Консультация для воспитателей «Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений»
консультация по художественной литературе

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_emots_vospriyatie.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений»

Родители часто жалуются, что их дети слишком чувствительны и даже плачут, когда смотрят и слушают сказки. Некоторые малыши особенно не могут перенести тот момент, когда лиса выгоняет зайчика из его собственной избушки. Но таких слёз не надо бояться- это добрые слёзы, они помогут нашим малышам вырасти настоящими людьми. «Добрые слёзы,- пишет в одной из своих статей С. Образцов,- это нужные слёзы. Они очищают сердце. Делают его отзывчивым ко всему живому». Воспитатель должен, насколько это возможно, ориентироваться в эмоциях дошкольников, вызванных сказкой или рассказом.

Как же дети откликаются на различные моменты побед или неудач их любимых героев? Здесь имеют место индивидуальные особенности эмоционального поведения детей. Например, посмотрим как воспринимают дошкольники 5-6 лет сказку С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Героем этой сказки является мальчик примерно того же возраста. Вначале сказки он поступает жестоко, издевается над теми, кто беспомощнее, но затем, когда Нильс сам стал крошечным и беспомощным, почувствовал все невзгоды, связанные со своей слабостью, у него появляется чуткость и отзывчивость к чужой беде и даже способность жертвовать.

В начале дети сосредотачивают своё внимание на содержательных моментах сюжета и постепенно входят в сказочную действительность.

Этот процесс сопровождается такими моментами, как застывание в одной позе (замирание), двигательное беспокойство (ёрзание на стуле и т. д.), неосознанные (положил локоть на плечо товарища, и оба не замечают этого) или неожиданные действия (девочка внезапно громко хлопает в ладоши в самом неподходящем месте и сама вздрагивает от произведённого звука).

Далее по мере развития сюжета проявляется уже более определённое сопереживание и сочувствие персонажам: а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий (мальчик делает глоток воображаемой воды точно так же, как гусь Мартин, у девочки, когда Нильс плачет, уголки губ опустились, глаза наполнились слезами, лицо страдающее; мальчик вздыхает также, как и гусь Мартин; девочка прижимает ладони к лицу, как мать Нильса в минуты отчаяния; повторение слов персонажей, часто беззвучное, одними губами и т. д.); б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов сказки, вероятно, связанное с сопереживанием её персонажам (например, дует резкий ветер (звук воющего ветра), в это время девочка вскрикнула : «Ой!»- и поёжилась «от холода»; мальчик берёт воображаемое ружьё и тихо «стреляет» из него в момент появления охотников); в) желание отключиться от сильного сопереживания (некоторые дети ударяют себя, щиплют, отворачиваются от экрана).

По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается. Параллельно углубляется усвоение содержания сказки, её причинно- следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки событий.

Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками, как бы выверяя их на своих сверстниках (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех. Восклицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуациям и соседям- зрителям, типа «Зачем, ну зачем гуси туда полетели?»).

О появлении эмоциональной оценки, сочувствия персонажам можно судить по мимике дошкольников: на их лицах уже не отражается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т. е. и слёзы, и тёплое отношение одновременно, появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажами драматических ситуаций, облегчённые вздохи, когда они избегают опасности, и т.д. Когда персонажу грозит опасность, имеет место эмоция испуга, страха: расширяются глаза, дети вздрагивают, вскрикивают.

Однако у некоторых детей появляются смех, улыбки, усмешки, когда положительный персонаж попадает в бедственное положение. В этих случаях воспитатель должен быть особенно внимателен и чуток. Не прекращая чтения или просмотра, необходимо выделить для себя таких детей и собрать их после чтения сказки. Выяснить хорошо ли они поняли содержание, для чего попросить их пересказать произведение. Если ребёнок не разобрался в содержании, нужно ещё раз прочитать ему сказку, а затем опять предложить пересказать то, что он запомнил, и расспросить его о причинах и результатах поступков героев. Если же содержание ребёнку ясно и он хорошо пересказывает основные моменты сказки, но при это выражение его лица говорит о том, что ему никого не жалко или он даже радуется бедам персонажей, тут уже необходима особенно тщательная и кропотливая работа- различные игровые приёмы.

Когда дети ведут себя во время спектакля активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность их чувств обычно не вызывают сомнений.

Но как быть с детьми, которые застывают в напряжённой позе, ничего не замечая вокруг? Совершенно очевидно, что они захвачены событиями, но что они чувствуют конкретно, сказать достаточно трудно. С такими детьми также нужно заниматься специально, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к определённым моментам, раскрыть их чувства, которые могут оказаться очень сильными и глубокими.

Как же должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность детей в группе во время чтения или просмотра фильмов? Разумеется, не стоит делать детям замечаний, призывать сидеть их тихо и смирно. Это, во- первых может помешать им полноценно переживать события сказки, а во- вторых, замаскирует многие эмоциональные оценки детей, что затруднит педагогу дальнейшую работу над книгой. Особенно бурный и единодушный взрыв чувств педагог разделит с детьми, сделав соответствующую паузу, выждав, когда дети успокоятся и можно будет продолжить чтение.

И ещё раз о добрых слезах. Следует всячески поощрять в детях способность пожалеть кого-то и даже что-то. В. А. Сухомлинский писал: «Это не сентиментальность, когда ребёнок считает, что игрушечный автомобиль с поломанными колёсиками страдает от боли так же, как израненный птенец, - это отзывчивость, основа доброты и поэтичности».

Важно только, чтобы ребёнок, плача и жалея, не стремился избегать таких тяжёлых для него ситуаций, а пытался по мере своих сил и возможностей выступать как защитник добра и справедливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимается им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него ...

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»

Исходя из особенностей восприятия литературных произведений младшими дошкольниками, исследователи (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на...

Консультация для родителей на тему «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

laquo;Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»....

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»«Книги рождают мечту, вызываю...

Консультация для родителей на тему "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой...