Литературная викторина "По страницам любимых книг Н.Носова"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Литвинова Ирина Сергеевна

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать, а иногда и слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litvinova_i.s_literaturnyy_labirint.docx605.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 г. Томска

Название методического материала: «По страницам любимых книг»

 Сценарии итоговых образовательных событий (викторина)

Воспитатель: Литвинова Ирина Сергеевна

Томск – 2019

Пояснительная записка

Актуальность

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге. В соответствии с ФГОС образовательная область «Чтение художественной литературы» предполагает формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать, а иногда и слушать.

В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности.

Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам.

Задачи: способствовать обогащению лексического словаря детей; формировать умение различать сказки, знать их главных героев, уметь узнавать сказку по отрывку, знать сказки народные и авторские; развивать внимание, памяти, воображение, творчество, быстроту реакции; продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе.

Предварительная работа.

  • Оформление тематической выставки книг.
  • Дидактические игры «Узнайте сказку», «Кто лишний?», «Найди ошибку».
  • Отгадывание загадок по сказочным сюжетам. 
  • Инсценировки и сюжетно-ролевые игры по сказкам.
  • Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.

Способы:

Мотивация, объяснение, беседа, физкультурная минутка, художественное – слово, фольклор, вопрос-ответ, рефлексия.

Методы:

 Игровой, словесно-логический, частично – поисковый, проблемный, ИКТ, наглядный.

Форма организации:

Групповая.

Место в режиме дня:

Вторая половина.

Виды деятельности:

Игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, музыкальная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

        Ход мероприятия:

Звучит музыка из произведений писателя Н.Носова

I. Литературная викторина.

1. В кого превращались или были заколдованы ослы Брынди, Пегасик и Калигула из повести-сказки Н. Носова “Незнайка в Солнечном городе?” (в коротышек).

2. Что бы ты попросил у Незнайки? (волшебную палочку. Н. Носов “Незнайка в Солнечном городе”).

3. На чем совершили необыкновенное путешествие:

а) в Зеленый город Незнайка и его друзья. (На воздушном шаре. Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”).

б) на Луну Незнайка и Пончик. (На ракете. Н. Носов. “Незнайка на Луне”).

4. Кто из литературных персонажей были друзьями:

а) Незнайки: Гулька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Виктик, Шпунтик, Растеряйка, Тюбик, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Торопыжка, Гусля. Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”.

б) Толи Клюквина: Слава Огоньков. Н. Носов “Приключения Толи Клюквина”.

в) Вити Малеева: Костя Шишкин. Н. Носов “Витя Малеев в школе и дома”.

5. Вспомни, кто был ростом с небольшой огурец и жил со своими друзьями-коротышками в Цветочном городе (Незнайка. Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”).

6. О ком говорится в следующих отрывках из литературного произведения:

“По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было – это задачки решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике. (О Вите Малееве. Н. Носов “Витя Малеев в школе и дома”).

7. Из каких литературных произведений эти строчки:

а) “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит:

- Ай! – и прыг на диван” (“Живая шляпа”).

б) – “А я один раз купался в море», - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила”. (“Фантазеры”).

8. Перед вами начальные строки литературных сказочных повестей. Как они называются?

а) “В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие”. (“Приключения Незнайки и его друзей”).

б) “С тех пор как Незнайка совершил путешествие в Солнечный город, прошло два с половиной года”. (“Незнайка на Луне”).

II. Литература и математика.

Из какого литературного произведения этот отрывок. Проверь, правильно ли совершили математическое действие. Дай верный ответ.

“Выбегаю на улицу, смотрю – идет Шишкин.

- Слушай, - говорю. – Костя, мальчик и девочка рвали в лесу орехи, нарвали 120 штук, мальчик взял себе вдвое больше, чем девочка. Что делать, по-твоему? – Надавать, - говорит, - ему по шее, чтоб не обижал девочек!” (У мальчика 80 орехов, у девочки – 40 орехов. “Витя Малеев в школе и дома”).

III. Литературно-шахматная викторина.

Из каких произведений такие фрагменты:

а) “Незнайка принялся играть с автоматом в шахматы. Не успел он сделать и десяти ходов, как получил шах и мат”. (“Незнайка в Солнечном городе”).

б) “Сиропчик нарядился в клетчатый костюм. Он всегда ходил в клетчатых костюмах и брюки у него были клетчатые, и пиджак клетчатый, и кепка клетчатая. Увидев его, издали, коротышки всегда говорили: “Глядите, глядите, вот идет шахматная доска”. (“Приключения Незнайки и его друзей”).

в) “ - … арифметику мы успеем сделать. Я тебе все объясню в два счета. Давай сначала сыграем в шахматы. Тебе все равно надо научиться играть в шахматы, потому что шахматы развивают способности к математике”. (“Витя Малеев в школе и дома”).

г) “Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо”. (“Приключения Толи Клюквина”).

д) с кем играл:

- Незнайка в шахматы? - (с Барсиком. “Незнайка в Солнечном городе”).

- Витя Малеев? – (с Аликом Сорокиным. “Витя Малеев в школе и дома”).

- Толя Клюквин? – (с Огоньковым Славой. “Приключения Толи Клюквина”).

е) Кто из героев произведений Носов не умел играть в шахматы? – (Клюквин, Кнопочка, Малеев, Незнайка, Ниточка, Огоньков, Пестренький, Сорокин).

ж) Имя мальчика, который научил Витю Малеева играть в шахматы? - (Алик).

Одноклассник Вити Малеева, который научил играть его в шахматы? – (Сорокин).

з) Фамилия коротышки, о котором в Цветочном городе говорили: “Глядите, глядите, вот идет шахматная доска”. – (Сиропчик).

и) Герои любимых сказок:

1) Архитектор из Солнечного города – Арбузик.

2) Малышка, которая познакомила Незнайку с автоматами Шахматного городка – Ниточка.

3) Художник из Цветочного города – Тюбик.

4) Режиссер из Солнечного города – Штучкин.

5) Мальчика, вместе с Листиком устроившего книжный театр – Буковка.

6) Музыкант из Цветочного города – Гусля.

        Ребята, вы столько всего много знаете! Я хочу сделать подарок нашей группе! Я дарю вам этот сборник книг Н.Носова о всех путешествиях незнайки!

        


Приложение

Картинки по запросу незнайка

Картинки по запросу незнайка

Картинки по запросу незнайка в каменном городе

Картинки по запросу незнайка в цветочном городе

Похожее изображение


Список литературы

Безрукова, И.И.Приключения Незнайки и его друзей: викторина / И.И. Безрукова // Читаем, учимся, играем. – 1999. – Вып. 2. – С. 13.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010 г. - № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный досуг "По страницам любимых книг" по творчеству Н. Н. Носова.

досуг с детьми подготовительной группы, как итоговое мероприятие к проекту "Наши любимые книги"....

Литературная викторина для детей и их родителей на тему "По страницам любимых книг" с описанием презинтации к ней.

Викторина  «По страницам любимых книг»Цель: воспитывать любовь и интерес к художественной  литературе,Задачи -учить детей работать в коллективе дружно, уметь договариваться между собой...

Литературная викторина "По страницам любимых книг"

Закрепить и расширить знания детей о сказках;- развивать индивидуальные литературные предпочтения;- пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, фор...

Литературная викторина “По страницам любимых книг”

Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные стран...

Литературное развлечение "По страницам любимых книг. А.Л.Барто"

Цель: обучение правильному, выразительному исполнению поэтических произведений.Задачи: -образовательныепознакомить детей с творчеством А.Л. Барто.вспомнить произведения А.Л. Барто. -развивающиера...

Литературная викторина «По страницам любимых книг»

Обобщение представлений у детей подготовительной к школе группе, о содержательном аспекте художественных произведений и их авторов, через игровую деятельность в ходе литературной викторины «По с...