством народной сказки)

в рамках Городского конкурса образовательных проектов

 «Мир дошкольника – первый опыт»

Номинация «Социализация детей дошкольного возраста»

Авторы проекта:

Кузнецова Ирина Николаевна заведующий дошкольными отделениями

ГБОУ Школа № 572,

Левина Елена Геннадьевна воспитатель дошкольного отделения-6 ГБОУ Школа № 572,

В проекте представлена система по социализации детей 4-5 лет с ОВЗ в ДОУ посредством народной сказки.

Практическая значимость выполненного проекта заключается в том, что он позволяет расширить и активизировать словарь ребенка, совершенствовать  звуковую культуру речи, проявить свои эмоции, чувства, желания, коммуникативные способности через внедрение системы изучения народных сказок в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом инновирования системы дошкольного образования.

АКТУАЛЬНОСТЬ


Обращение к проблеме проектирования системы по социализации детей 4-5 лет с ОВЗ в ДОУ посредством народной сказки
 обусловлено реформированием дошкольного образования в связи с внедрением ФГОС. Основной целью которого является всесторонне развитый, социально успешный воспитанник, обладающий интегративными качествами, приобретенными в результате освоения программы, разработанной в соответствии со стандартом и имеющий равные стартовые возможности для обучения в общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. 

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы.
Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Цель: разработка и реализация театрализованных игр направленная на социализацию детей 4-5 лет с ОВЗ в дошкольном учреждении

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС ДОУ для детей с ОВЗ;

2. Определить структуру театрализованных игр, цель предмета и разработать его содержания на основе ФГОС;

3. Разработать систему театрализованных игр, направленную на социализацию детей 4-5 лет с ОВЗ в ДОУ;

4. Разработать контрольно-измерительный материал для оценки социализации детей 4-5 лет с ОВЗ в ДОУ;

5. Реализовать систему театрализованных игр на практике и оценить ее эффективность для социализации детей 4-5 лет с ОВЗ в ДОУ.

 Целевая группа проекта: средняя группа, дети 4-5 лет

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ОТРАЖАЮЩИЕ НОВИЗНУ ПРОЕКТА

Работая с детьми с ОВЗ, приходится сталкиваться с проблемами в их обучении, социализации, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование инновационных развивающих методов, эффективность которых очевидна. Одним из таких методов, на наш взгляд, является использование проектной деятельности посредством народной сказки для социализации детей.

Социализация– развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Ребёнок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов:

1)полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

2) психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Учёт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации. Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.

Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь детям с ограниченными возможностями здоровья включиться в социальные отношения общества.

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и др.).

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает:

-  развитие духовных и физических способностей детей;

-  поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

-  облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

- содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

В свою очередь, мы хотим представить вам один из методов социализации детей с ОВЗ в ДО.В процессе изучения научной литературы и практических работ по данной теме, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста,  мы пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков.

Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые»  дети смогут быстрее адаптироваться  в среде детского сада. Положительные изменения проявятся  у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром Н. К. Крупская в свое время писала, что «игра есть потребность растущего детского организма», что игра для ребят – «учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Хотя в обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьёзное, развлекательное, о важности её для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребёнка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре – неспроста.

Игра пронизывает всю жизнь ребят. Она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком скучным, обычным, надоевшим.

  • игра является основным видом деятельности детей;
  • игра - способ взаимодействия ребенка с окружающим миром;
  • игра - метод реконструктивного, лечебно-коррекционного воздействия при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера;
  • игра - средство, помогающее стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной деривации;
  • сказка обогащает чувственный и эмоциональный опыт ребенка;
  • сказка помогает воздействовать на недостатки характера и поведения, т.к. дает возможность на примере героев пережить и дать оценку отрицательным поступкам и проявлениям;
  • сказка помогает формировать положительные качества личности;
  • мораль сказки легче и понятнее усваивается детьми;
  • персонажи и герои сказки вызывают естественный отклик в душе ребенка и, нередко, оказываются для малыша более важными “партнерами” коммуникации, чем взрослые;
  • игра в сказку дает возможность моделирования бытовых ситуаций в игровой драматизации.

С помощью этого метода мы сможем:

-сформировать у детей живой интерес к театрализованной игре;  

- желание участвовать в действии и использовать все окружающее пространство;

- побуждать детей к активному общению, - развивать речь и умение строить диалог.

-Учить детей играть друг с другом,

-элементарным навыкам взаимодействия с людьми;

-развивать внимание;

-воспитывать культуре поведения в общественных местах;

- вызывать у детей радостный эмоциональный настрой;

- развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции;

- учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы;

- учить сочетать движение и речь;

- развивать воображение.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки реализации проекта:с 12 сентября 2016 по 9 июня 2017г.

Подготовительный этап

    Обследование уровня социализации детей, постановка целей, задач, прогнозирование результатов. Создание театрализованных игр.

Организационный этап.

    Создание мотивации участников и благоприятного микроклимата.

Практический этап.

    Проведение занятий с использованием театрализованных игр.  

Обобщающий этап.

    Соотношение цели, задач  и результатов проективной деятельности по социализации детей 4-5 лет с ОВЗ в ДОУ  

Этапы реализации проекта

Подготовительный  срок: сентябрь 2016 г.

  1. Подбор  иллюстрированного материала,  пособий, атрибутов.
  2. Подбор музыкального и литературного материала, народного фольклора (сказок, песен, частушек и т.п.)
  3. Подбор  материала для продуктивной деятельности.

Основной  срок: октябрь 2016 г.-  май 2017г.

1. Развитие речевого творчества, выразительности речи

2. Развитие творчества в двигательной деятельности

3. Продуктивное творчество. Занимательные игры и упражнения, игры-эксперименты с материалами и инструментами, игровые задания. (Проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности, в любое свободное время, в разных режимных моментах).

4.Театрализованные игры.

 5. Работа над постановкой театрализованного представления.

6.«Творческая мастерская» (совместно с родителями создать необходимые костюмы или элементы костюмов, декорации, и т.д.).

Заключительный  срок: 16 мая 2017 -9 июня 2017 г.

1.Определение результата театральной  деятельности детей и родителей.

2. Драматизация сказки.

3.Фотовыставка .

4. Диагностика уровня творческих способностей у детей


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Время проведения

Образовательная деятельность

Внеобразовательной деятельности

2-я неделя

сентября

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение  русской народной  сказки«Жихарка».

Цель: Познакомить детей со сказкой; формировать умение внимательно слушать; побуждать детей понимать сюжет сказки; выделять героев, определять их поступки и соотносить их со своими. Воспитывать у детей желание быть справедливыми, сильными и смелыми, учить детей жить дружно.

Работа в книжном уголке.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: Обобщать и понимать последовательность сюжета, причинно – следственные связи. Развивать внимание, наблюдательность и связную речь. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания героям сказки.

Рисование.

Тема: «Храбрый петушок»

Театральная постановка   (настольный театр)

 по сказке «Жихарка».

Цель: Развивать эмоциональную сферу ребёнка, воображение, творческие способности, память.

3-я неделя сентября

Работа в книжном уголке:

1.Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Беседа на тему: «Друг познается в беде».

Цель: Формировать у детей навыки самостоятельно оценивать поступки героев, называя их содержание.

Побуждать  выражать свои чувства и распознавать чувства других.

2. Дидактическая игра «Расскажи и покажи» по русской народной сказке «Кот, петух и лиса».

Цель: Развивать у  детей умения подбирать карточки, раскладывать их  в нужном порядке и рассказывать сюжет сказки. Воспитывать у детей представления о доброте, дружбе. Формировать у них отрицательное отношение к негативным качествам: хитрость, хвастовство, обман, непослушание.

3.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказке «Кот, петух и лиса»

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками.

Развивать у  детей умение сравнивать, подвести к тому, что  иллюстрированные книги помогают понять содержание, познакомиться с персонажами.

Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к книге.

4.Пазлы. «Сюжеты по сказке «Кот, петух и лиса»».  

Цель: Упражнять действовать по образцу, подбирать соответствующие детали, развивать мелкую моторику рук.

Игра-драматизация по сказке«Кот, петух и лиса»

Цель: Формировать у детей опыт театрализованных представлений как средства самовыражения, умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Обучать детей инсценировать с помощью взрослого небольшую сказку, точно передавать черты героев сказки. (Заяц – боязливый,  доверчивый; Лиса -  хитрая; Петух- смелый.)

1-я неделя октября

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение русской народной  сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Цель: Познакомить детей со сказкой; учить детей внимательно слушать произведение; понимать смысл содержания сказки, её мораль в доступной для детей форме. Провести анализ поступков героев. Формировать нравственные качества у детей: дружбу, справедливость, взаимопомощь.

Прослушивание аудио-записи сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Цель: Формировать у детей культуру слушания аудио-записи сказки, умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев.

Работа в уголке ИЗО.

 Раскраски по сказке

«Петушок и бобовое зёрнышко».

4-я неделя октября

Конструирование.

Тема: « Постройка   лубяной избушки для зайца»

Работа в книжном уголке.

  1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Беседа на тему: «Мал удалец, да храбрец»

Цель: Воспитывать у детей гуманные чувства,  отрицательное отношение к негативным качествам. Вызывать сочувствие к герою (зайчику) и желание помочь ему. Развивать понимание пословицы. Показать связь значения пословицы с сюжетом сказки.

  1. Дидактическая игра (магнитная) «Расскажи сказку»

Цель: Развивать у  детей умения подбирать карточки,  относящиеся к одной сказке, раскладывать их в нужном порядке и рассказывать сюжет сказки.  Воспитывать у детей умение сочувствовать герою,  желание помочь.

  1. Дидактическая игра (ассоциации) по сказке

«Заюшкина избушка».

Цель: Развивать ассоциативное мышление, внимание.

  1. Пазлы.              «Сюжеты по сказке                   «Заюшкина избушка»».

Цель: Упражнять действовать по образцу, подбирать соответствующие детали, развивать мелкую моторику рук.

Аппликация. Тема: «Украсим ледяную избушку лисы»

Театральная постановка.

(пальчиковый театр) по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: Развивать эмоциональную сферу ребёнка, воображение, творческие  способности, память.

1-я неделя ноября

Досуг. «Путешествие по русской народной  сказке «Заюшкина избушка»»

Цель: Применение детьми полученных знаний в меняющейся ситуации, вовлечение детей в действо сказки, сюжета. Формирование нравственных качеств у дошкольников: смелость, взаимопомощь, отзывчивость. Развитие речевых умений. Развитие смекалки, сообразительности. Закрепление правил поведения в лесу. Воспитание любви к русскому народному творчеству.

2-я неделя ноября

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение  русской народной  сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: Познакомить детей со сказкой. Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения. Воспитывать у детей сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

Развивать нравственные качества у дошкольников: дружбу, заботу о ближнем, терпение, послушание, взаимовыручку.

Работа в книжном уголке.

  1. Дидактическая игра

«Угадай и назови сказку»

Цель: Активизировать у детей умение угадывать и называть сказку по картинкам. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания героям сказки.

  1. Дидактическая игра «Загадки»

Цель: Развивать аналитические способности, научить выделять яркие характерные особенности объекта.

3. Рассматривание репродукции картины «Алёнушка на камне»

 В. Васнецова.

Цель: Развивать у детей интерес внимательно рассматривать картину, обращать внимание на используемые художником  выразительные средства. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на произведение.

Просмотр мультфильма по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: Формировать  навыки совместного просмотра мультфильма. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания мультфильма. Помочь наглядным примером, понять такие понятия, как забота, терпение, послушание, дружелюбие, взаимовыручка.

3-я неделя ноября

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение русской народной  сказки «Зимовье»

Цель: Познакомить детей со сказкой; воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, сопереживать им. Воспитывать у детей дружбу и товарищество.

Работа в книжном уголке.

  1. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказке «Зимовье».

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками. Развивать эмоциональную отзывчивость на иллюстрации.

  1. Дидактическая игра «Подбери картинку»

Цель: Развивать у  детей умения подбирать карточки,  относящиеся к одной сказке. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания героям сказки.

  1. Дидактическая игра «Кто лишний?»

Цель: Закреплять у детей умение выбирать среди персонажей  тех, которые не относятся к сказке «Зимовье», отвечать  на вопросы, поясняя свой выбор.

Рисование. Тема: «Домик для зверей»

Просмотр мультфильма по сказке «Зимовье».

Цель: Формировать  навыки совместного просмотра мультфильма. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания мультфильма. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память. Показать детям, что в условиях трудной  ситуации нужно проявлять смелость, храбрость, дисциплинированность и не забывать про дружбу и уважение друг к другу.

4-я неделя ноября

Этическая беседа. «Дружба заботой, да подмогой крепка»

(По сказкам :«Жихарка»; «Кот, петух и лиса»; «Заюшкина избушка»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Зимовье»; «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: Формировать дружеские, доброжелательные отношения в группе; на примере прочитанных сказок, дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение детей друг к другу.

1-я неделя декабря

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение русской народной  сказки«Привередница»

Цель: Познакомить детей со сказкой; продолжать учить детей внимательно слушать сказку. Побуждать детей соотносить поведение героини в начале и в конце сказки, со своим, в разных ситуациях.

Настольная-печатная игра «Лото»«Угадай сказку».

Цель: Развивать логическое и ассоциативное мышление.

2-я неделя декабря

Рисование.

Тема: «Гуси-лебеди».

Работа в книжном уголке.

  1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Беседа по сказке на тему: «Как аукнется, так и откликнется», «В большом деле и малая помощь дорога».

 Цель: Закрепить знание сказки. Формировать у детей понимание смысла пословиц. Воспитывать у детей стремление к взаимовыручке, «чувство локтя», выдержку, терпение, послушание, вежливость на примере поведения персонажей.

  1. Дидактическая игра по сюжетным картинкам «Что сначала, что потом?»

Цель: Активизировать у детей  умение обобщать и понимать последовательность сюжета, причинно – следственные связи в сказке. Развивать внимание, наблюдательность, связную речь.

  1. Рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к сказкам «Гуси-лебеди» и «Привередница».

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики.

  1. Пазлы. «Сюжеты по сказке «Гуси-лебеди»».

Цель: Упражнять действовать по образцу, подбирать соответствующие детали, развивать мелкую моторику рук.

3-я неделя декабря

Просмотр мультфильма

«Гуси-лебеди».

Цель: Формировать  навыки совместного просмотра мультфильма. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания мультфильма. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память. Формировать понятия таких качеств, как ответственность, отзывчивость, доброта, готовность помочь ближнему.

Пальчиковый театр по сказке «Гуси-лебеди»

Цель: Развивать эмоциональную сферу ребёнка, воображение, творческие способности, память.

4-я неделя декабря

Новогодний досуг: «В гостях у зайца и лисы».

Цель: Вовлечь детей в эмоциональную игровую ситуацию, учить ролевому перевоплощению, создать условия для эмоционального проживания роли, учить развивать сюжет, развивать эстетический вкус.

2-я неделя января

Работа в книжном уголке.

  1. Чтение русской народной сказки «Колосок».

Беседа на тему: «Кто не работает -  тот не ест».

Цель: Закрепить с детьми знание сказки. Дать оценку нравственным поступкам и поведению героев (петушок -любит трудиться, мышата –ленивые, непослушные). Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, честность.

  1. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказке «Колосок»

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики.

  1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: Активизировать у детей  умение обобщать и понимать последовательность сюжета, причинно – следственные связи в сказке. Развивать внимание, наблюдательность и связную речь.

Работа в уголке ИЗО.

Рисование «Колосок» (печатание).

3-я неделя января

Развивающая игра. «Собери сказку»

Цель: Упражнять детей находить героев одной сказки. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания героям сказки.

Настольно-печатная игра «Домино». «Герои сказок».

Цель: Развивать логическое и ассоциативное мышление.

4-я неделя января

Досуг. Театральная постановка «Колосок»

Цель: развивать у детей интерес

к театрально-игровой деятельности; учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам, используя выразительные средства(мимику, жесты, интонацию). Учить детей правильно оценивать поступки персонажей, соотносить их со своим поведением. Воспитывать у детей вежливость, доброту и трудолюбие.

2-я неделя февраля

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение русской народной  сказки «Про Иванушку - дурачка».

Цель: Познакомить детей со сказкой; учить понимать смысл содержания сказки, её мораль. Развивать нравственные качества: доброту, честность, отзывчивость, трудолюбие.

Работа в книжном уголке.

1.Рассматривание иллюстраций в книге «Про Иванушку - дурачка».

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики.

2.Дидактическая игра «Подбери картинку».

Цель: Развивать у  детей умения подбирать картинки к сказке. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания героям сказки.

3-я неделя февраля

Настольно-печатная игра «Лото» по сказкам: «Угадай сказку».

Цель: Развивать логическое и ассоциативное мышление.

4-я неделя февраля

Этическая беседа на тему: «Вежливость ничего не стоит, но приносит много».

(По сказкам «Колосок»; «Про Иванушку - дурачка»; «Привередница» ;«Гуси - лебеди»).

Цель: Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость» (вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям).Систематизировать знания о правилах вежливого поведения, упражнять детей в анализе своих поступков.

1-я неделя марта

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение русской народной  сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Цель: Познакомить детей со сказкой; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Формировать личное отношение ребенка к нарушению моральных норм; сочувствие обиженному и несогласие действиями обидчика.

Работа в книжном уголке.

  1. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказке: «Лисичка-сестричка и волк».

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики.

2.Развивающая игра. «Лабиринт».

 «Волк и лиса на рыбалке»

Цель: Упражнять детей ориентироваться в пространстве, развивать зрительную память, внимание, наблюдательность.

  1. Пазлы. «Сюжеты по сказке

«Лисичка-сестричка и волк»».

Цель:Упражнять действовать по образцу, подбирать соответствующие детали, развивать мелкую моторику рук.

4.Развивающая игра.

«Сложи картинку». Кубики «Сказки».

Цель:Упражнять детей действовать по образцу, подбирать соответствующие грани кубиков, развивать мелкую моторику рук.

5.Дидактическая игра «Угадай героя сказки»

Цель: Проверить знания об известных персонажах детских сказок. Продолжать развивать у детей умение правильно и последовательно выражать свои мысли.

Рисование. Тема: «Ловись рыбка и мала и велика»

3-я неделя марта

Лепка. Тема: «Мама-коза и козлятки»

Работа в книжном уголке.

  1. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Беседа по сказке на тему:  « Об осторожности».

Цель: Закрепить знание сказки. Формировать у детей умение правильно оценивать  поступки персонажей и события произведения, соотносить их со своим поведением; правильно устанавливать причинно – следственные связи, понимать идейное содержание; понимать смысл пословицы. На примере сказки обучать детей основам безопасности, учить осторожности.

  1. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказке «Волк и  семеро козлят».

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики.

  1. Дидактическая игра «Спрячь козлёнка»

Цель:  Закреплять у детей знания основных цветов спектра. Формировать у детей чувства сопереживания, желание помочь слабому.

  1. Пазлы.«Сюжеты по сказке «Волк и  семеро козлят»».

Цель:Упражнять действовать по образцу, подбирать соответствующие детали, развивать мелкую моторику рук.

Работа в уголке ИЗО.

Раскраски по сказке «Волк и  семеро козлят».

Просмотр мультфильма

«Волк и  семеро козлят».

Цель: Формировать  навыки совместного просмотра мультфильма. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания мультфильма. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память. На примере сказки обучать детей основам безопасности, учить осторожности.

Театральная постановка (настольный театр) по сказке «Волк и семеро козлят».

Цель: Развивать эмоциональную сферу ребёнка, воображение, творческие способности, память.

1-я неделя апреля

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение русской народной  сказки «Лиса-лапотница».

Цель: Познакомить детей со сказкой; обратить внимание детей на развитие сюжета в сказке, на отличительные черты характера лисы, ее поступки и поведение; формировать нравственные качества у детей: честность, справедливость, взаимопомощь.

Работа в книжном уголке.

  1. Дидактическая игра «Угадай и назови сказку».

Цель: Упражнять детей угадывать и называть сказку по картинкам.  Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания героям сказки.

  1. Дидактическая игра «Расскажи по картинкам»

Цель: Развивать у  детей умения подбирать картинки, раскладывать их  в нужном порядке, рассказывать сказку с опорой на зрительные образы. Формировать личное отношение ребёнка к действиям лисы в сказке.

  1. Пазлы. «Сюжеты по сказкам».

Цель: Упражнять действовать по образцу, подбирать

соответствующие детали, развивать мелкую моторику рук.

Рисование.

Тема: «Хитрая лиса».

Просмотр мультфильма

«Лиса-Лапотница»

Беседа. Тема: «Не копай другому яму, сам в нее попадешь»

Цель: Формировать  навыки совместного просмотра мультфильма. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания мультфильма. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память. Воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, взаимопомощь.

2-я неделя апреля

Работа в книжном уголке.

Рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к сказкам «Лиса-лапотница» и «Лисичка со скалочкой».

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики.

3-я неделя апреля

Работа в книжном уголке.

  1. Чтение сказки «Медведь  и лиса».

Беседа по сказке на тему:

«О честности и хитрости».

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, понимать содержание произведения. Обсудить с детьми поступки и характер героев. Учить детей видеть плохие поступки, выражать свое отношение к плохим действиям.

2. Рассматривание сюжетных картинок по сказке «Медведь  и лиса»

Цель: Побуждать детей пересказывать по картинкам отдельные эпизоды сказок по вопросам воспитателя и самостоятельно. Использовать в описание персонажей прилагательные, характеризующие их внешний вид, характер, поступки.

3.Дидактическая игра

«Четвёртый лишний»

Цель: Упражнять детей выбирать среди персонажей  героя из другой сказки, отвечать  на вопросы, поясняя свой выбор.

1-я неделя

мая

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение русской народной  сказки «Война грибов с ягодами»

Цель: Познакомить детей со сказкой; Обратить внимание детей на название сказки и сюжет; побуждать детей понимать и объяснять поступки и поведение; выделять положительных и отрицательных героев.

Работа в уголке природы. Рассматривание иллюстраций на темы «Грибы» и «Ягоды»

Рисование «Лес полон сказок и чудес»

Работа в книжном уголке.

1.Рассматривание иллюстраций в книге «Война грибов с ягодами».

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики.

  1. Развивающая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Цель: На примере героев сказок развивать у детей коммуникативные навыки, учить играть дружно, делится игрушками, вежливо обращаться друг к другу.

2-я неделя

мая

Работа в книжном уголке.

  1. Чтение русской народной сказки «Коза-Дереза».

 Беседа на тему: «Обман не ведет к добру».

Задачи: Обсудить с детьми, почему нужно всегда говорить правду, рассмотреть на примере героев сказки к чему приводит ложь. Формировать умение высказывать свое мнение о том, как  нужно поступать в различных ситуациях.

  1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Коза-Дереза».

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики.

Игра-драматизация по сказке «Коза-Дереза»

Цель: Формировать у детей навыки театрализованных представлений, как средства самовыражения. Обучать детей инсценировать с помощью взрослого небольшую сказку. Развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Формировать ролевое взаимодействие с другими персонажами.

3-я неделя

мая

Этическая беседа на тему: «Что такое хорошо, а что такое плохо».

(По сказкам: «Волк и семеро козлят»; «Лиса-лапотница»; «Лиса и медведь»; «Коза-Дереза».

Цель: Формировать умения обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм (можно – нельзя, хорошо – плохо).

Раскрыть понятие «хорошо», «плохо»; обсудить поступки героев  в соответствии с этими понятиями. Формировать личное отношение ребенка к соблюдению (нарушению) моральных норм.

Дидактическая игра.

 «Домино» «Герои сказок».

Цель: Развивать логическое и ассоциативное мышление.

4-я неделя

мая

Досуг. Викторина по сказкам.

Цель: Выяснить помнят ли дети сказки, с которыми их знакомили в течении года. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказок, оценивать характеры героев, предавать интонации голоса. Активно употреблять слова, обозначающие нравственные качества (добрый, злой, честный,  хитрый, отзывчивый и трудолюбивый).

Работа в книжном уголке.

  1. Дидактическая игра

 «Назови сказку».

Цель: Упражнять детей угадывать и называть сказу по картинкам.  Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания героям сказки.

  1. Пазлы«Сюжеты по сказкам».

Цель: Упражнять действовать по образцу, подбирать соответствующие детали, развивать мелкую моторику рук.

1-я неделя июня

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение русской народной  сказки «Лиса и козёл».

Цель: Познакомить детей со сказкой; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей.

Работа в книжном уголке.

  1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Лиса и козёл».

Цель: Предложить детям сравнить книги, иллюстрированные разными художниками.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики.

  1. Дидактическая игра

 «Угадай и назови сказку».

Цель: Закреплять у детей умение угадывать и называть сказку по картинкам.  Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания героям сказки.


Список русских народных сказок

  1. «Заюшкина избушка», обр.В.Даля
  2. «Кот, лиса и петух», обр. М.Боголюбской
  3. «Волк и семеро козлят», обр.А.Н.Толстого
  4. «Гуси-лебеди», обр.М.Булатова
  5.  «Лисичка -сестричка и волк», обр.М.Булатова
  6. «Зимовье», обр. И.Соколова-Микитова
  7.  «Привередница», обр.В.Даля
  8.  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.А.Н.Толстого
  9.  «Про Иванушку дурачка», обр. М.Горького
  10. «Лиса и медведь», обр.М.Булатова
  11. «Жихарка», обр.И.Карнауховой
  12. «Петушок и бобовое зернышко», обр. О.Капицы
  13.  «Лиса-лапотница», обр.В.Даля
  14.  «Война грибов с ягодами», обр.В.Даля
  15. «Колосок», обр. С.Могилевской
  16. «Коза-Дереза»
  17.  «Лиса и козел», обр. О.Капицы

Программа проектных мероприятий

Важным этапом социализации ребенка с ОВЗ является его поступление в дошкольную образовательную организацию. Дошкольная организация является значимым этапом в социализации личности ребенка. Ребенок с ОВЗ, интегрированный в образовательную среду и получающий коррекционную помощь, может воспитываться в группе вместе с нормально развивающимися детьми.

Важно отметить, что работа с такими детьми ложиться не только на плечи воспитателя, она  должна проходить  в совокупности  с администрацией, медицинским работником, специалистами, родителями. Только тогда мы сможем  добиться полноценных результатов. Мы планируем использовать театрализованную деятельность, чтобы расширить эмоциональный мир и познавательный интерес детей. У детей появляется желание общаться друг с другом. Пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр игрушек, настольный плоскостной театр, плоскостной театр на фланелеграфе, звучащие игрушки – всё это очень хорошо влияет на развитие мелкой моторики и общее речевое развитие ребенка. В процессе проигрывания сказок могут  принять  участие дети с родителями. Если в театре задействованы родители, то это праздник для детей. Совместное рисование, драматизация, проговаривание по ролям, сочинение сказок, работа с пластилином и тестом – создаст  возможность лучше понимать и строить отношения со своим ребенком.

         Совместно с родителями и коллегами прививать любовь к книгам, используя в своей работе тематические выставки, создание книжек самоделок, использовать разные виды театра по сказкам,  рисовать, проводить выставки детских рисунков и поделок, тематические выставки.

 С родителями и педагогами провести консультации.

 Проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Повышение уровня социализации детей 4-5 лет с ОВЗ в ДОУ  
  • формирование у детей представлений об окружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающим;
  • развитие личностных качеств ребенка;
  • преодоление эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии;
  • успешная адаптация детей в условиях семьи или в условиях других учреждений.

ИТОГИ ПРОЕКТА

Театр формирует способность увидеть, и понимать прекрасное, поскольку сочетает в себе несколько искусств. Театрализованная игра в развитии и воспитании ребёнка имеет важную роль как главное средство в раскрытии его коммуникативных способностей. Театр, в свою очередь, близок к игре детей.

 Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются .Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, через театральную деятельность, у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.

2.Алянский Ю.Л. Азбука театра. Л.: «Детская литература», 1998

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - Просвещение, 1987

4.Артемова Л.В. Театрализованные игры для дошкольников - М. Просвещение, 1991

5.Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.

6.Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.

7.Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры -которые лечат М.ТЦ.

Сфера, 2008

8.Выготский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1983

9.Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008

10.Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М.: «Педагогика-Пресс», 1996.

11.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

12.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2000.

13.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

 14.Роножин А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» , 2003г.

15.Сысоева И.М. Социализация и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве ОУ. Новосибирск. Интернет ресурсы

16.Филичева Т.Б., Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина.«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» - М. Просвящение, 2010.

17.Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.

18.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2004.

19.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.

20.Шарохина В.Л «Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе», 2001г.

Приложение №1

Конспект интегрированного занятия в средней группе

«Путешествие

по русской народной сказке

 «Заюшкина избушка»»

Составили и провели:

Воспитатель Левина Е.Г.

Учитель-логопед Кузьмина Е.В.

Москва 2016

Цель:  Закрепить умения эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, осмысливать характеры и поступки персонажей.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать умение детей вести диалог с педагогом, слышать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

2. Продолжать формировать умение отгадывать загадки.

3. Формировать умение детей подбирать слова с противоположным значением.

4.  Обогащение словарного запаса.

5. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования.

Развивающие:

  1. Развивать умения согласовывать речь с движением.
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, речь.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, сочувствие, сопереживание.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения и взаимовыручку.
  3. Умение различать плохие поступки.
  4. Вызывать у детей желание прийти на помощь.

Оборудование. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (настольный театр),игрушки: лиса, заяц, петух, медведь, собака, , сундучок, бумажные плоскостные модели разной формы.

        Предварительная работа: чтение с детьми сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма по сказке «Заюшкина избушка», отгадывание загадок о животных, наблюдение за снегом в помещении.

Методы и приёмы организации:

  1. Методы мотивации (сюрпризный момент)
  2. Методы образовательного процесса (игры и упражнения, наглядность).
  3. Методы контроля (беседа, помощь при необходимости).
  4. Методы стимулирования (поощрение).

Ход занятия:

Оргмомент. Приветствие.

-Доброе утро!- скажем мы друг другу.

С улыбкой посмотрим в глаза.

От этих улыбок глаза засияют

И добрыми станут сердца.

-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки.

1-я часть.  (стук в дверь).

Воспитатель. Дети, давайте посмотрим: кто это стучится в дверь? (Открывать   дверь,   видит сундучок.) Какой он большой! И красивый! Хотите узнать, что в нем лежит?

Дети стоят на ковре. (Пытается      открыть сундучок, но не может.)

-Что-то ничего у меня не получается... Наверное, мы забыли сказать волшебное слово. Какие волшебные слова вы знаете? (После ответов детей – спасибо, пожалуйста, будьте так любезны, будьте так добры - сундучок открывается.)

-Если хотите узнать, что есть в сундучке, отгадайте загадки.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

Кур в деревне крадёт.

(Лиса).  (Достает игрушку лисы.)

Комочек пуха,

 Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц.) (Достает игрушку зайца.)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвостик колечком.

 (Собака) (Достает игрушку собаки).

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна

Он проснётся ото сна.

  (Медведь)  (Достает игрушку медведя)

Красный гребешок,

Разноцветный бочок.

Рано встаёт

Голосисто поёт.

 (Петух.) (Достает игрушку петуха.)

Как вы думаете, из какой сказки эти звери: лиса, заяц, собака, медведь, петух? (Ответы.)

Загадка.

 Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лиса выгнала косого.

Эта сказка вам знакома?

 И правда, это герои русской народной сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши сказочные герои оживут, и вы увидите и услышите сказку «Заюшкина избушка» (сложить игрушки в сундучок и закрыть его).

Достать из сундучка настольный театр «Заюшкина избушка».

Проходите на стульчики, будем сказку смотреть.  

Показать детям сказку.

Беседа.

- Вам понравилась сказка?

- Какая избушка была у лисы?

- Какая избушка была у зайца?

- Как назвать лубяную избушку по-другому?

- Что случилось с избушкой лисы, когда наступила весна?

- Что сделала лиса, когда её избушка растаяла?

- Хорошо ли  поступила лиса?

- Какая лиса в этой сказке?

- Кто хотел помочь зайцу?

- Почему собака и медведь не помогли зайцу?

- Кто же помог зайцу выгнать лису?

- Каким оказался петушок?

А сейчас мы немножко отдохнём. Сделаем «Звериную зарядку»

Физкультминутка

Раз – присядка, (дети приседают)

Два –прыжок. (подпрыгивают)

Ушки на макушке (Кладут ладошки на голову)

Это заячья зарядка.

А лисички как проснутся (кулачками трут глаза)

Сразу любят потянуться, (потягиваются, отводя руки назад)

Обязательно зевнуть, (зевают, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (двигают бёдрами из стороны в сторону)

Ну, а мишка- косолапый, (сгибают слегка руки в локтях)

Широко расставив лапы, (ставят ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступают с ноги на ногу)

Долго топчется на месте. (раскачивают туловище)

А наш Петя-петушок (ставят руки на пояс)

Подняв красный гребешок (поднимают голову вверх)

Важно по двору шагает. (шагают, высоко поднимая колени)

Дидактическая Игра «Скажи наоборот» с мячом

Заяц впустил лису, а лиса его …….(выгнала)

Заяц плачет, а лиса…….(смеётся)

Зимой было холодно, а весной ……..(тепло)

Зайчик маленький, а медведь……..(большой)

Собака трусливая, а петух……..(смелый)

Лиса злая, а заяц…….(добрый)

Весна пришла, а зима……(ушла)

Добрым быть хорошо, а злым…….. (плохо)

2-я часть (слышится плач лисы).

Воспитатель. Кто это плачет? (Ответы.) Посмотрите, лиса никуда не убежала. Она сидит под кустиком. Почему она плачет? Вам ее жалко? (Ответы.) Да, она осталась без избушки.  У лисы была ледяная избушка - она растаяла. У зайчика была лубяная - она сохранилась. Давайте сделаем лисе такую же избушку, как у зайчика.

Проходите за столы.

-У вас у каждого лежат геометрические фигуры. Соберите из них домик для лисы.

Проводится работа по конструированию «Избушка для лисы», дети сами подбирают готовые геометрические формы.

Итог.

Сказка «Заюшкина избушка» нас с вами учит:

Вам советуем дружить,

Очень дружбой дорожить,

В обиду друга не давать,

В любом несчастье помогать.

Приложение №2

Досуг

для детей средней группы

по мотивам русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Составили и провели:

Левина Е.Г.-воспитатель

Кузьмина Е.В.-учитель-логопед

Москва 2016

Программное содержание:

1.Способствовать желанию детей участвовать в театральной драматизации. Развивать воображение.

2.Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

3.Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к  импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.

4.Развивать интерес к художественному слову, формировать грамматическую и стилистическую правильность речи.

5.Учить взаимодействовать между собой в диалогах, чутко реагировать на изменения в сценической ситуации.

Предварительная работа:

Чтение сказки, беседа по сказке, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма.

Оформление:. Зал оформлен в стиле деревенского двора (дом Хозяюшки, возле дома забор, лавочка, во дворе муляжи растений и т.д.)

Действующие лица:

- Ведущая;

- Коровушка;

- Петя – Петушок;

- Курочка – Пеструшка;

- Хозяюшка;

- Хозяин;

- Кузнец.

Ход досуга

(из центральных дверей в зал заходят все дети с ведущей. Включается музыка, из задних кулис выходят дети

Ведущая

Здравствуйте мои хорошие нарядные,

Друг на друга совсем непохожие.

Тот, кто любит сказки слушать,

Должен быть всегда послушен,

И держать ушки на макушке,

Ведущий

Но сказка станет интересней, если начнется песней.

(все дети встаю с мест, встаю в хоровод, поют по

фонограмму песню «Петушок»)

(дети присаживаются на места)

Жил был Петя – петушок, золотистый гребешок

Утром рано он вставал, голосисто он кричал.

(звучит музыка, выходит Петушок и Курочка)

Ведущая

Вместе с Петушком жила Курочка - Пеструшка,

Известная всем «хлопотушка».

Утром с Петенькой встает и цыплят своих зовет.

(звучит фонограмма_, танец

Курочки и Петушка»)

(В это время в доме показалась Хозяюшка)

Ведущая

Как водится, хозяюшка утром в курятник вошла,

Цыплятам по зернышку всем раздала,

А Петушка с Курочкой угостила бобовым зернышком.

Петушок торопится, зернышки клюет,

Да потешки, для цыплятам все поет.

А курочка знай себе приговаривает….

Курочка

Петенька, не торопись

Петенька остановись.

Зернышком подавишься,

С голосом расстанешься.

Осень

А Петенька все клюет, торопится.

И Песенки поет, о горлышке не заботится.

А Курочка, не унимается

Петушка остановить пытается.

Курочка

Петенька, не торопись

Петенька остановись.

Зернышком подавишься,

С голосом расстанешься

Ведущая

А Петушок и не слышит

Подавился зернышком, лежит….

Еле дышит.

Курочка -Пеструшка испугалась

И к своей Хозяюшке помчалась.

(Курочка подходит к Хозяйке)

Курочка

Хозяюшка милая, дай мне маслица, Петеньке горлышко

смазать.

Подавился мой Петушок бобовым зернышком.

Хозяюшка

Ты скорей к Коровушке беги

У нее ты молока спроси.

А я уж собью маслице.

(Курочка убегает)

Ведущая

Побежала Курочка к Коровушке.

(под музыку выходи Курочка и Коровушка)

Курочка

Коровушка – Голубушка, дай скорее молочка.

Я молочко Хозяюшке отнесу, она собьет маслице,

я смажу Петеньке горлышко. Подавился мой Петушок

бобовым зернышком.

Коровушка.

Ступай к хозяину, пусть он принесет мне свежего сена.

(Курочка убегает)

Ведущая

Побежала Курочка к Хозяину, сена просить.

(входит Курочка с Хозяином)

Курочка

Хозяин дай мне свежего сена. Я его Коровушке отнесу, она даст мне молочка свежего. Я молочко Хозяюшке отнесу, она собьет маслице, я смажу Петеньке горлышко. Подавился мой Петушок бобовым зернышком.

Хозяин

Сходи Курочка к Кузнецу за новой косой, а то моя совсем

затупилась.

(Курочка убегает)

Ведущая

Побежала Курочка к Кузнецу косу просить

(появляется Курочка с Кузнецом)

Курочка.

Кузнец, Кузнец сделай Хозяину новую косу, а то его совсем затупилась. Хозяин накосит свежее сено, я его отнесу Коровушке, Коровушка даст молока, я его отнесу Хозяюшке, она из него собьет маслице, я его дам Петушку, а то он подавился бобовым зернышком.

Кузнец.

Один я это дело сделать быстро не смогу, кузнецов на

помощь позову.

(Зовет Кузнецов - дети встают в полукруг поют песню «Во кузнице» Кузнец с детьми инсценируют действия песни)(Дети присаживаются)

Ведущая

(Кузнец отдает Курочке косу)

Кузнец дал Курочке новую косу, а хозяин в ответ…

Хозяин

Эх, хорошо коса косит. Только вот все вместе и траву и колосья.

Ведущая

Пора хозяин помощников звать.

Траву и колосья в снопы разные вязать.

(дети играют в игру «Собрать колосья и траву», в ходе

игры сено Хозяин относит Коровушке)

Ведущая

Хозяин с помощниками сено собрали, Коровушке отнесли, Коровушка дала молочка Хозяюшке, Хозяюшка стала маслице сбивать.

(Звучит музыка, танец Хозяюшки (имитация сбивания

масла, дети повторяют движения за Хозяюшкой)

Ведущая

Сбила Хозяюшка маслице, отдала его Курочке, Курочка Петушку горлышко смазала, бобовое зернышко и проскочило.

Петушок

Кукареку, Кукареку, снова звонко я пою!

Ведущая

Тут и музыканты заиграли,

Петя с Курочкой заплясали!

Петушок

В Бубны бейте посильней,

С Курочкой пляшу своей!

С Пеструшкою нарядной,

С хлопотушкой моей ненаглядной!

(Петушок с Курочкой пляшут танец, дети с инструментами подыгрывают им)

Ведущая

Вот и сказочке конец,

А кто слушал – молодец!

Приложение №3

Викторина

по русским народным сказкам

Составили и провели:

Левина Е.Г.-воспитатель

Кузьмина Е.В.-учитель-логопед

МОСКВА 2017

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказку по заданию.

Развивающие задачи:

  1. Активизировать словарь детей.
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Развивать зрительное внимание
  4. Развивать мышление.
  5. Развивать эмоционально – нравственную сферу и навыки общения детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу.
  2. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Материалы:

Книги с русскими народными сказками, иллюстрации, игрушка Колобок, задания в конверте, аудиозапись.

Предварительная работа:

-Чтение детям русских народных сказок.

-Обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок, собирание пазлов с иллюстрациями к сказкам

-Раскрашивание изображений к сказкам.

Методические приемы:

- игровой (использование сюрпризного момента);

- наглядный;

- словесный (вопросы, индивидуальные ответы детей).

Ход занятия:

1.Оргмомент

Дети заходят в зал и садятся на стулья. Звучит песня «Сказки гуляют по свету».

Ведущий

-Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдём от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

Неважно, что со сказкой знакомы давно мы.

Пускай и с героем отлично знакомы,

И чем там закончится тоже известно,

Хорошие сказки всегда интересны.

2.Ребята, я сегодня по дороге в детский сад встретила почтальона. Он передал нам телеграмму. Хотите узнать от кого она? Отгадайте загадку.

Из муки я был печен,

На сметане был мешён,

на окошке я студился,

По дорожке укатился.

Был я весел,

Был я смел,

И в пути я песни пел.

Кто это?/колобок/

-В этой телеграмме колобок спрашивает, много ли вы знаете русских народных сказок.

-Сейчас мы будем передавать колобок друг другу под музыку, как только музыка закончится, тот у кого в руках оказался колобок, вспоминает название русской народной сказки. /если ребёнок затрудняется воспитатель просит других детей прийти ему на помощь/

3.Задание «Наши сказки нам знакомы»

Ведущий

Сейчас я буду читать отрывки из русских народных сказок. Тот, кто догадался, из какой сказки отрывок, поднимает руку и отвечает. Помните, главное правило нашей игры-не выкрикивать.

4.Физкультурная минутка "Сказки"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

  1. Задание «Узнай героя сказки»

  • «Позволь, Алёнушка, сестрица,

Из этой лужицы напиться!»

«Не пей, Иванушка, беда…

Ягой отравлена вода!»

Но не послушался сестрицы,

Нагнулся и... хлебнул водицы.

Был братик мальчиком. Ребёнок

Кем стал теперь? Кто он? …(Козленок)

  • Из леса птицы прилетают,

Детишек малых забирают,

К Яге в избушку их несут –

Озорников всегда там ждут.

(Гуси-лебеди из р.н.с «Гуси-лебеди»)

  • Послушав лисьего совета,

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост бедняга потерял.

(Волк из р.н.с. «Лиса и волк»)

  • Теперь ещё одна загадка:

Она – животное из сказки,

Где чуть не скушал волк-злодей

Всех семерых её детей.                 (Коза.)

  • Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой?                       (Машенька.)

  • Как настали холода,

Дом слепила изо льда.

Грело солнце день за днём

И растаял этот дом.

Выгнала она косого

Из домишки лубяного.

Но пришёл петух с косой —

Снова в домике косой.

Кто в далёкие леса

Навсегда ушла? ...                         (Лиса)

  • На лесной опушке

Сидит она в избушке.

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метёлкою ей дорога,

Это зловредная…                       (Баба-яга.)

  • Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?   («Три медведя»)

  • Ни дед, ни баба не сумели

Яичко чудное разбить.

А кто сумел? – о том хотели

У вас, ребята, мы спросить.           (Мышка)

  1. Задание «Слова сказочных героев»

Ведущая

-А сейчас ребята, мы узнаем хорошо ли вы знаете песенки сказочных героев.

  • Какую песенку пел колобок?
  • Какую песенку пела мама- коза?
  • Как приговаривала лиса, сидя в заячьей избушке?
  • Какой наказ давала Маша медведю?
  • Что говорил петух, выгоняя лису из избушки?
  • Что кричал Жихарка, когда его несла лиса?
  1. Итог.

Ведущая.

-В мире много сказок

Грустных и смешных,

и прожить на свете

нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Приложение №4

Дидактические игры

Дидактическая игра.

«Домино» «Герои сказок»

Цель: Развивать логическое и ассоциативное мышление.

E:\фото для проекта\101MSDCF\DSC08434.JPG

E:\фото для проекта\101MSDCF\DSC08445.JPG

E:\фото для проекта\101MSDCF\DSC08437.JPG

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Цель: Закреплять у детей умение выбирать среди персонажей  тех, которые не относятся к сказке «Зимовье», отвечать  на вопросы, поясняя свой выбор

E:\фото для проекта\101MSDCF\DSC08479.JPG

Развивающая игра.

«Сложи картинку». Кубики «Сказки»

Цель:Упражнять детей действовать по образцу, подбирать соответствующие грани кубиков, развивать мелкую моторику рук.

E:\фото для проекта\101MSDCF\DSC08464.JPGE:\фото для проекта\101MSDCF\DSC08461.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка....ложь иль в ней намёк?

Материал для педагогов, родителей....

«Сказка ложь, да в ней намёк….»

Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе "Декларация прав человека"...

Сказка - ложь, да в ней намёк...»

проследить как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим....

Сказка- ложь, да в ней намёк...!

Сказка- ложь, да в ней намёк...!...

Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."

Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...