Консультация " Особенности чтения художественной литературы детям дошкольного возраста"
консультация по художественной литературе (средняя группа)

Петрова Эльвира Александровна

Книга - источник знаний. Всё интересное. поучительное. главное узнаём читая книгу. ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_chteniya_h.l.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мбдоу Детский сад №166 «Цветик – семицветик»

Консультация

«Особенности чтения художественной литературы детям дошкольного возраста»

Подготовила: Петрова Э. А.

                                                                воспитатель 1 квалификационной                                                                                                                     категории

Чебоксары - 2017

Особенности чтения художественной литературы детям  дошкольного  возраста

У дошкольников слуховое чувство развито неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе – усвоения языка. Восприятию приходится считаться также со способностью детей воспринимать речь, с  умением сосредоточить внимание и определённое время сохранять его при слушании рассказа.

Дошкольники по мере развития внимания постепенно приобретают способность произвольно сосредотачивать на содержание сказки, рассказа, стихотворения, с интересом слушать, целенаправленно запоминать. Однако они легко отвлекаются от такого рода занятий. К 5-6-ти годам дошкольники приобретают умение самостоятельно сосредотачивать внимание на предлагаемом объекте изучения, и слушание получает характер выполнения речевой задачи – прослушать и ответить на вопросы, прослушать и извлечь из прочитанного определённую информацию, рассказать содержание товарищам, вспомнить похожий случай и рассказать в группе и другое.

Воспитатель должен научиться выразительно читать намеченный рассказ, сказку, стихотворение, но и подготовить детей к восприятию произведения, предусмотреть возможные их вопросы, реакции на те или иные события, изображаемые в произведении, учить впечатлению от чтения данного конкретного рассказа, сказки, стихотворения.

Чтение художественного произведения не следует прерывать. Если же слушание текста требует длительного времени, надо предусмотреть перерыв по окончании чтения части, законченной в смысловом отношении.

При чтении воспитатель следит не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. В случае ослабления внимания ребят надо незаметно для них перестроиться: задать вопрос, показать предмет, о котором читают, или же его изображение, ввести приём «конкретизации образа» - словом, принять меры к восстановлению внимания слушателя. В этом отношении выразительное чтение текста увязывается с методикой развития речи дошкольника.

Воспитатель во время чтения должен стоять или сидеть перед детьми, чтобы они могли не только слышать, но и видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Правда, мимика и жест не принадлежат к средствам словесной выразительности. Но они сопутствуют речи, являются формами проявления различных чувств, дополняют и усиливают впечатление от чтения.

Таким же дополнительным средством выразительности является жест. В процессе речи чтец использует жест в случаях, когда ему надо раскрыть существенные черты изображаемой жизни. Однако не следует злоупотреблять жестами, особенно однообразными, иллюстративными, которые ничего не добавляют к содержанию высказывания. Наиболее ценным считается жест психологический, связанный с переживаниями самого чтеца, с его мыслью, с выражением отношения чтеца к изображаемому. Психологический жест связан с раскрытием подтекста. Он может быть применён на месте психологической паузы. Цель его – мобилизовать внимание слушателя, предупредить о значительности того, о чём сообщается, убедить, подчеркнуть сказанное.

При рассказывании мимика и жест играют ещё большую роль, чем при чтении. Здесь в целях конкретизации возможно применение описательных жестов, а в отдельных случаях и указательных.

От механических жестов следует вовсе отказаться. Однообразное постукивание, безотчётная «рубка» воздуха ребром ладони и т. п. – всё это отягощает речь и чтение.

Обмен впечатлениями – необходимая часть занятия после чтения. Трудно себе представить дошкольника, который бы после активного слушания чтения воспитателя никак не отреагировал бы на прочитанное. Обычно дети хотят тут же обменяться впечатлениями, полученными от чтения. Это желание естественно. Выслушав ребят, воспитатель и сам может высказать свои мысли о прочитанном или же описать переживания. Своими суждениями или высказываниями воспитатель обобщает или конкретизирует представления детей о прочитанном событии, явлении.

Заинтересовавшись какими-либо вопросами, дети иногда просят прочитать другие рассказы на ту же тему, либо на аналогичную ей. Это следует рассматривать уже как проявление формирующегося устойчивого интереса к окружающей действительности и интенсивного развития познавательной деятельности. Даже само восприятие художественного произведения приобретает характер целевой направленности – узнавать нлвое, воспроизвести в  воображении картины, пережить те или иные эмоциональные состояния.

Порядок проведения выразительного чтения в группе примерно следующий: - Подготовка детей к слушанию. Сюда относятся и психологическая подготовка, и создание условий, способствующих восприятию читаемого произведения и организация детей.

- Чтение детям произведения. По ходу чтения могут быть использованы иллюстрации, картины, диапозитивы, таблицы учебного характера и другие наглядные пособия, конкретизирующие или обобщающие обрахы художественного произведения.

- Обмен впечатлениями и беседа по содержанию прочитанного. Сюда можно отнести непосредственные высказывания детей, вопросы к воспитателю, а также ответы на вопросы по прочитанному, передачу содержания, разного рода творческие работы ребят, связанные с прочитанным текстом (зарисовка, лепка, придумывание конца рассказа и др.).

- Обобщение полученных детьми представлений о той или иной конкретной области, действительности, которая отражена в художественном произведении. Обобщение возможно в беседе по вопросам воспитателя, в его рассказе, дополняющем или углубляющем тему беседы или прочитанного рассказа, стихотворения.

На протяжении всего учебного года мы знакомим дошкольников с художественной литературой, приобщаем детей к чтению, воспитываем любовь и бережное отношение к книге, увлекаем дошкольников и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Основные задачи работы по чтению художественной литературы детей разного возраста»

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.В раннем возрасте уд...

Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"

В материале представлены основные задачи приобщения малышей 2-3 лет к чтению художественной литературы. Дополнением является рекомендованный список литературы....

Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"

Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"...

Презентация проекта по приобщение к чтению художественной литературы детей дошкольного возраста

Хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности. Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духо...

Консультация для родителей. «Чтение художественной литературы детям раннего возраста».

Консультация для родителей на тему: как важно приобщать детей к художественной литературе....

Чтение художественной литературы детям дошкольного возраста 3-4 лет

ПРЕДЛАГАЮ СПИСОК ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ 3-4 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО...

Чтение художественной литературы детям дошкольного возраста 4-5 лет

Список художественной литературы для чтения детям 4-5 лет...